Занятие по развитию речи "Животные наших лесов"

Разделы: Логопедия


Цель: ознакомление детей с миром животных, развитие связной монологической речи дошкольников и творческого воссоздающего воображения и мышления.

Задачи:

1. Образовательные:

  • развитие монологической речи дошкольников и творческого мышления;
  • формирование навыков связных речевых высказываний, правильного звукопроизношения дошкольников на основе творческих игр;
  • развитие воссоздающего воображения на основе интеллектуальных действий: анализа и синтеза объекта.

2. Развивающие:

  • развитие навыков целенаправленного восприятия, наглядно-образной, словесно-логической памяти дошкольников;
  • развитие внимания, нестандартного мышления в играх.

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к животным, умение сопереживать;
  • воспитание уверенности в своих силах, чувства радости, успеха;
  • воспитание уважения к товарищу;
  • учить слушать до конца не перебивая, оказывать помощь, радоваться за успехи товарищей.

Форма занятия: групповое.

Вид: занятие-путешествие.

Приемы технологии ТРИЗ.
Поставленные задачи решались через игровые приемы:

  1. «Теремок» – развитие умения видеть и находить сходство предметов, отличающихся друг от друга свойствами и признаками.
  2. «Разведчики» – игра на познание объектов окружающего мира и понимания единства всех его составляющих и законов его развития;
  3. «Фантастические животные» – преобразование слов, развитие навыков чтения.
  4. «Волшебный экран» – развитие интеллектуальных операций: анализа и синтеза, основан на опыте ребенка. Развитие умений анализировать объект, раскладывать его на составляющие, прослеживать его развитие во времени.
  5. «Составление загадок» – формирование словаря признаков и действий.
  6. «Эмпатия» – закрепление умения составлять творческие рассказы, используя чувственное восприятие окружающего.
  7. «Запах леса» – (ароматерапия) – дыхательная гимнастика с использованием эфирного масла «Сосна» нормализует психологическое состояние детей, повышает иммунитет. Утоляет боль, хорошо тонизирует и восстанавливает силы организма после инфекционных заболеваний, увеличивает количество энергии и позволяет высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма.

Предварительная работа.

Беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций серии картин с изображением животных наших лесов, знакомство со схемой составления загадок, знакомство с «волшебным экраном» в других лексических темах, рисование диких животных, разучивание стихотворений и пословиц о животных.

Демонстрационный материал:

  • «Теремок» + картинки-листочки;
  • осенние кленовые листья, теневой театр (дикие звери);
  • лампа, эфирное масло «Сосна», деревья, игрушка белочка;
  • схемы составления загадок, волшебные слоги;
  • картина (домики зверей) + картинки зверей к игре «Разведчики»;
  • «Волшебный экран» – (белка), иллюстрация «Дикие животные»;
  • изображения волшебников-проводников.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите, сколько листьев под ногами. Как они сюда попали? (Их принес осенний ветер.)

(Дети идут по тропинке из листьев, подходят к теремку.)

- Так ведь это настоящая дорога, выложенная из осенних листочков. И эта дорога куда-то нас приглашает.

- Смотрите, ребята, волшебный теремок, а вот и деревце которое приглашает нас в гости, в осенний лес. Как называется это дерево? (Ответы детей.)

- А листья клена, какие?

- Если листья желтые, значит, какое время года сейчас царствует в природе?

II. Основная часть.

1.- Посмотрите, на листьях дерева кто-то изображен?

- Ребята, осень, живущая в этом теремке, пропустит нас в лес, если мы скажем что общего у этих зверей с ней.

Белка – запасливая, а осень как раз время сбора урожая.

Волк – серый, сердитый, а осеннее небо часто бывает серым и сердитым от набежавших туч.

Лиса – у нее цвет меха рыжий, а осень называют золотой, рыжей из-за цвета осенних листьев.

Еж – колючий, осенние ветки лиственных деревьев и хвоя елей и сосен тоже колючие.

Медведь – впадает в спячку, и осенний лес готовиться к долгому зимнему сну.

Игра «Теремок».

2. Вы, догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

А чтобы говорить красиво и правильно нужно сделать гимнастику для язычка, в этом нам помогут животные-актеры. Первая остановка – «Лесной театр теней».

(Показ теневого театра + артикуляционная гимнастика, звучит спокойная музыка.)

(Дети, в соответствии с показом, выполняют артикуляционную гимнастику «Дикие животные».)

«Зайчик»

- Губку верхнюю подняв,
замер зайчик, зубки сжав.

(Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, опустить обратно – 5-7 раз.)

«Белка и лиса»

- Сверху белка прискакала,
лиса здравствуй, ей сказала.

(Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, держать 3-5 секунд, убрать язык в рот – 5 раз.)

«Белка и еж»

- Осмотрелась белка,
а потом поздоровалась с ежом.

(Широким языком тянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот.)

«Медведь»

- За верхнюю губку заложен язык,
медведь уступать никому не привык.

(Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать 5 секунд.)

«Хомяк»

- Языком давить стараюсь,
в щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
как мешок у хомяка.

(Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.)

«Лиса»

- Как будто колобок лежит на губе,
слижу его «чашечкой» в ротик себе.

(Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.)

«Волк»

- Клыки страшные свои
чищу «чашкой» изнутри.

(Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.)

3. В этом театре не только животные актеры, но и вы тоже можете стать артистами. Давайте попробуем изобразить диких зверей.

Логоритмика «Дикие звери».

1. Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идут «вперевалку», «загребают» слегка согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед и в рот себе кладет. (Едят мед, облизывают лапы.)
Облизывает лапу сластена косолапый. (Руки перед грудью, мелкие подскоки.)

2. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись как стрелки ушки. (Указательными и средними разведенными пальцами изображают ушки.)
Шорох тихий раздается: кто- то по лесу крадется. (Пугливо оглядываются.)

3. У лисицы острый нос, у неё пушистый хвост, (Показ руками, какой нос.)
Шуба рыжая лисы несказанной красоты. («Оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь.)
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает. (Величаво медленно идут, оглядываясь на свой хвост.)

4. Работа со слогами. Игра «Волшебные животные».

(Дети читают слоги.)

- Какие необычные карточки, что на них написано? (Белса, медка, заведь, лияц.)

- На что похожи эти слова? (На названия несуществующих животных.)

- Из названий, каких животных составлены эти слова?

- Ребята, давайте разложим слоги так, чтобы получились названия настоящих зверей, а подсказкой будут изображения их любимых лакомств.

(Дети выкладывают слоги и читают вновь получившиеся слова.)

- Что у нас получилось?

- Ребята, медведь любит рыбу, лиса мышкует. Как называют зверей, питающихся преимущественно животной пищей? (Хищники.)

- У зайца морковь, у белки грибок. Что это за пища? Как мы называем зверей, питающихся растительной пищей? (Травоядные.)

5. Игра «Разведчики».

- Ребята, лес большой и очень важно, чтобы у каждого зверя был свой домик. Постараемся найти всем зверям свое жилище.

(Дети помещают изображения зверей на картину, объясняя свой выбор.)

6. Составление загадок.

- Все животные без исключения любят, когда про них сочиняют загадки, сказки, пословицы. Ребята, давайте попробуем составить загадки про некоторых зверей. (Ёж, лось.)

- Для этого нам понадобиться наша схема составления загадок.

(Дети придумывают загадки, подбирая слова-признаки.)

Пример: Ёж

Какой? Но не; как. Кто такой же.
Круглый.
Колючий.
Пыхтящий.
Хищный.
Клубок.
Игла.
Пароходная труба.
Волк.

- Что у нас получилось.

Круглый, как клубок.
Хищный, но не волк.
Колючий, как игла.
Пыхтит, но не пароходная труба.

(Дети аналогично составляют загадку про лося.)

- Отличные загадки у нас получились!

7. Игра «Волшебный экран».

Слышите, чей-то голосок, кто-то нас зовет.

Белочка: Здравствуйте ребята, узнали меня?

- Слышала я, какие интересные загадки вы придумали про лося, да ежа. А обо мне что-нибудь знаете?

- Белочка, ты слушай, а ребята расскажут и о тебе.

Работа с «волшебным экраном» для природных объектов.

(Дети составляют предложения по каждому элементу экрана.)

Пример:

  1. Это белка.
  2. Белка умеет прыгать с ветки на ветку, собирать запасы на зиму, грызть орехи и т.д.
  3. У белки есть голова, туловище, цепкие лапы с когтями, которые помогают ей цепляться за ветви деревьев и т.д.
  4. Белка живёт на дереве в дупле.
    И т. д.
5. Кто его «друзья»? (Представители класса.) 2. Что умеет делать? 8. Как изменится этот объект, когда вырастет?
4. Где живет объект? 1. Кто это? 7. Умел ли он тогда выполнять свое главное дело?
6. Каким этот объект был раньше? Откуда появился? 3. Из каких частей состоит? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта? 9. Что нужно, чтобы так произошло?

- Белочка довольна и дарит вам картину и фотографии с изображением обитателей этого леса и хочет с вами поиграть.

Пальчиковая игра.

Тук-тук-тук, тра-та-та, (Постукивают указательными пальцами друг о друга.)
Что за стук в лесу с утра?
Кто постукивает ель снизу до макушки? (Сжимают левую руку в кулак, указательным пальцем правой руки дотрагиваются поочередно до всех бугорков на тыльной стороне ладони.)
Скачет белка вниз да вверх, белка поскакушка,
Поскакала-поскакала, никого не увидала.

8. Прием «Эмпатия».

- Ребята, вы хотели бы попасть в эту картину и очутиться в шкуре любого зверя? В этом вам помогут волшебники: Слухач, Нюхач, Зоркий глаз, Волшебная рука. Каждый выберет, какого проводника-волшебника он возьмет с собой в картину.

(Несколько детей рассказывают о своих ощущениях, находясь в роли того или иного зверя.)

- Ребята, потрите сильно ладошки друг о дружку, я вам капну на них запах леса. Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать аромат, который исходит от ваших ладошек. Запах леса перенесет нас в картину.

- Открываем глазки, Даша кто ты? И т.д.

Молодцы, возвращаемся обратно в детский сад.

III. Итог.

- Где мы сегодня были?

- С какими заданиями мы встретились в осеннем лесу?

- Какое задание было самым трудным? (Ответы детей.)

- Хозяйка осень нарисовала для вас животных, но у нее закончились краски, все ушли на раскрашивание листьев. Ничего страшного, у нас есть фотографии подаренные белочкой, давайте подберем пару и разукрасим зверей в группе.