Использование развивающих игр в логопедической работе

Разделы: Логопедия


В условиях социальных перемен государственно-общественной системы дошкольного образования, перехода на новые комплексные программы, дошкольно-образовательным учреждениям предоставлен большой выбор в отборе содержания, средств, методов и приемов, которые бы обеспечили, решения комплекса задач по современному воспитанию ребенка.

Естественно, этот процесс охватил и коррекционную педагогику. Интеграция - это изначально единство предметности и межпредметности, что позволяет, не нарушая традиционного характера деятельности учителя - логопеда расширить его предметную область и сближает и с другими учебными дисциплинами.

Наряду с предоставлением нам свободы творчества на педагогов возлагается и повышенная ответственность за результаты работы. Поэтому внедряя развивающие игры в коррекционную работу, учитель - логопед учитывает принципы, лежащие в основе, лежащие в основе системы этих игр:

  • совмещение деятельности ребенка, элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
  • постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач,
  • что в результате ведет к созданию условий, способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности будущей и настоящей.

Описанные игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием.

Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Что дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своими. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

Педагоги детских садов широко используют в своей работе развивающие игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Воскобовича, геоконты, игровизоры. Приведу примеры модификации этих игр в работе учителя - логопеда.

Блоки Дьенеша.

Плоский вариант блоков Дьенеша можно использовать на подгрупповых и индивидуальных занятиях при этом дети учатся задавать вопросы, строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Также в процессе игр отрабатывается согласование существительных с прилагательными, закрепляется умение использовать порядковые числительные, образовывать прилагательные от существительных, а также автоматизация поставленных звуков. Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами, при этом у детей уже сформировано четкое представление о внешней и внутренней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Предлагается несколько вариантов игр с обручами:

а) На полу лежит один обруч.

Дети по очереди располагают картинки в соответствии с заданиями логопеда. Например, внутри обруча все картинки, на которых изображены овощи, а вне обруча - все остальные.

Вопросы для детей - Какие картинки лежат вне обруча?, Какие картинки лежат внутри обруча?

Важно, что свойство картинок вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети сами могут выбрать какие картинки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним обобщающим словом картинки внутри обруча.

б) Игра с двумя обручами:

- при закреплении понятий "гласные" и "согласные": положи в красный круг картинки или предметы, названия которых начинаются с гласных звуков, в синий - названия, которых начинаются с согласных. -на полу синий и зеленый круг: дифференциация согласных по твердости - мягкости.

- для дифференциации звуков (с-з, л-р, ш-ж и т.д.) круги пересекаются и предлагаются варианты слов, в которых тот и другой звук присутствуют одновременно (с-з - стрекоза, р-л - рыболов, рулон, крыло).

в) Игры с тремя обручами:

- Определи место звука в слове.

Три обруча лежат рядом на полу, детям предлагается разложить картинки, в названии которых есть изучаемые звуки.

- как вариант "Сосчитай слоги", усложнение картинки с изображением "дом - домик - домики".

Палочки Кюизенера.

Комплект цветных счетных палочек наравне с развитием математических представлений позволяет одновременно закрепить у детей в практической деятельности грамматические категории - употреблять порядковые и количественные числительные; учить задавать вопросы и отвечать на них, используя предложения с однородными определениями. Пособие является хорошим материалом для развития мелкой моторики, психических процессов, таких как память, воображение, логическое мышление.

Рекомендуется использовать их, как часть занятий по обучению грамоте: -выкладывая буквы, слоги, слова. В игровой форме дети быстрее запоминают буквы, элементы, из которых они состоят. Выкладывание слогов и слов ускоряет процесс освоения звукового и слогового состава слова, что становится базой для овладения чтению.

На занятиях по обучению грамоте широко используем "Конструктор букв", "Геоконт", "Математический квадрат". Эти игры помогут превратить сложный для ребенка дошкольника материал в увлекательную игру, не требующую дополнительных стимулов или принуждения. Буква - это сложный графический знак, несущий определенную смысловую нагрузку: обозначение звука. Эти игры дают возможность проводить тактильный и оптический анализ букв. Правильное восприятие буквы необходимо ребенку в период, предшествующий чтению. Конструирование "правильной" буквы послужит предупреждением дисграфии у ребенка в дальнейшем обучении.

Кроме того, в этих играх ребенок-дошкольник совершенствует интеллект, развивает мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.

Квадрат Воскобовича.

Игра-головоломка, состоящая из 16 равнобедренных треугольников, между которыми расположены линии изгиба. Суть игры заключается в складывании фигур. Квадрат развивает у детей образное мышление, пространственное воображение, знакомит с миром геометрических фигур, тренирует внимание, память, развивает моторику ребенка. Для учителя-логопеда - это ценно особенно, так как вся работа происходит в речевом сопровождении. Дети учатся слушать и запоминать инструкцию, объяснять свои действия, задавать вопросы. В ходе этой работы закрепляются грамматические категории: согласование всех частей речи в предложении, родовые понятия, падежные окончания, единственное и множественное число существительных. Ребенок может обыграть получившуюся фигуру, таким образом, развивая связную речь и развивая творческое воображение.

"Квадрат Воскобовича" можно использовать на занятиях по обучению грамоте, например: во время пальчиковой гимнастики собрали заданную фигуру, напечатали название этой фигуры, сделали звуко-слоговой анализ этого слова, составили предложения с этим словом, выложили схему предложения.

Прозрачный квадрат. "Нетающие льдинки". В этой игре пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью, составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку - дошкольнику соотношение целого и части. Это игра, в которой формируются почти все виды речевой деятельности. Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает описательный или сюжетный рассказы, доказывает правильность своих решений, комментирует свои действия. Видоизменив игру, мы ее адаптировали для занятий по обучению грамоте, при знакомстве с буквой ребёнок в практической деятельности узнаёт и запоминает, из каких элементов состоит этот графический знак.

"Собери слово" - вариант игры "Нетающие льдинки". Прозрачные карточки с напечатанным словом разрезают на 2 части, как "сломанные льдинки". Нужно так сложить "обломки", чтобы получилось слово. Ребенок через игру быстрее и с интересом овладевает навыком чтения.

Пирамида - мини-фланелеграф, он удобен в использовании, бумажные изображения прикрепляются с помощью липучек, пирамиду легко переставлять, переносить с места на место. Участвовать в играх, в выполнении задания может вся группа детей одновременно. Эта игра побуждает детей вступать в речевое взаимодействие с взрослыми в процессе совместной работы, аргументировано высказываться, рассуждать, произвольно строить предложения разной структуры. Кроме этого игра помогает развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.

Варианты:

- рассели картинки по количеству слогов,

- по начальным звукам,

- классификация предметов.

"Занимательный календарь"

Листы перекидного календаря или еженедельника группируются и разрезаются на 3 колонки:.

а) на них наклеивают серии сюжетных картинок:

- учить рассказывать знакомые сказки, рассказы по серии последовательно расположенных картинок.

б) наклеивают изображения героев из разных сказок:

-старшим дошкольникам можно предложить сочинить свою сказку, это развивает связную речь, активизирует воображение и фантазию.

в) для детей 6-7 лет, в процессе обучения грамоте, закрепления знаний о структуре предложения наклеиваются печатные слова отвечающие на вопросы - кто? -что делает? -кого? что?. Усложняя игру страницы календаря можно разделить на 5 частей, тем самым, увеличивая количество предметов, герое, слов. Игра способствует развитию у детей чувства юмора.

Работая, в тесном контакте с педагогом-психологом, на своих занятиях кроме вышеуказанных игр мы используем и такие:

"Моё настроение" - для детей 6-7 лет, на карточках напечатаны слова характерные для настроения ребёнка, например: сонное, сердитое, праздничное... Ребёнок должен объяснить, как он понимает значение этого слова, привести пример, когда у него бывает такое настроение, постараться изобразить это настроение через мимику и жесты.

Игра Расскажи стишок - помогает развивать не только эмоциональную, но и просодическую сторону речи. Ребёнок вынимает из волшебного мешка кубик, на гранях которого, нарисованы символы-подсказки помогающие, как рассказать стихотворение:

  1. ракета - быстро
  2. черепаха - медленно
  3. вопросительный знак- с вопросительной интонацией
  4. восклицательный знак- с восклицательной интонацией
  5. символ улыбающегося человечка - весело
  6. символ грустного человечка - грустно

Основная задача всех специалистов детского сада создание условий каждому дошкольнику для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Каждый дошкольник маленький исследователь, он стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем больше она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Наиболее близкий и естественный вид деятельности ребёнка - это игра. И мы уверены, что внедрение новых развивающих игр в коррекционную работу, будет способствовать развитию речи детей их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.