Развитие языковой компетенции на уроках английского языка. 10–11-й классы

Разделы: Иностранные языки

Классы: 10, 11


Современные тенденции обучения английскому языку предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения.

УМК «Английский в фокусе» (10–11 класс) обеспечивает реализацию одной из задач: языковой компетенции, основанной на систематизации ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц, развитие навыка оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

Учебно-методический комплект «Английский в фокусе» для учащихся 10–11 классов создан с учетом требований не только федеративного компонента Государственного стандарта общего среднего образования по иностранным языкам, но и в соответствии с европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является его отличительной особенностью.

В учебниках большое внимание уделяется развитию всех видов речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Учет достижений учащихся осуществляется разнообразными формами и способами контроля и самоконтроля.

Подробно рассмотрим задания в формате ЕГЭ: Spotlight on Exams.

Цель данного раздела – познакомить учащихся с форматом заданий единого государственного экзамена по английскому языку. В разделе содержатся задания на аудирование, чтение, говорение и письмо, а также использование английского языка. Все задания по аудированию для работы в классе записаны на диски (CD).

В процессе работы с учащимися 10-11 классов по УМК «Английский в фокусе» были отмечены мотивирующие задания для успешной подготовки к ЕГЭ, например, в пособии для учащихся (Student’s Book) 10 классов RNE Listening: (Disc 1, Track 29) с.60: Listen and choose the correct answer (A, B or C) for each question (17); (Disc 2, Track 11) с.79: Listen and fill in the gaps (16); (Disc 2, Track 25) с.99: Listen to the speakers 15. Which of the comments below might each speaker say? There is one comment you don’t need to use.

В учебнике для 11 классов RNE Listening: (Disc 1, Track 23) с.42: Listen to the radio interview. For each question (17), choose A, B or C; (Disc 3, Track 10) с.99: Listen to the radio programme. For each question (17), choose A, B or C.

Подобные задания направлены на развитие умений отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, определять свое отношение к информации, а также извлекать из аудиотекста интересующую их информацию.

Следует выделить успешно подобранные задания по чтению для подготовки к ЕГЭ. В пособии для учащихся 10х классов выполнялись задания в разделе RNE Reading: с.24: Match the texts (16) to the headings (A-G). There is one extra heading that you do not need to use; с.60: Match each profile (15) to a text (A-F). There is one text that you do not need to use. What job would you apply for if you…? с.78: Read the article, then choose the correct answer (A. B. C or D) for questions 1-7.

В учебном пособии для 11 класса следует отметить RNE Reading: с.24: Read the text above and fill in the gaps (1-6) with the phrases (A-G). There is one phrase that you do not need to use; с.60: Read the text, then choose A, B, C or D for each question (17); с.116: Read the passage, then choose the correct answer (A, B, C or D) for questions 17.

Подобные задания способствуют развитию умений в ознакомительном чтении, изучающем, поисковом/просмотровом.

В процессе работы с учащимися были отмечены удачные задания в разделе RNE Use of English. Словообразование всегда является одним из самых проблематичных на экзамене. Например, в пособии для 10 класса RNE Use of English, следует выделить следующие упражнения: с.25: Choose the best word (A-D) for each gap (1-7); с.43: Complete the gaps (18) with a word derived from the word in bold; с.79: Choose the best word (A, B, C or D) for each gaps (17); с.155: Complete the gaps (17) with the correct word formed from the words in bold.

В пособии для 11 класса следует отметить задания RNE Use of English:с.43: Fill in the gaps (17) with a derivative of the words in bold; с.81: Choose the best word (A, B, C or D) for each gap (17); с.117: Complete the gaps with the correct word(s) formed from the words in bold.

В разделе подготовки к ЕГЭ (RNE) учащиеся 10–11 классов ознакомились со всевозможными заданиями на говорение. В «Student’s Book 10» включены разнообразные задания, например: с.43: Buying a present for you parent’s wedding anniversary; с.61: Calling the cafe? manager to ask about possible summer job; с.79: Give a 2-minute talk about an endangered species (тренирует навыки монологической речи).

В пособии для 11 класса следует отметить задания по говорению: с.61 (диалог о вариантах проведения свободного времени после экзаменов); с.81 (2х минутный монолог о профессии медика); с.117 (диалог о перспективах изучения испанского языка и т.п.)

Наконец, следует рассмотреть раздел подготовки к письменной части ЕГЭ. В пособии для 11 класса предложены варианты неформального письма на с.25, 43, 61, 99, 135. Учащиеся высказывали свое мнение о бесплатном медицинском обслуживании (с,81); им предлагалось эссе на тему вреда авиаполетов для окружающей среды (с.153). В «Student’sBook 10» рассматривались темы личного письма на с.25, 43, 61, 99, 137. Требовалось написать эссе, выражающее свое мнение (на с.119) на тему употребления нездоровой пищи; эссе «за» и «против» по теме «Использование компьютеров в классе» на с.155; эссе «за» и «против» на тему «Вырубка лесов» на с.79.

Вышеперечисленные задания способствуют развивать умения

  • писать личное письмо;
  • составлять план, тезисы письменного сообщения;
  • рассматривать в личном письме о новостях и сообщать их;
  • рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
  • описывать свои планы на будущее.

В заключение, следует сделать вывод, что владение английским языком – первое условие успешной сдачи экзамена. УМК «Английский в фокусе» развивает прочные умения и навыки в разных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении), что предполагает хороший словарный запас и знание грамматики, следовательно владение английским языком на необходимом уровне (intermediate).

Список литературы:

  1. УМК «Английский в фокусе» для 10 класса/ О.В.Афанасьева, Дж.Дули, И.В.Михеева и др. – М.: Просвещение; ИК: Express Publishing, 2009.
  2. УМК «Английский в фокусе» для 11 класса/ О.В.Афанасьева, Дж.Дули, И.В.Михеева и др. – М.: Просвещение; ИК: Express Publishing, 2009.
  3. Примерные программы начального основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. www.ed.gov.ru