Роль педагога в создании благоприятного морально-психологического климата в образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи - воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение людей, труд, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс Российскогo общества XXI века. В связи с этим коллектив образовательного учреждения должен быть готов к работе в новой обстановке. Методическая работа образовательных учреждений основывается на разных принципах. Одним из которых является - принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в учреждении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманитарной педагогики.

Под словосочетанием “психологический комфорт” в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как:

  • эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций),
  • позитивная Я - концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка),
  • благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами),
  • успешность в сфере деятельности.

Педагогический коллектив - достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе работы неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить. Для решения этих задач педагогам необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики. Поведение педагога в системах отношений “педагог - воспитанник”, “педагог - педагогический коллектив”, “педагог - родители” становится предметом особого рассмотрения. Выбор правильного варианта действия требует от педагога не только знаний, но пой мудрости и педагогического такта. Источником этической подготовки педагога могут служить материалы из жизни самого дошкольного учреждения, где существуют выработанные кодексы профессиональной этики, в которых формулируются основные принципы отношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и в общении с самыми различными лицами и коллективами.

Важнейшими условиями развития творчества педагогов в детском саду являются морально-психологические. Творческая работа коллектива возникает только в условиях благоприятного морально - психологического климата, развитого чувства гордости за свое учреждение и свою профессию. Творческое состояние коллектива исключает возникновение негативных явлений. В благоприятных морально-психологических условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их, а в случае возникновения - гасить. Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные инициативы друг друга, творческие проявления. Каждой личности должно быть присуще умение видеть в людях их лучшие качества. Психологи отмечают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства.

Критика недостатков педагогов друг друга крайне отрицательно сказывается на формирование благоприятных морально - психологических условий в коллективе. Позиция каждого педагога в работе учреждения оказывает влияние на настроение всего педагогического коллектива, определяет взаимоотношения людей. Добрые отношения обеспечивают оптимистический настрой, способствуют развитию взаимопомощи в работе, рождают потребность делиться своими лучшими находками с коллегами. Развитие личности немыслимо в атмосфере равнодушия или неприязни друг к другу.

Необходимость создания в коллективе благоприятно микроклимата следует рассматривать не только с позиций социальной психологии, но и нравственных позиций, так как это развивает чувство гордости за полноценную работу учреждения и помогает понять всю меру ответственности перед обществом и родителями за воспитание личности будущего гражданина в здоровых условиях.

Конфликты часто возникают тогда, когда педагоги заняты рутинной работой, или когда люди работают на пределе своих возможностей.

Психологический аспект психического здоровья рассматривает внутренний мир человека: его уверенность и неуверенность в себе в своих силах, понимание им своих способностей, интересов, своего ношения к людям, окружающему миру, к жизни как таковой. Во многом состояние психического здоровья объясняется социальными условиями жизни человека. Исходя из этого, выделяют факторы, влияющие на психическое здоровье, в частности на возникновение невротических реакций: это социально-культурные, социально-экономические и социально-психологические факторы.

  1. Социально-культурный характер факторов обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления.
  2. Социально-экономические факторы - неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями, материальным обеспечением.
  3. Социально-психологические факторы - дисгармония во взаимоотношениях, конфликты, ссоры.

Все эти факторы в той или иной степени влияют на эмоциональное состояние, повышают тревожность, раздражительность. И приводят к психологическому дискомфорту, перенапряжению нервной системы, следствием которых могут быть различные соматические и функциональные заболевания.

Человек реализует себя как Личность в той степени, в которой сумеет на протяжении своей жизни сохранить и развить данную от природы уникальность. Даже в тяжелых условиях, кризисных ситуациях человек имеет возможность занять осмысленную позицию по отношению к жизни, сохранить волю к жизни. Человек есть то, что он сам из себя делает. Психологическое здоровье делает Личность самодостаточной, владеющей средствами Самопонимания, Самопринятия и Саморазвития. Эта Личность умеет прислушиваться к своему внутреннему голосу, осознавать смысл своего существования и взаимодействовать с окружающими людьми. Психологическое здоровье определяет потенциальные возможности личности, формы проявления и меру ее творческой активности.

Одним из показателей психического здоровья является уровень эмоционального выгорания. Это стояние физического, эмоционального и умственного истощения, характерное для профессионалов, работающих с людьми. Факторы, влияющие на возникновение психического выгорания, условия труда и его содержание, возможность участия в принятии решений, продолжительность рабочего дня, рабочие перегрузки и т.д. Снижение психологического здоровья педагогов может стать барьером на пути творческой самореализации.

Синдром “выгорания” - серьезное препятствие для развития в учреждении инновационных процессов, проявления творческой активности педагогов, поэтому проведение своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий просто необходимо.

Важным фактором, повышающим устойчивость организма к стрессовым воздействиям, является активное поисковое поведение, направленное на изменение ситуации или на изменение отношения человека к ней.

Психическое и физическое состояние человека больше зависит от того, как он ведет себя в той или иной ситуации, нежели от того, насколько последняя оказывает на него влияние. Надо сопротивляться обрушившимся на человека неприятностям. Нельзя капитулировать перед неблагоприятными жизненными обстоятельствами.

Показателем благоприятного психологического климата в коллективе, является степень его благоприятности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе способствует повышению эффективности профессиональной деятельности и улучшает психологическое здоровье членов коллектива.

Основные составляющие психологического здоровья:

  1. Доверие друг другу.
  2. Доброжелательность друг к другу, взаимные симпатии.
  3. Уважение индивидуальности человека. Принятие его таким, какой он есть.
  4. Эмпатия - сопереживание, сочувствие другому человеку.
  5. Взаимопомощь, особенно в трудные минуты для коллектива, эмоциональное единение: “Один за всех и все за одного”.
  6. Взаимопонимание - понимание другого человека и его ценностей.
  7. Стремление к самопознанию, раскрытию своих внутренних резервов, уникальности, которая заложена природой в каждом человеке.
  8. Преобладание бодрого, жизнерадостного тона настроения.
  9. Совместное проведение времени, участвовать в совместной деятельности.
  10. Уважительное отношение к мнению друг друга.
  11. Переживание достижений и неудач коллектива как собственных.
  12. Чувство гордости за коллектив.
  13. Коллектив активен и полон энергии.
  14. Участливое и доброжелательное отношение к новым членам коллектива, помощь.
  15. Желание работать коллективно.
  16. Справедливое отношение ко всем членам, поддержание слабых, их защита.

Основными барьерами, препятствующими педагогической деятельности коллектива являются:

  1. Состояние здоровья.
  2. Недостаток времени.
  3. Стесненные обстоятельства.
  4. Неадекватная обратная связь.
  5. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководства.
  6. Разочарование в результате имевшихся неудач.

К факторам, стимулирующим развитие, относятся:

  1. Обучение на курсах.
  2. Дошкольная методическая работа.
  3. Пример и влияние коллег и руководителя.
  4. Интерес к работе (профессиональный интерес).
  5. Доверие.
  6. Самообразование.

Успех работы педагогического коллектива во многом зависит от умения руководителя организовать свой собственный труд, от трудовой мотивации коллектива и качественной оценки деятельности педагогов. Новые условия требуют изменения сложившейся в прошлом системы, и прежде всего, изменения мышления и стиля работы руководителей. Процесс этот непрерывный, постоянно усложняющийся. От руководителя образовательного учреждения, требуются научно-обоснованная профессиональная ориентация, постоянное совершенствование своего педагогического мастерства, умение выбирать годы воздействия на сотрудников, наиболее соответствующие конкретным условиям, способность соотносить полученные результаты с поставленными целями.

Профессиональная компетентность руководителя предполагает наличие у него определенных умений, которые дают положительные результаты в управлении педагогическим коллективом:

Профессиональные умения.

  1. Соблюдает профессиональную этику.
  2. Держит слово и выполняет обещания.
  3. Проектирует желаемый профессиональный имидж.
  4. Защищает конфиденциальную информацию.
  5. Выполняет политику округа и педагогические правила.
  6. Знающий и современный в своей области.
  7. Восприимчив к новым идеям и изменениям.
  8. Проявляет справедливость и объективность.
  9. Постоянно информирован о развитии педагогической науки; передовой практики.

Организаторские умения.

  1. Помогает другим успешно развиваться.
  2. Имеет систему работы.
  3. Работает по приоритетам, а не по кризисным ситуациям.
  4. Разумно использует время.
  5. Эффективно координирует деятельность.

Умения в общении.

  1. Всегда доступен, когда в нем нуждаются.
  2. Общается ясно и просто.
  3. Делится информацией своевременно.
  4. Делится точной и новейшей информацией.
  5. Открыт и честен с детьми.
  6. Практикует двустороннее общение.
  7. Дает людям знать, чего ожидать.
  8. Постоянно информирует людей.
  9. Проводит плодотворные совещания.
  10. Говорит впечатляюще.
  11. Письменная речь точна, ясна, выразительна.
  12. Слушает результативно.

Человеческие и общественные отношения руководителя:

  1. Поддерживает хорошие отношения с коллегами.
  2. Поддерживает хорошие отношения с общественными организациями и населением микрорайона.
  3. Действует в соответствии со своими убеждениями.
  4. Проявляет новаторство и творчество.
  5. Оказывает поддержку и помощь, когда необходимо.
  6. В своих взглядах является сторонником деятельного подхода.
  7. Эффективно управляет конфликтами.
  8. Успешно справляется с напряженными нагрузками.
  9. Успешно адаптируется к новым и необычным ситуациям.
  10. Проявляет инициативу.
  11. Надежен - доводит дело до конца.
  12. Управляет бюджетом справедливо и эффективно.

Велика роль руководителя в создании благоприятного морально - психологического климата в коллективе. Необходимо стремление к созданию условий для удовлетворения у коллектива потребностей высших уровней: социальных, потребности в уважении, в самовыражении.

Руководитель должен уважать своих сотрудников, знать об их интересах, заботах, о том, что им нравится. Делать все, что в его силах, чтобы уменьшить их неприятности и увеличить радости. Верить в творческие возможности своих сотрудников. Не быть дотошным контролером выполнения каждого решения, а установить сроки и оставить человека наедине с задачей. Поощрять и развивать у подчиненных творческие способности: пусть они экспериментируют, даже если иногда это приводит к ошибкам. Настраивать сотрудников на поиск неисследованных путей. Не осторожничать, и добиваться подлинного успеха. Одобрять творческих сотрудников наедине и на людях, особенно при родителях. Делать это тогда, когда этого не ждут от него. Создавать на рабочих местах дух единой команды. Проводить с подчиненными периодические совещания. Привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений. Не пытаться делать все в одиночку, делится своими полномочиями. Оценивать вклад каждого сотрудника в результаты деятельности учреждения на основе регулярной обратной связи. Находить возможности для компенсирования затрат усилий сотрудников на базе оценки их вклада в результаты, посредством надбавок к заработной плате, премий по результатам года. Обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал, повысить уровень компетенции. Предоставлять возможности для профессионального роста сотрудников и раскрытия их потенциала через прохождение аттестации на повышенные категории, участие в профессиональных конкурсах. Не скупится на заслуженную похвалу; при оценке работы высказываться о работе в целом, а не по деталям, не придираться к мелочам. Обеспечивать зависимость вознаграждения от результатов труда. Быть честным: если нравится что-либо в творческой работе - хвалить, а если не нравится - говорить об этом прямо. Стремиться обеспечить создание на работе климата взаимного доверия, уважения и поддержки. Защищать своих сотрудников перед вышестоящими инстанциями. Признавать необходимость сбалансированного образа жизни, охватывающего сферы деловых, семейных, личных и групповых интересов. Показывать сотрудникам пример креативного поведения, которое побуждало бы их к единению, искренности и честности, проявлению инициативы и самостоятельности. Быть честолюбивым и поощрять свою творческую команду, искать нетрадиционные решения. Быть энергичным и уверенным в своих действиях и решениях, никогда не унывать. Не быть пессимистом, по крайней мepe, в присутствии сотрудников: беспокоится наедине с собой. Признавать свои ошибки. Избегать нерешительности, которая несет неуверенность. Не стоит проявлять и самоуверенность, если в глубине души терзают сомнения.

Одним из условий развития благоприятного морально – психологического климата коллектива являются традиции, существующие в конкретном учреждении, коллективные настроения. Это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.

Постоянное введение в систему образовательного учреждения инноваций обеспечивает ее развитие, что может нарушать стабильность функционирования воспитательной системы. Традиции же способствуют сохранению здорового равновесия. Необходимо помнить, что традиции не должны быть надуманными, искусственными.

Коллектив МБДОУ № 10 поддерживает позитивные сложившиеся на протяжении 45 лет, а также создает прогрессивные традиции в коллективе.

Трудовые традиции в нашем дошкольном учреждении соотнесены с конкретными работающими в коллективе людьми, с учетом возраста, предпочтений, индивидуальных различий. Традиции основаны на нормах поведения взглядах, ценностях, которые являются традиционными в коллективе. Это творческий подход к работе, позитивное отношение к инновациям, нацеленность на развитие личности ребенка, взаимоуважение.

Уделяем особое внимание традициям, которые дают человеку возможность повысить самооценку, уважение, почувствовать собственную значимость и внимание коллег, руководства к своей персоне. Среди таких традиций: “Чествование ветеранов труда (10, 15, 20 ... лет трудового стажа), “Педагог - новатор”.

В детском саду интересно проходят профессиональные конкурсы педагогического мастерства: “Воспитатель года”, “Мои инновации в образовании”, “Конкурс на лучшую методическую разработку”, “Копилка методического материала”, “Портфолио достижений”.

Проводятся разнообразные личностные конкурсы: “Фестиваль творческих идей”, “Калейдоскоп фантазий”.

Ежегодно проводится конкурс “Фея детского сада “Сказка” (в соответствии с названием детского сада), с номинациями “Профессиональная этика”, “Имидж педагога”, “Вдохновение и педагогический артистизм”, “Палитра достижений”, где педагоги демонстрируют свои личностные и профессиональные качества.

Все эти традиции позволяют зафиксировать личные или коллективные достижения, создать ситуацию успеха.

Большое внимание в детском саду уделяется проведению творческих смотров - конкурсов, мастер - классов.

Устраиваем выставки увлечений, хобби педагогов, творческие отчеты (диссеминация опыта), что позволяет раскрывать творческий потенциал педагогов.

Адаптация и последующая успешность молодых специалистов в учреждении зависит от того, как встретит их руководитель и коллектив. Замечательная традиция нашего учреждения “Посвящение в члены коллектива”.

Прекрасная традиция, предложенная психологом и поддержанная коллективом - проведение “Недели психологии”, в рамках которой проводятся мероприятия с детьми и педагогами.

С педагогами проводятся тренинги коррекции преодоления кризисов профессионального развития личности, психолого - медико - педагогические пятиминутки в комнате психологической разгрузки.

Празднование Дней рождения детского сада, Вечеров выпускников, Дней открытых дверей, ведение “Летописи учреждения” - традиции, в которых принимают участие все субъекты образовательного процесса: сотрудники, дети, родители воспитанников, выпускники детского сада.

Традиционным в учреждении стал выпуск стенгазет к праздникам, составление календаря памятных дат и знаменательных событий.

Традиционными стали природоохранные акции “Украсим Землю” (ко Дню Земли 22 апреля), “Посадка деревьев” (высаживание саженцев деревьев детьми, родителями, педагогами), “Посадка цветов” (посев семян цветов, декоративных растений).

Два раза в год проводятся субботники по уборке территории детского сада, которые являются своеобразным тренингом для сплочения команды.

Совместное проведение сотрудниками досуга имеет значение в плане организации полноценного отдыха и работы по выработке взаимопонимания и даже общих подходов к решению профессиональных задач. Совместные вылазки на природу, посещение музеев, театров, концертов способствует лучшему узнаванию членами коллектива друг друга. Когда люди хорошо знают друг друга, у них исчезает необходимость в психологической защите, что позволяет проявлять большую открытость в общении. За счет взаимопонимания, открытости возможны подлинный диалог или обсуждение проблем на педсоветах, производственных совещаниях и т.п.

Прогрессивные традиции позволяют не только оздоровить психологический климат в коллективе, но и способствуют раскрытию креативных способностей организаторов и участников проводимых мероприятий.

Проблема создания в коллективе благоприятного морально - психологического климата на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования.

От благоприятного психологического климата зависит и благоприятное разрешение конфликта, от чего, в свою очередь, зависит качество обучения детей. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем эта проблема получит широкое развитие, так как, не зная как поступить в конфликтной ситуации можно совершить непоправимые ошибки.

Литература:

  1. Аникеева Н.П. “Учителю о психологическом климате в коллективе”/ М.:1983 г.
  2. Белая К.Ю. “Дошкольное образовательное учреждение – управление по результатам”/ М. Педагогический университет “Первое сентября” 2006 г.
  3. Лосев П.Н.“Управление методической работой в современном ДОУ”/М. “ТЦ”2005 г.
  4. Прохорова Л.Н. “Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ” М.: “5 за знание” 2008 г.
  5. Прохорова Л.Н. “Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников”/ М.: “5 за знание” 2007г.
  6. Шакуров Р.Х. “Социально – психологические основы управления: руководитель и
  7. педагогический коллектив”/ М.:1990 г.