Урок окружающего мира "Где живут белые медведи?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • формировать у учеников представление о разнообразии природы
  • Земли, познакомить детей с холодными районами Земли, о разнообразии жизни в этих районах, нахождение данных районов на глобусе и карте, отличительные признаки растительности и животных, учить приёмам работы с глобусом;
  • развивать речь, память, внимание, логическое мышление, воображение, наблюдательность;
  • воспитывать чувство любви к своей Родине, животным.

Оборудование: глобус, фотографии животных Северного и Южного полюсов, образец аппликации, задания для работы в группах.

Ход урока

I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается … (урок)

II. Стенгазета “Февраль”.

РИС.№ 1

– Начать урок я хочу загадкой. Отгадайте, о каком месяце идёт речь?

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (февраль)

– Сегодня 21 февраля. Месяц подходит к концу, а мы завершаем создание газеты с одноимённым названием.

– Расскажите, что происходит в феврале в жизни овсянки.

– Не забывайте, что февраль самый трудный месяц для птиц.

1. Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

2. Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

3. Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

– Не забывайте подсыпать корм в кормушки.

– Посмотрите, какая замечательная, интересная газета у нас получилась. Думаю, что теперь мы можем выпустить даже журнал. Согласны?

III. Тестирование.

– Я возьму на себя роль главного редактора. А вы будете журналистами, фотокорреспондентами.

– Сначала проведём тестирование. Посмотрим, кто же из вас пройдёт это испытание и сможет работать в редакции журнала.

  1. Если сегодня вторник, то какой день недели будет завтра?
  2. Понедельник; среда; четверг.

  3. Если сегодня пятница, то какой день недели был вчера?
  4. Четверг; суббота; среда.

  5. Сколько дней в неделе?
  6. 5 дней; 6 дней; 7 дней.

  7. Какой месяц начинает год?
  8. Январь; июнь; февраль.

  9. О каком времени года говорится в загадке?
  10. Я раскрываю почки
    В зелёные листочки.
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю.
    Осень; лето; весна.

  11. Какого осеннего месяца не хватает – октябрь, сентябрь?
  12. Август; ноябрь; декабрь.

  13. Какой месяц не является зимним?

Ноябрь; декабрь; февраль.

IV. Обложка журнала, название

УМКА

РИС. № 2

V. Доклад младшего научного консультанта

– Сегодня мы будем издавать журнал о полюсах Земли. Разобраться в этом вопросе нам поможет глобус. Обратите внимание, что глобус вращается вокруг вставленной в него оси. Места, где из него выглядывает ось, называются полюсами. Конечно, у планеты Земля такой оси нет, Земная ось – это воображаемая линия, вокруг которой вращается наша планета. Верхний полюс называется Северным, а нижний – Южным.

Северный полюс называется Арктикой. В её состав входит весь Северный Ледовитый океан со всеми находящимися в нём островами.

Южный полюс находится в центре материка – Антарктиды, который покрыт толстым слоем льда. Южный полюс называется Антарктика.

Климат на Северном и Южном полюсе очень суровый. Лето короткое, а зима очень длинная. Зимние морозы доходят до 64 градусов холода! На обоих полюсах царствуют холод, лёд и снег.

Вывод: – Сколько холодных районов на Земле?

– Как называется верхний полюс? Нижний полюс?

– Какой климат на Северном полюсе и на Южном полюсе?

1-я страница.

РИС. № 3

VI.

Итак, нам предстоит создать репортажи, статьи о животных Северного полюса и Южного полюса. Для этого мы разобьёмся на группы. Одни из вас отправятся в Арктику, а другие – в Антарктику.

Но прежде надо собраться в дальнюю дорогу. Разгадайте кроссворд, что мы возьмём с собой.

2-я страница.

1. Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)

2. Две плетёнки,
Две сестрёнки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мёрзли пять и пять. (варежки)

3. Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. (валенки).

4. Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомого встречу –
Соскочу и привечу. (шапка)

5. Есть у белки, есть у мишки,
У лисички, у зайчишки.
И в холодный день зимы
В ней гулять выходим мы. (шуба)

Дети разбиваются на группы. Каждая группа получает задание.

А теперь отгадайте, на чём мы будем путешествовать.

Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт? (самолёт)

VII. Физкультминутка “Летим на самолёте”.

VIII.

3-я страница.

Белый медведь

  1. Загадка. Среди снегов и льда не голодает.
  2. За рыбой в холодную воду ныряет.
    Густая белая шерсть его спасает
    И от морозов согревает.

  3. Белые медведи – самые крупные хищники Земли. Они обитают на льдах Северного Ледовитого океана, т.е. на северном полюсе. Белый медведь прекрасно плавает и ныряет. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли. Густая шерсть и толстый слой жира под кожей хорошо защищают его от холода.
  4. На далёких берегах
    Глыб бесформенных каскады.

Там в сияющих снегах,
Бродит белая громада.
Повелитель этих льдов,

Он идёт неторопливо
По бескрайнему заливу
Горд, коварен и суров.

Лапа жёсткая его
Не с одним сразилась зверем,
И, привыкшая к потерям,
Не щадила никого.

Непреклонен его нрав,
Он не знает состраданий.
Из жестоких состязаний
Он всегда выходит прав.

4-я страница.

Пингвин.

1. Загадка: В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.

2. Пингвины – самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Раз в год пингвины линяют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья – на чешую. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют они изумительно. Питаются эти птицы рыбой, рачками, моллюсками. Живут пингвины огромными колониями по несколько тысяч птиц.

Жмутся к берегу крутому холода.
Строит вьюга голубые города.
Ветер носится по снегу, словно пёс,
Потому что щиплет нос ему мороз.
Даже лёд к такой погоде не привык,
И трещит по швам ледовый материк.

А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:
Выбегают на прогулку без пальто.
Им морозы – разморозы нипочём:

Антарктида для пингвинов – тёплый дом.
Посмотрите: мамы с папами спешат,
В детский сад своих отводят пингвинят.

5-я страница.

Морж

  1. Морж – огромное животное. Живут моржи на северном полюсе. На суше он несколько неуклюж, зато плавает и ныряет отлично. Несколько суток морж может вообще не вылезать из воды. В воде он отдыхает и даже спит. Ледяная вода моржа не пугает, потому, что у него много подкожного жира. И у самцов, и у самок есть бивни, которыми они разрывают морское дно в поисках основного корма – моллюсков. Зимой и летом моржи любят лежать на крупных плавучих льдинах и греться на солнышке.
  2. Жили – были три моржа.
    Прогуляться не спеша
    Поздним вечером решили.
    Для прогулки брюки сшили.
    В брюках тридцать два кармана,
    Пять резинок, два ремня.

6-я страница.

Тюлень

  1. Может пролежать весь день
  2. На снегу лентяй … (тюлень).

  3. Тюлени, как и моржи, проводят большую часть времени в воде. Толстый слой подкожного жира помогает тюленям справиться с северными холодами. Питается тюлень рыбой и рачками. Самый маленький тюлень – нерпа живёт на северном полюсе. Морской леопард – самый крупный тюлень Южного полушария. Он жестокий хищник и охотится на пингвинов.
  4. Вызывает удивленье
    Прилежание тюленье:
    Целый день
    Лежит тюлень,
    И ему
    Лежать не лень!
    Жаль, тюленье прилежанье –
    Не пример для подражания!

IX.

7-я страница.

РИС. № 9

Умелые ручки

Практическая работа.

Намажьте медведя клеем и наложите на клей кусочки ваты.

Во время работы звучит песня “Колыбельная медведицы”.

X. Работа по учебнику. (с. 72–73)

XI. Итог урока.

Литература: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас”, Москва “Просвещение”2007 год

Е.П.Фефилова, Е.А. Поторочина, О.И.Дмитриева поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 1 класс, Москва “Вако” 2007 год.