Урок литературного чтения во 2-м классе "С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ: познакомить детей с некоторыми моментами жизни и творчества Маршака, его стихотворением "Кот и лодыри"; развивать навык чтения, творческие способности, внимание учащихся; формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта, выставка его книг, карточки с отрывками из произведений Маршака, карточки со строками стихотворения для игры "Составь стихотворение", таблички с записью названия стихотворения и слова "грифель", толковый словарь, учебник "Родная речь" Горецкого.

ХОД УРОКА

1) Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2) Звуковая разминка.

Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

1. Чтение гласных: а о у и ы е

2. Чтение согласных: ж ш з щ с ц

3. Скороговорка:

Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах.

- Произнесите скороговорку с интонацией радости, удивления.

4. Игра "Составь стихотворение". Приложение 1.

- На что будете обращать внимание при составлении стихотворения?

ПРО ОДНОГО УЧЕНИКА.

Пришёл из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо!"
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Негодяй!
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил её за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- За это, - мать сказала строго, -
И единицы слишком много!
- У нас отметки меньше нет. -
Промолвил мальчик ей в ответ.
- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Ты очень скверный ученик,
Вздохнув, сказала мать.
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!

- Как вы думаете, справились ли мы с заданием? Докажите.

- Сложите полоски со строками стихотворения по порядку, прочтите имя автора этого стихотворения.

3) Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми моментами жизни и творчества С. Я. Маршака, прочитаем одно из его стихотворений. Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства, которые мы прочли в 1 классе.

2. Викторина по произведениям Маршака.

- Назовите произведение Маршака, из которого взят отрывок.

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
("От А до Я" Азбука в стихах)

Вот один иль единица -
Очень тонкая как спица.

А вот это цифра два -
Полюбуйтесь какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
("Весёлый счёт")

Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
("Мяч")

Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
("Багаж")

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки.
("Жил человек рассеянный")

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
("Кошкин дом")

Где обедал, воробей?
В зоопарку у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы
("Где обедал, воробей?)

3. Рассказ учителя о Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, так что, по-праву, мы можем назвать его своим земляком. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

4. Работа над статьёй в учебнике, стр. 24

а) Чтение "Спринт"

- Как можно быстрее, только глазами прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос: Для кого писал свои произведения Маршак?

Чаще всего о Маршаке говорят, как о детском поэте. Однако его вклад в литературу гораздо больше. Не случайно К.И.Чуковский остроумно приветствовал в лице Маршака пять Маршаков: Маршака - детского поэта, Маршака - драматурга, лирического поэта, переводчика и, наконец, Маршака - сатирика.

б) Чтение статьи вслух.

- Сейчас громко и чётко прочитаем статью вслух и ответим ещё на один вопрос: Почему произведения Маршака нравятся и взрослым, и детям?

Физкультминутка.

5. Работа над стихотворением "Кот и лодыри" (вывешивается табличка с названием стихотворения)

- Кто такие лодыри?

а) Чтение стихотворения учителем. Беседа по первым впечатлениям.

- Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.

- Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно.

- Найдите значение слова "грифель" в толковом словаре. ( Если есть возможность - словари лежат на каждой парте. Если нет - один ученик находит в словаре и читает значение слова)

Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.

в) Чтение стихотворения "цепочкой" (по 2 строчки)

г) Чтение стихотворения по ролям. Работа над выразительностью чтения.

- Сколько человек нужно, чтобы прочитать стихотворение по ролям?

- Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

- Как он говорит в конце встречи?

д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)

Сам Маршак - неутомимый труженик, не терпел "пустого" времени. Он писал:

Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

6. Чтение "Сказки про двух лодырей" Маршака подготовленными учениками. Приложение 2.

- Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одно произведение Маршака - "Сказку про двух лодырей", созвучную с данным стихотворением и подумать, к чему может привести лень, нежелание заниматься каким-либо делом.

Как говорится: сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

4) Проверка домашнего задания.

Дома вы пробовали свои силы в сочинении стихов на заданные рифмы.

- Кто выполнил задание? (Дети читают свои стихи)

- Чьё стихотворение вам понравилось больше всего?

5) Итог урока. Проверочный тест.

- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?

Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. Я буду задавать вам вопросы. Из нескольких ответов выберите правильный, запишите букву, около которой он написан.

Проверочный тест.

- Имя и отчество поэта.

в - Лев Николаевич;

м - Самуил Яковлевич;

у - Корней Иванович;

- Где родился Маршак?

о - Воронеж;

м - Острогожск;

р - Петербург;

- Выберите название произведения Маршака.

н - "Путаница";

ш - "Федорино горе";

л - "Детки в клетке";

- Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".

и - неряха;

ю - плакса;

о - лентяй;

- Куда попали лодыри вместо урока?

д - каток;

т - кино;

ч - музей;

- Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

к - два года;

ц - год;

щ - пять лет;

- Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а

ы - лень портит;

а - два лучше;

е - говори меньше.

Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово:МОЛОДЦЫ!

6) Оценки. Домашнее задание

Приложение 1

Приложение 2