Урок-исследование "Использование предложений с однородными членами в тексте художественного произведения"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели и задачи:

  • Показать, как используются в художественном произведении (рассказ Л.Н. Толстого «После бала») конструкции с однородными членами, их экспрессивные возможности.
  • Выяснить, как «работают» эти конструкции в языке рассказа для выражения авторской идеи.
  • Раскрыть учащимся некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого, погрузившись в язык его произведения.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Способствовать формированию у учащихся жизненной позиции, нравственности.

Оборудование: тексты рассказа Л.Н. Толстого «После бала»; запись мазурки Ф. Шопена; Раздаточный материал (стихотворение А. Фета «Это утро, радость эта», предложения для индивидуальной работы из рассказа Толстого).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

– Сегодняшний урок я начинаю с чтения стихотворения прекрасного русского поэта А. Фета. Обратите внимание на его синтаксическое построение. (Чтение стихотворения «Это утро, радость эта»).

– Как вы думаете, почему я выбрала именно это стихотворение? В чем его особенность? (Все стихотворение – одно предложение с многочисленными однородными членами, есть обобщающее слово, нет глаголов-сказуемых.)

– А что сумел выразить автор с помощью конструкции с однородными членами? (Поэт рисует очень полную и яркую картину весны, называя множество ее примет. Это и оживающая природа, и движения человеческой души. Передает бурное чувство радости.)

– Каждая строка стихотворения начинается с указательного местоимения «этот», встречается оно несколько раз и в середине строк. Попытаемся понять, для чего используется прием повтора автором. Прочитаем стихотворение без местоимений. Что изменилось? (Меняется настроение: не радостное, взволнованное, а будничное, интонация становится спокойно-вялой).

– Итак, используя повторы, поэт добивается большей эмоциональности; сами по себе эти слова ничего не рисуют, не выражают, а только усиливают смысл следующих за ними слов, помогают передать радостное, весеннее настроение.

II. Сообщение целей урока

– Об использовании предложений с однородными членами, их выразительных возможностях и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы посмотрим, как использует экспрессивные возможности этих конструкций в языке своих произведений Л.Н.Толстой; понаблюдаем, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи в рассказе «После бала». Наблюдение за языком поможет нам понять некоторые особенности взглядов писателя.

III. Работа с текстом художественного произведения.

1. Лингвистический эксперимент.

– На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Толстого «После бала»; вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю вам сразу провести небольшой лингвистический эксперимент.

Допишите предложение, взятое из текста рассказа: Она была прелестна….

(высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная).

(Предложения учащихся сравниваются с авторскими)

– Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбрал именно предложение с однородными членами, что дало ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние ее черты, и качества характера.

Из ряда однородных членов автор выделяет слово «величественная».

Что оно означает? Обратимся к толковому словарю.

(Величественный – такой, который вызывает уважение; грациозный; торжественно-прекрасный).

• Какой из оттенков значения слова наиболее уместен в тексте? (Торжественно-прекрасный).

– Итак, с первой страницы рассказа мы можем видеть, как бережно и умело обращается писатель с русским языком, выбирая единственно нужную конструкцию, внимательно относится к выбору точного слова.

2. Исследовательская работа по тексту рассказа. (Частотность употребления предложений с однородными членами в разных эпизодах рассказа.)

– Дома я вас просила произвести небольшое исследование текста, выяснить, в каких эпизодах рассказа наиболее часто встречаются предложения с однородными членами. Сейчас я хотела бы узнать результаты вашей работы.

(Наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описаниях мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича).

3. Коллективная исследовательская работа.

– Давайте проследим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах. Мы выясним, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета. Почему? Обратимся к тексту.

(Зачитываются отрывки с описанием Вареньки и ее отца. Использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что мы можем ясно представить его).

– Какой вам представляется Варенька? Попытайтесь выразить свое представление (ассоциацию) с помощью слова или словосочетания.

Вы смогли зрительно представить себе героя, благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.

4. Восстановление авторского текста.

– А теперь посмотрим, насколько чутки и внимательны вы к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому.

Запись на доске:
Она была в (белом) платье с (розовым) поясом и в (белых, лайковых) перчатках, немного не доходивших до (худых, острых) локтей, и в (белых, атласных) башмачках.

Сопоставим ваши варианты с текстом рассказа. Проведем исследование. Какие определения преобладают в предложении? (Определения, передающие цвет).

– Такой прием называется цветопись. Является ли повтор слова «белый» речевой ошибкой? С какой целью использует его Толстой? (Белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости, с помощью этого слова автор подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика).

– Как еще писатель передает душевное состояние Ивана Васильевича на балу? (Через музыку: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение).

– Найдите в тексте это предложение. В чем его особенность? («Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки…» – это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и).

– Составим схему предложения. Как вы думаете, зачем союз и повторяется? (Мысль выражена более эмоционально).

5. Лингвистический эксперимент.

– Перестройте предложение по схеме [o, o, o ]. Что меняется? (Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению).

Делаем вывод: рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами (определениями), помогающими точно и ярко передать детали внешности и особенности характера, создать определенное настроение.

– Опираясь на ваши исследования, возьмем другой эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами – описание мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам.

–  А откуда пришел этот танец и само слово? Каков он?

(Сообщение ученика, получившего предварительно задание. Прослушивание фрагмента мазурки Шопена).

– Теперь прочитаем, как описывает танец Толстой с помощью слова.

(Выразительное чтение эпизода).

6. Исследовательская работа.

– Какие однородные члены здесь преобладают? (Однородные сказуемые и обстоятельства).

– Случайно ли это? (Мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характеристика).

– В каком еще эпизоде, на ваш взгляд, должны преобладать именно конструкции с однородными сказуемыми и обстоятельствами? Почему? (В сцене наказания солдата. В ее основе тоже лежат действия).

Задание: выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства

(1 вариант – описание мазурки, 2 вариант – сцена наказания).

Предложения с однородными членами (сказуемыми и обстоятельствами) обладают возможностью передавать движение и характерные его особенности.

– По какому принципу построены эти два эпизода? (Контраст).

– А в чем еще проявляется контраст в рассказе? (В цвете, в музыке). Найдите предложения с однородными членами, передающими этот контраст.

– С какой целью автор использует эти предложения? Что он хочет показать? (Смену настроения рассказчика: белый цвет сменяется черным, розовый переходит в красный, пестрый; мотив мазурки, звучащий в душе рассказчика, заглушается визгливыми звуками флейты и резкой барабанной дробью).

– Предложения с однородными членами помогают писателю подчеркнуть контраст происходящих событий, ярче обрисовать внутреннее состояние героя.

– В своих исследованиях вы отметили, что в эпизодах, передающих душевное состояние героя, тоже часто встречаются предложения с однородными членами. Давайте выясним, какова их функция.

– Что чувствует Иван Васильевич на балу? (Любовь, блаженство, счастье. «Я обнимал весь мир своей любовью»).

– Как Толстой подчеркивает это одной синтаксической конструкцией? Найдите это предложение в тексте. («Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова»). Это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и, что усиливает его эмоциональность. В ряду однородных членов – слова, обозначающие разных по социальному положению людей и даже соперника, т.е. соединяются «однородные неоднородности». В основе этого единения – чувство любви, испытываемое героем.

– А каково состояние Ивана Васильевича после бала, когда он становится свидетелем наказания? Как и помощью чего автору удается выразить душевные переживания героя? (Нераспространенные однородные сказуемые: опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал – передают душевный разлад, беспокойство; однородные определения в переносном значении: слово «тошнота» – «отвращение, омерзение», поэтому «доходящая до тошноты тоска» – это чувство, вызывающее омерзение; образная метафора – «вырвет ужасом» – подчеркивает несовместимость того, что герой увидел, с его нравственными принципами).

– Что же стало итогом его душевного потрясения? (Любовь к Вареньке умерла).

– Почему Толстой соединяет в ряду однородных слова «неловко и неприятно»? Когда мы испытываем такие чувства? (Когда становимся невольными свидетелями чего-то безнравственного в нашем понимании).

– «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…» А что было причиной? С чем столкнулся Иван Васильевич? Что не смог понять и принять? Что несовместимо с нравственностью? (Жестокость).

– Как вы понимаете это слово? (Проявление безжалостности, беспощадности).

– Жестокость может проявляться по-разному, и порождать ее могут разные причины. Задание: включите слово «жестокость» в словосочетания, чтобы показать это. (Жестокость людей, времени, судьбы, мира, друга, слова, приговора).

– Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из текста человеческих пороков. Поэтому так гневно звучит голос писателя и мыслителя, обвиняющего общество в узаконенной жестокости.

– Дома я прошу вас написать небольшое сочинение-размышление, отталкиваясь от понятия «жестокость» Поразмышляйте над такими вопросами: Что такое, по-вашему, жестокость? Сталкивались ли вы с проявлениями жестокости в своей жизни? Чем страшна жестокость?

IV. Подведение итогов урока

– Погрузившись в язык Толстого, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших переживаний героя.

Отбор нужных слов и синтаксических конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову помогли нам насладиться языком мастера, понять его мысли и авторскую позицию.