Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Разделы: Русский язык


Класс: 5.

Тип урока: урок развития речи.

Форма: урок – подготовка к написанию сочинения.

Данному уроку предшествовал урок внеклассного чтения, на котором ученик познакомился с рассказом Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство», с отрывками из книги Е. Спангеберга «Встречи с животными» (главой «На большой Уссурке»), из которых узнали о повадках, особенностях некоторых зверей, о неожиданных встречах человека с животными, и наблюдения за ними.

К уроку учащиеся готовятся постепенно, из урока в урок, накапливая материал. Учитель оказывает помощь в подготовке к сочинению по картине, составлению плана, контролирует работу по написанию черновика, редактированию текста.

За работу школьник получает две оценки: а) за содержание и речевое оформление, учитывая: фактические ошибки – логические ошибки – речевые ошибки; б) за грамотность, учитывая: орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учить «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению.
  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль картины.
  3. Учить пятиклассников собирать рабочие материалы к сочинению по картине.
  4. Формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
  2. Развивать речь учащихся посредством высказывания своих мыслей о картине, обоснования и мотивирования их.
  3. Обогащать активный и пассивный словарь учащихся.
  4. Развивать умения редактировать текст.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к национальной русской культуре и положительное отношение к национальным ценностям.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Шишкина.
  2. Репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
  3. Аудиозапись «Звуки леса».
  4. Словарь синонимов.

Структура урока:

  1. Орг. момент – 1 минута.
  2. Постановка цели – 1 минута.
  3. Рассказ о художнике – 3 минуты.
  4. Беседа по картине – 20 минут.
  5. Словарно-стилистическая и орфографическая работа – 10 минут.
  6. Составление плана – 5 минут.
  7. Знакомство с примером сочинения – 5 минут.
  8. Работа над текстом сочинения. Редактирование – 45 минут.

Диагностика:

Учащиеся знают:

  1. что такое устная и письменная, диалогическая и монологическая речь;
  2. что такое текст, способы и средства связи предложений в тексте;
  3. что такое тема и основная мысль текста;
  4. функционально-смысловые типы речи;
  5. выразительные средства речи;
  6. что значит писать и говорить на тему;
  7. для чего нужен план;
  8. стили речи.

Учащиеся умеют:

  1. анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использование синонимов, антонимов и т.д.);
  2. выразительно читать текст: определять и соблюдать основой тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово в предложении логическим ударением;
  3. озаглавить текст, составить простой план готового теста;
  4. подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи;
  5. самостоятельно строить высказывание (повествование, описание).

Ход урока

Содержание урока Дидактический комментарий и обоснование.
I. Орг. момент.
Взаимное приветствие учителя и учащегося. Проследить наличие на партах необходимого материала к уроку. Обратить внимание на внешний вид ученика, на посадку, на порядок в классе.
Взаимное приветствие. Осуществляется психолого-педагогическая подготовка учащегося к работе по подготовке и написанию сочинения по картине, переключение внимания на учебную деятельность; готовлю школьника к активной работе на уроке, воспитываю навыки культуры поведения.
II. Постановка цели.
Учащемуся необходимо написать сочинение по картине:
познакомиться с картиной И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»;
понаблюдать за красками летнего утра в сосновом лесу, за косолапыми обитателями бора на полотне художника;
написать сочинение по картине
Сосредотачиваю внимание ученика, настраиваю на серьезное отношение к работе, активизирую мышление.
Школьник должен четко представить себе результат своей деятельности, то к чему он должен стремиться в процессе урока.
Повышение познавательного интереса.
Постанова проблемной ситуации.
Запись темы урока в тетрадь. Обращаю внимание на аккуратность записи в тетради,
слежу за посадкой.
III. Рассказ о художнике.
Демонстрация портрета И.И. Шишкина.
(приложение 1)
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) – один из крупнейших мастеров русской пейзажной живописи. Всем своим творчеством он прославлял красоту, мощь и богатство одной природы. Большинство полотен И.И. Шишкина посвящено русскому лесу. Об этом говорят их названия: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной», «Корабельная роща» и многие другие.
Особой популярностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу», созданная в 1889 году. Фигуры медведей в ней написаны другом И.И. Шишкина – известным русским художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844-1905).
Ученик рассматривает портрет, слушает рассказ о художнике.

Воспитываю поведение внимательного слушания.

Помогаю сосредоточить внимание на определенной теме.

Подготавливаю к восприятию картины.
IV. Беседа по картине.
Демонстрация репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
(приложение 2)
Вопросы к классу.
– Рассмотрим репродукцию картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Какое впечатление произвела на вас эта картина?
– Почему она так названа?
– Какие детали картины убеждают нас в том, что на ней изображено раннее летнее утро?
– Что отражено в названии – тема или основная мысль автора? Объясните свой ответ.
– Что изображено на центральном плане картины?
– Сколько всего медведей на картине И. Шишкина?
– Что они делают? Чем заняты?
– Когда-то по ярмаркам ходили скоморохи с медведями, которые выделывали разные штуки или танцевали под музыку. А чтобы еще больше развеселить публику, на медведей надевали человеческую одежду. Во многих местах медведь стал чуть ли не священным животным. В некоторых индейских племенах медведей почитают, так как, согласно древнему поверью, мертвые соплеменники воскресают в медвежьем обличье. У других индейцев одолеть медведя считается геройством. Удачливый охотник украшает себя зубами и когтями убитого медведя. Едва ли не в каждой стране есть символизирующее страну животное. Очень часто иностранцы, характеризуя Россию, вспоминают медведя. Почему-то именно это животное чаще других связывают с Россией. Кстати, именно медведь символизировал Олимпийские игры в Москве (1980 г.).
– Ребята, а что вы знаете про этих зверей? Про их характер, повадки? Как они выглядят? Какие это животные домашние или дикие?
– Одинаковы ли медвежата?
– Давайте внимательно посмотрим на шерсть медвежат.
– Что вы можете о ней сказать?
– Между топтыжками явно происходит какой-то разговор. Как вы думаете, о чем они могут разговаривать? Давайте попробуем оживить эту картину.
– Вы сказали, что шерсть у мишек коричневая, а какой еще синоним можно подобрать к слову «коричневый»?
– Как выглядит взрослая медведица?
– Как мы догадались, что это мать малышей?
– Вы когда-нибудь видели настоящего медведя? Где?
– Медведи на поваленной бурей сосне изображены в центре полотна. А что же мы видим вокруг?
– А как называется сосновый лес?
– Вы правильно сказали об основных составляющих картины, то есть о ее композиции. Как и литературное произведение, картина обладает определенной композицией. Что такое композиция в литературном произведении?
Композиция картины – это тоже построение, соотношение и взаимное расположение частей, фигур на картине художника.
– Создавая целостный и ясный пейзажный образ художник использует всю систему цветовых отношений?
– Какие цвета применяет художник при изображении природы?
Подключаю зрительное восприятие, воздействую на чувства ученика яркими запоминающимися образами.
Формирую индивидуальное понимание художественного образа.
Связь русского языка с изобразительным искусством.
Интегрированный метод.
Способствую развитию мышления.
Углубляю первоначальное восприятие картин.
Метод наблюдения.
Культурологический подход.

Связь с национальной культурой.
Связь с жизненным опытом.

Стимулирую творческое воображение, готовлю к созданию самостоятельного речевого высказывания.
Игровой метод.
Постановка проблемной ситуации. Развиваю диалогическую речь учащегося.
Познавательно-творческий метод. Моделирование речевой ситуации.

Заинтересовываю школьника, повышаю активность. Хвалю за правильные ответы.
Развиваю наблюдательность, образное мышление, целостное восприятие произведения живописи.
Интегрированный метод.
Активизирую работу, повышаю творческую активность.
Развиваю наблюдательность.
Постановка проблемной ситуации.
Совместная работа учителя и ученика. Организую словарно-стилистическую работу, помогаю школьнику в отборе необходимых слов.
Устанавливаю творческую атмосферу.
V. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
Составление на доске таблицы, отражающей признаки и действия предметов, изображенных на картине.
(приложение 3)
Давайте вспомним, что такое синонимы?
– Подберите синонимы к словам: картина, художник, лес, лесная глушь, сосны, медвежата.
– Объясните значения выражений: медвежий угол, медведь на ухо наступил, делить шкуру неубитого медведя.
Очень важно при написании сочинения соблюдать единый временной план описания.
Представьте себе: то, что изображено на картине, вы видите сейчас в действительности и рассказываете об этом, употребляя глаголы настоящего времени. Можно использовать и предложения без глаголов. Например: Ранее летнее утро. Свежо в лесу. И т.д.
– Повторим орфографические правила.
Вспомним, как Смотри, как пишутся эти слова: пишутся эти слова:
растут стелется
поднимается темно-коричневые
медвежонок будто
замер будто бы
замирает как будто
чувствуют сломанная
в безопасности вглядывается
из-под выковыривает
медвежья заботливая
медвежьей
(приложение 4)
Организую лексическую работу.
Проверяю умение ученика работать со словарем синонимов.

Расширяю лексический запас школьника.
Акцентирую внимание на отбор наиболее точных и ярких языковых выразительных средств, не нарушая целостное художественное восприятие картины.
Заинтересовываю, прививаю любовь к русскому языку.

Организую орфографическую работу.
Обращаю внимание на запись на доске, оформленную до урока. Школьник объясняет правописание слов на изученные правила, после чего правая колонка записи закрывается. Затем читаются слова во второй колонке; эта запись сохраняется до конца работы над сочинением и выполняет роль справочника.
Развиваю орфографическую зоркость ученика.
VI. Составление плана.
Вам, ребята, предстоит описать картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Но для этого нам нужно составить план. Любое сочинение, любая письменная работа всегда начинается с так называемого введения – подхода к теме. В данном случае – при описании картины мы тоже должны каким-то образом подойти к описанию.
– С чего же мы можем начать наше сочинение?
– Вариантов начала сочинения – безграничное множество: например, «Летом я был в Москве, в Третьяковской галерее. Долго стоял перед картиной И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Или: «Я люблю русский лес, и мне очень нравиться картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Вот она передо мной…».
После введения всегда идет основная часть, в которой непосредственно описывается картина.
– С чего же начать?
– О каких элементах, составляющих композицию картины, мы должны обязательно сказать в своем сочинении?
– После описания леса мы должны перейти к описанию главных героев картины – медвежатам. Подумайте, как можно назвать этот пункт плана?
– Но кроме медвежат на картине Изображена и медведица-мать, о ней тоже следует упомянуть в своей работе. О чем бы вы сказали при ее описании?
– В каждом сочинении есть и заключительная часть. В ней вы сможете высказать свое мнение об этой картине, объяснить, почему вам понравилась или не понравилась эта картина, что более всего запомнилось, привлекло внимание.

План:
1. Раннее летнее утро.
2. Вековые сосны и молодая поросль.
3. Сломанная бурей сосна.
4. Забавные медвежата.
5. Заботливая и строгая мать.
6. Мое отношение к картине.
Приучаю к последовательности в изложении мысли.
Подготавливаю к составлению собственного речевого высказывания, вырабатываю умение планировать свое высказывание.



Совместная работа учителя и ученика.
VII. Знакомство с примера сочинения по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
– Послушайте сочинение вашего сверстника по картине «Утро в сосновом лесу». Оно поможет вам написать собственное сочинение, предупредить возможные ошибки, поэтому во время прослушивания будьте очень внимательны.
(приложение 5)

Соответствует и композиция сочинения составленному нами плану?
Способствую более полному восприятию и пониманию произведения живописи.
Усиливаю эмоциональное восприятие текстом и помогаю глубже понять содержание картины.
Воспитываю поведение внимательного слушания.
Стимулирую творческий поиск.
Оказываю помощь при создании текста и его редактирование.
VIII. Работа над текстом сочинения. Редактирование.
Воспользовавшись рабочими материалами и составленным на уроке планом, напишите сочинение-описание с элементами повествования по данной картине.  

Приложения.