Решение уравнений. Нахождение слагаемого

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях;
  • развивать и совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
  • закрепить умение складывать и вычитать многозначные числа;
  • закрепить умение находить площадь многоугольников;
  • развивать познавательный интерес к математике, истории;
  • воспитывать взаимопомощь, дружбу.

Оборудование: учебник «Математика.4 класс» (автор М.И. Моро); индивидуальный раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы будем учиться решать новые уравнения; закреплять изученные приёмы устных и письменных вычислений с многозначными числами; решать задачи; находить площадь многоугольников.

– Гостем на нашем уроке будет еще одна наука. Разгадайте ребус:

И100рия (история)

– Это значит, на уроке вы узнаете интересные сведения из истории счета, математики.

III. Устный счет. Актуализация опорных знаний

1. Зрительный диктант. Игра « Числовая карусель».

Плакат.

         801                                 851
861
841                                         831

– Прочитайте  числа и запомните их.
– Воспроизведите числа друг-другу, проверьте. (Работают в парах )
– Какое число лишнее? Почему?
– Каким числом можно заменить?
– Расставить в порядке  убывания.

       861                851              841         831         801

– Чем похожи числа? Чем отличаются?
– Дополните до 90 десятков.

2. Исторические сведения. «Всегда ли люди умели считать?»

Историческая справка.

Для чего надо уметь считать? Всегда ли люди умели считать?
Первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь. Сначала они научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака. Учиться считать требовала сама жизнь. Охотились наши предки большими группами. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, четыре – против берлоги. Трёх – с одной стороны. Названий у чисел не было, он показывал на пальцах.
Много тысячелетий прошло, прежде чем появились числа, и люди поняли, … что складывать, вычитать, умножать, делить можно не сами предметы, а числа.

 3.  1 ряд игра «Числовой коврик». Узнать является ли квадрат магическим.

Групповая работа.

2 ряд «Математическая эстафета». (Эксперты ученики второго ряда).

100 : 50                        600 : 200
800 : 400                      1000 : 500
140 2                           120  2
420 + 50                       530 + 20
830 – 300                      640 – 200
4000 : 10                      3000 : 1000
140 : 2                          440 : 4

Исторические сведения

Вы заметили: для того чтобы вычислить результат, часто удобно определять в числе общее число десятков. Счет тоже ведется десятками. Вспомните:

1 дес. = 10 ед.
1 сот. = 10 дес.
1 тыс. = 10 сот.

Способ счета послужил основой образования десятичной системы счисления. Как вы думаете, какое число является основанием десятичной системы счисления?
На ранних ступенях развития общества люди считали с помощью 10 пальцев. К счету привлекали много участников. Один считал единицы, второй – десятки, а третий – сотни. Например, нужно посчитать 562 + 234
Считали так: 5 пальцев третьего человека, 6 пальцев второго человека,2 пальца первого человека + 2 пальца третьего человека, 3 пальца второго человека,4 пальца первого человека. Как вы думаете, удобно ли так было вести счет? Постепенно стали говорить вместо «пальцев второго человека» появился десяток, вместо «пальцев третьего человека» – сотня.
Сейчас десятичная система счисления применяется почти повсеместно.

IV. Работа над новой темой

1. – Как называются числа при сложении?
– С каким арифметическим действием связано сложение?
– Какой из компонентов сложения самый большой?
– Как найти неизвестное слагаемое?

На доске.

Слагаемое             3     62      300                   
Слагаемое                              175      24     700
Сумма                    7     82                  76     900

Вывод: сформулируйте правило нахождения неизвестного слагаемого.

2. Перед вами уравнение x + 12 = 25. Подробно объясните, как будете его решать (объяснение ученика с записью на доске и в тетрадях).
Ещё одно уравнение х + 12 = 75 : 3
– Что  общего и в чем различие в записи этих уравнений?
– Мы выяснили, что во втором уравнении значение суммы выражено частным чисел  75 и 3
– Как привести данное  уравнение к простой записи? (Вычислить 75 : 3 = 25)
– Получилось простое уравнение х + 12 = 25
3. Рассмотреть запись решения уравнений в параграфе стр. 64.
4. № 310 – коллективная работа  с доской.
5. № 311– под руководством учителя.

V. Физкультминутка

(Упражнения на координацию движения)

1. Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Вернитесь в исходное положение. Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох. ( аналогично через правое плечо).

2. Левой рукой дотронуться до правого уха, а правой рукой  – до кончика носа. Поменяйте положение рук.

VI. Работа над пройденным материалом

1. Сложение и вычитание многозначных чисел.

История возникновения знаков плюс ( + ) и минус ( – )

Кто из вас помнит историю возникновения математических знаков? Многие ученые считают, что происхождение этих знаков имеет совсем другие корни. Давайте познакомимся и с другим мнением. Раньше, когда знаки плюс и минус не были известны древним математикам, сумму чисел записывали так: 1 и 2 или на латинском 1 et 2. Для краткости стали писать 1et2, а потом 1 + 2.

№ 312 выполняется самостоятельно (на доске решают слабоуспевающие ученики, вполголоса комментируя для себя и учителя)

I в. – 1, 3 столбики.
II в – 2, 4 столбики.

2. Геометрический материал.

Практическая работа (работа в парах)

Найти площадь фигур.

– Рассмотри план школьного участка. Найди площадь спортивной площадки, школы, огорода.

1 см2 = 100 м2

Историческая справка

Мы часто говорим о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила человека уже в древности измерять не только длину, но и площадь предмета. Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха. Но основными стали десятина и честь. Десятиной называлась поверхность квадрата со стороной 50 сажен (1 сажень = 2, 1336м)
Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово площадь.

3. Работа по тетради на печатной основе.

С.43  №9

– Как находим площадь прямоугольника?
– А если известна сторона и площадь, можно узнать вторую сторону прямоугольника? 

VII. Домашнее задание

С. 64 №315 (повторить таблицу  единиц площади и  длины)
№ 316 (вспомнить порядок выполнения действий).

 VIII. Итог урока

– Чему учились на уроке?
– Что понравилось?
– Какие задания показались самыми  интересными? Трудными?
– Кто работал в полную силу?
– Кто работал хорошо, но мог бы работать лучше?
– Кто недоволен своей работой?

Оценки за урок.

– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. И если вы правильно найдете ответы на задания арифметического диктанта, то узнаете, на какую оценку работал класс.

Игра «Арифметическая мозаика»

1. Уменьшить 700 на 200     (500)
2. 900: 100                              (9)
3. Первое слагаемое 380, второе – 20 .Найти сумму. (400)
4. 35 дес.                                (350)
5. 80   10                                (800)
6. 10    1                                 (10)
7.  12   2                                 (24)
8. 200 : 2                                (100)