"Зову тебя Россией…" Урок обобщающего повторения по теме "Односоставные предложения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  1. обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставном предложении, группах односоставных предложений, научиться находить односоставные предложения в тексте, развивать навыки самостоятельной работы;
  2. развития: развивать связную речь учащихся, расширять их словарный запас, совершенствовать навык работы с текстом;
  3. воспитания: воспитывать любовь к своей Родине, гордость за родной край

Форма: урок-исследование.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование:

  1. Карточки для самостоятельной работы в группах.
  2. Таблица «Односоставные предложения».
  3. Стихотворения русских поэтов о Родине (распечатаны на столах).
  4. Памятка «Признаки эссе».
  5. Чайковский П.И. «Времена года. Зима».
  6. Текст песни «Гляжу в озера синие» для работы в группах.
  7. Тест.
  8. Мини-проекты по теме «Односоставное предложение».
  9. Табель оценок.
  10. Иллюстрации «Пейзажи России. Зима»
  11. Презентация (Приложение 1).
  12. Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивация к изучению темы урока.

Звучит песня «Гляжу в озера синие» в исполнении учащейся 8 класса.

Вопросы учителя:

  1. Как вы думаете, почему мы начали урок с песни «Гляжу в озера синие...»? О чем эта песня? (Эта песня о Родине).
  2. Вспомните, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? Как эта песня может быть связана с предстоящей темой урока? (На предыдущих уроках мы изучали виды односоставных предложений. В этой песне встречаются односоставные предложения различных видов).
  3. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему).

Слайд 1

Учитель: Тема нашего урока – «Зову тебя Россией...» Урок обобщающего повторения по теме «Односоставные предложения».

III. Целеполагание.

(Учащиеся ставят цели урока, используя схему Знать… Уметь…Учитель уточняет цели урока).

Слайд 2

IV. Вступительное слово учителя.

Учитель: сегодня на уроке мы обобщим сведения об односоставном предложении, повторим группы односоставных предложений, научимся определять их в тексте. Наш урок пройдёт в форме исследования.

Вопрос: Что такое исследование? Подберите синонимы к слову исследовать. (Узнавать, изучать, понимать).

Слайд 3

Учитель: объектом исследования на уроке станут отрывки из рассказов, стихотворений русских писателей и поэтов о нашей Родине. В ходе анализа текстов мы попытаемся увидеть красоту российского пейзажа, богатства России и одновременно обогатим наши сведения об односоставных предложениях, их роли в тексте.

V. Обобщение и систематизация материала.

Учитель: Работать на уроке вы будете в группах. Я просила вас дома придумать название своей команды и девиз, которые связаны с темой Родины. Посовещайтесь в группах, выберите капитана, а он представит нам название своей команды и её девиз.

а) представление капитанов, объявление названий команд, девизов (домашнее задание)

б) защита мини-проектов по теме «Односоставные предложения» (повторение теоретического материала об односоставном предложении)

Вопрос: Чей мини-проект вам понравился особенно? Ответ аргументируйте, продолжив предложение. Мне особенно понравился мини-проект.., потому что…

Слайд 4

(Учащиеся должны создать устное сочинение–рассуждение: выдвинуть тезис, привести 2-3 аргумента, сделать вывод).

Вопрос: Чей ответ, на ваш взгляд, был самым убедительным?

в) работа с текстом песни «Гляжу в озёра синие» (тексты на партах) (Приложение 2)

Задание: Найдите и выпишите в тетрадь из текста песни односоставные предложения, определите их вид. (Капитан в каждой группе проверяет правильность выполнения задания, затем делаются сообщения от группы).

Вопрос: Что можно сказать о человеке, который сочинил этот текст? Найдите и подтвердите цитатами из текста песни. ( Он очень любил свою Родину, любовался её бескрайними просторами, красотой. Об этом говорят строчки: «милее нет земли», «не знаю счастья большего», «красу твою не старили ни годы, ни беда» и т.д.)

– Как называют человека, который безгранично любит свою Родину? (патриот)

г) лексико-орфографическая работа со словами патриот, патриотизм

Слайд 5

Задание: Запишите слова в словарь. Разберите их по составу, сделайте их словообразовательный разбор. Устно приведите примеры слов с данным суффиксом.

Составьте со словами односоставные предложения, определите их тип.

(Задание выполняется в группах, капитан проверяет, затем у доски 2 ученика от группы по выбору капитана выполняют задание, выясняется значение суффикса.

Патриотизм ← патриот (суффиксальный)

д) индивидуальные домашние задания – чтение выписанных значений слова патриот из различных словарей(перед началом урока капитаны проверяют выполнение задания).

Вопрос: что рассказала вам словарная статья? (Учащиеся от каждой группы читают значение слов).

1 группа – Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Патриот – 1. Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный патриот. 2. перен. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриот своего дела.
Патриотизм – (от греч. Родина, Отечество) – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

2 группа – Крылов Г.А. Этимологический словарь.

Патриот – заимствовано из фр., где восходит к латин. «Родина»

Вопрос: Приведите примеры произведений русской литературы, в которых встречаются случаи проявления патриотизма.

е) конструирование предложений со словарными словами патриот, патриотизм по схемам, затем разбор одного предложения у доски

Слайд 6

  1. [опред.-личн.].
  2. [безличное.], и [двусост].
  3. [назывное], и [опред.-личн.].
  4. [неопред.-личное], но [безлич].

(Если кто-то ошибается, учитель задаёт вопросы:

а)  где допущена ошибка, в чём причина, как вы думаете?
б)  что вы посоветуете учесть на будущее)

Вопрос: Чьё предложение вам особенно понравилось? Чьё предложение вы хотели бы разобрать синтаксически?

(Синтаксический разбор понравившегося предложения у доски, 1 человек)

ж) самостоятельная работа по карточкам в группах (разноуровневая работа, учащиеся сами выбирают задание из предложенных учителем) (Приложение 3)

з) выразительное чтение стихотворений о Родине, самостоятельно подобранных дома учащимися (с использованием односоставных предложений – 1 человек от группы по выбору капитана)

Задание перед чтением: Оцените чтение товарищей. Правильно ли подобраны стихотворения к теме урока? Какие виды односоставных предложений вы отметили? Выпишите односоставные предложения из текста стихотворения, определите их вид.

(Могут быть выбраны стихотворения И. Бунина «Детство», А. Пушкина «Пороша», Н. Некрасова «Соловьи» и др.)

и) творческая работа (по выбору)

(Учащиеся выполняют 1 задание по выбору на фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года. Зима.»)

Слайд 7

  1. Составить односоставные предложения на тему «Моя Родина», определить их вид, подчеркнуть грамматические основы.
  2. Сочинение-миниатюра по данному началу на тему «Зимой в лесу» с использованием односоставных предложений.
    Вхожу в зимний лес. Тихо и безмолвно вокруг...
  3. Мини-сочинение в жанре эссе по иллюстрации «Пейзажи России. Зима», используя односоставные предложения, определение вида односоставных предложений.
    (Повторение признаков эссе по памятке, которые лежат на столах у учащихся).

Памятка для написания эссе (Приложение 4)

к) чтение и рецензирование творческих работ

л) тестирование (Приложение 5)

м) самопроверка

Слайд 8

(М.И. Цветаева)

VI. Подведение итогов урока, рефлексия.

Вопросы: Слайд 9

  1. Какие моменты урока оказались для вас самыми интересными, почему?
  2. Какое задание было трудным, почему?
  3. На какие вопросы вы получили ответы?
  4. Какие вопросы оказались для вас неожиданными и удивительными, почему?
  5. Как вы чувствовали себя на уроке? Как менялось ваше настроение?
  6. Чем запомнился урок?

VII. Оценивание деятельности учащихся.

(капитаны в группах выставляют в табель оценки, комментируя их)

Слайд 10

VIII. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «Чем запомнился мне сегодняшний урок русского языка?» Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Односоставные предложения».

Литература:

  1. Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М., 2010.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996.
  3. Этимологический словарь русского языка./ Сост. Г.А. Крылов. – СПб, 2004.
  4. Сборники стихотворений русских поэтов.

Приложения 2–5.