Интегрированный урок (логопедия + изодеятельность) по теме "Зима"

Разделы: Логопедия


Возраст детей: 3-й класс.

Цели:

Коррекционные:

  • Актуализация и обогащение словаря по теме «Зима».
  • Формировать умение составлять простое распространенное предложение.
  • Развивать пространственные отношения.

Образовательные:

  • Закреплять знания о зиме, отмечая характерные особенности этого времени года.
  • Систематизировать предикативный словарь.
  • Дать представление о взаимоотношении предметов при передачи пространства в плоскости листа.

Развивающие:

  • Развивать умение работать кистью без предварительного наброска карандашом.
  • Развивать мелкую моторику, логику.

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность в решении учебно – практических действий и речевых задач.
  • Воспитывать любовь и интерес к природе.

Оборудование: карточки с речевыми заданиями, тетради, сюжетные картинки, листы для рисования, кисти, гуашь, карточки с названием планов картины, мозаика.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Мы начинаем заниматься
Прошу вас встать и подравняться.

II. Объявление темы.

Педагог: Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

– Ребята, когда это бывает?

Дети: Зимой.

Педагог: Какая погода бывает зимой?

Дети: Холодна, морозная, снежная.

Педагог: Посмотрите на картину. Найдите и выпишите имена существительные, характеризующие зиму.

Дети находят и выписывают слова. Далее проводится проверка (чтение по цепочке с дописыванием недостающих слов).

Педагог: Какие слова вы выписали?

Дети: Снег, снежинки, лед и т.д.

Педагог: Ребята, у меня есть непонятные карточки, в них спрятаны слова. Расшифруйте их и назовите зашифрованные слова.

Каждому раздается карточка.

  • АРПОНМЕТЕТИПКОТДУЕТДЬ
  • ЦИОЛЕПЯТКОРМОРОЗИТЮЛ
  • ДРСОВАЩТСКРИПИТЛЖУДВ
  • ЖСВЕРКАЕТОКИСКРИТСЯЛ
  • БЛТКРУЖАТСЯСНОВЬЮЖИТ
  • КАТАЮТСЯМКАСКОЛЬЗЯТЭ

Проводится взаимопроверка.

Педагог: Ребята, какой частью речи выражены зашифрованные слова.

Дети: Глаголами.

Педагог: А сейчас все встаньте. Я буду бросать мячи, а вы назовете мне слова прилагательные характеризующие признаки зимы.

Дети: Снежная, прохладная, вьюжная, заснеженная, морозная, сверкающая.

Педагог: Молодцы. Сейчас я предлагаю вам поработать парами. Образовать и подписать однокоренные слова.

Педагог: Какие однокоренные слова образовали от слова СНЕГ?

Дети: Снежная, заснеженный, снеговые.

Педагог: Какие слова образовали от слова ЗИМА?

Дети: Зимушка, зимовать, зимняя, зимующие.

Педагог: Какие слова образовали от слова МОРОЗ?

Дети: Морозный, заморозить, замороженный, морозит.

Педагог: Какие слова образовали от слова ЛЁД?

Дети: Ледяные, ледок, ледовый, заледенел.

Педагог: Молодцы.

Педагог: А сейчас, посмотрите на картинку. (Изображено окно, на нем морозный рисунок.) Я вам предлагаю начало предложения.

МОРОЗ РИСУЕТ ...

Добавьте по одному слову, подходящее по смыслу. Чтобы распространить предложение.

Дети:

  • МОРОЗ РИСУЕТ УЗОРЫ.
  • МОРОЗ РИСУЕТ УЗОРЫ НА ОКНАХ.
  • МОРОЗ РИСУЕТ ПРИЧУДЛИВЫЕ УЗОРЫ НА ОКНАХ.

Аналогично строится работа с другими предложениями. ЗИМА УКРЫВАЕТ. ДЕТИ СЛЕПИЛИ.

Физкультурная минутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Теперь сядем отдохнем.
Рисовать сейчас начнем.

Педагог: Ребята, на ваших партах лежат конверты с мозаиками – пейзажами. Вам нужно собрать картину и придумать для нее название.

Педагог: Какое время года изображено на собранных вами картинах?

Дети: Зима.

Педагог: Сейчас сядьте удобно, закройте глаза и послушайте рассказ о зиме. В нем я буду описывать зиму разными цветами, а вы их запомните.

Все куда-то скрылось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, листья и травы? Голубые льды закрыли озера, белые снега укутали землю, серебряные снежинки украсили деревья. Солнце все ниже. А тени все длинней и длинней. И день короче воробьиного носа…

– С помощью, каких цветов я описала зиму?

Дети: Голубые, белые, серебряные.

Педагог: Какой части речи относятся эти слова?

Дети: Прилагательные.

Педагог: А прилагательные черная подойдет для описания зимы? Сейчас с помощью черной краски мы попробуем изобразить белую зиму.

Композиция пейзажа создается одновременно с учителем на доске на доске и в альбомах.

Педагог: С какой линии начинается построение пейзажа?

Дети: Линия горизонта.

Педагог: Вдалеке нужно изобразить лес, на каком плане в картине он будет находиться?

Дети: Задний план.

Педагог: Будут ли видны отдельные деревья?

Дети: Нет.

Педагог: На заднем плане лес изображаем сплошной, ломанной линией. Какой план располагается в нижней части листа?

Дети: Передний.

Педагог: Какими по размеру будут предметы на переднем плане картины?

Дети: Большими.

Педагог: Изображаем на переднем плане дерево. По размеру предметы на переднем и среднем плане будут одинаковые?

Дети: Нет.

Педагог: Изображаем на среднем плане два дерева. Для того чтобы уравновесить композицию, мы рисуем их в правой части листа. Можно считать работу завершенной?

Дети: Нет.

Педагог: Дорисуйте свою картину самостоятельно.

Педагог: Удалось вам изобразить белую зиму.

Дети: Да.

Педагог: С помощью, какой краски мы это сделали?

Дети: Черной.

Педагог: Дайте название своему рисунку.

III. Итог занятия.

Педагог: Назовите по три существительных, прилагательных, глагола характеризующих зиму на получившихся рисунках. : Придумайте 1–2 распространенных предложения с этими словами.