Занятие-исследование в подготовительной к школе группе "Волшебное превращение линии"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЗАДАЧИ:

  • Продолжать знакомство с линией как изобразительным средством.
  • Учить видеть красоту линий в окружающей действительности и в работах художников, скульпторов, графиков.
  • Развивать мелкую моторику, точность движений, фантазию, стремление творчески подходить к решению задачи, мышление, память.
  • Воспитывать доброжелательность, умение радоваться успеху товарищей, аккуратность, старательность в работе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: исследование, отрезок, луч, линия.

МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Исследование,
  • информационно-коммуникативный метод,
  • эксперимент,
  • наблюдение,
  • использование пиктограмм,
  • рассуждение,
  • анализ, синтез,
  • деловая игра.

УЧАСТНИКИ: дети старшего дошкольного возраста.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Рассматривание графических репродукций, работ художников, вышивок и кружев, декоративно-прикладных работ
  • Чтение книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу кружева».
  • Рисование паутины для паука.
  • Наблюдение в природе, в окружающем мире нахождение линии.
  • Совместное изготовление книжек-малышек родителей и детей «Эта волшебная линия».
  • Изучение словарей, энциклопедий и художественной детской литературы, содержащих информацию о линии.
  • Конкурс рисунков «Кто больше использует разнообразных линий».
  • Сделать из пластилина прямую, ломаную и кривую линии.
  • Предложить обвести ломаные линии – красным карандашом, кривые – коричневым, прямые – зелёным.
  • Пусть нарисуют с помощью линейки прямые и ломаные линии.
  • Наблюдение: воспитатель накладывает шерстяную нитку на липучку.
  • Игры:

«Ниткопись» – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения(цветок, рыбка, домик, машина, геом. фигуры, цифры, буквы и т.д.), из ниточек нескольких цветов – сюжетные картины.Листы бархатной бумаги на каждого ребёнка, клубочки ниток. Дети, слегка прижимая нить пальцем, укладывают её по краю вырезанной фигуры или трафарету. Трафарет прикрепляют к бархатной бумаге или цветному картону с помощью скрепки.

«Превращаемся в линии».

Нужно быть внимательными, помогать тем, кто встанет неправильно, иначе линия не получится. Дети встают в ряд, взяв друг друга за руки, получится прямая линия. Воспитатель, не глядя, показывает различные линии, дети перестраиваются и говорят, в какую линию они превратились (ломаная, прямая, кривая, замкнутая, спираль и т.д.).

Как вариант дети выполняют эти задания с верёвочкой 30-40 см. У детей по 2 верёвочки, которые они располагают перед собой на столе так, чтобы:

  • Они не касались друг друга.
  • Пересекались в одной (2,3 и т.д.) точке.
  • Образовали ломаную линию.
  • Образовали замкнутую линию.
  • Образовали 2 или несколько замкнутых линий.
  • Линию в форме спирали.
  • Дуга.

«Тропинки»

В прозрачных файлах листы бумаги с нарисованной линией, любой формы – «тропинки», маркер. В верхнем углу изображена цифра (от 1 до 9).

Задание: провести по файлу маркером линию любой формы-«тропинки», которая пересечётся с уже имеющейся. При этом должно получиться заданное число пересечения точек – «перекрёстков».

«Созвездия»

Делаются карточки с изображением звёзд. Около каждой звезды цифра в определённой последовательности. Задание: линией соединить звёзды в заданной последовательности. Результат: должно получиться какое-либо созвездие (ковш, стрелец, лев и т.д.).

«Смотай клубок».

Воспитатель даёт детям верёвочки и предлагает смотать их в клубок. Вывод: длинная верёвка не запутывается, если смотать их в клубок. Кроме того, в таком виде их легче хранить: занимают мало места.

«Кудряшки-завитушки»

Среди берёзок стройных – зелёная опушка.
В густой траве пасутся кудряшки-завитушки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Листы бархатной бумаги с шерстяными цветными ниточками,
  • фломастеры или гелиевые ручки,
  • катушка ниток, ножницы,
  • блокноты для фиксации информации и карандаши,
  • микрофоны, диктофоны, фотоаппараты,
  • географические карты в файловой папке,
  • листы для проверки знаний,
  • карточки-картинки с «темами» будущих исследований,
  • ватман для газеты.

Подготовка к исследованию, материалы:

–  карточки с символическим изображением методов исследования:

«Связаться со специалистами».   «Посмотреть по телевизору».
«Получить информацию у компьютера»   «Понаблюдать»
«Спросить у другого человека». «Провести эксперимент»
«Посмотреть в книгах»   «Подумать самостоятельно»

Ход исследования

Дети сидят полукругом на ковре.

Воспитатель: Сегодня мы с вами являемся специальными корреспондентами газеты детского сада №8 «Василёк» под красивым названием «Юный исследователь». Давайте подготовим материал о линии в нашу газету. Линия – главный атрибут в сборе информации, но мы её ещё и будем исследовать. Чтобы подготовить сообщение в газету нам необходимо собрать материал, всю доступную информацию по данной теме, обработать её и отдать в печать. Линия помогает нам заносить информацию на бумагу, ей мы рисуем схемы пиктограммы, готовим сообщение.

Итак, мои маленькие специальные корреспонденты, что мы можем сделать и какими способами узнать что-то новое о линии?

Дети:

  • Подумать самостоятельно
  • Посмотреть в книгах
  • Спросить у другого человека
  • Понаблюдать
  • Провести эксперимент
  • Связаться со специалистами
  • Получить информацию у компьютера.
  • Посмотреть по телевизору.

Воспитатель: Таким образом, у нас получилась схема исследования. Посмотрите, что у нас получилось? ( Выставляя карточки на магнитную доску обратить внимание на появление линии из карточек).

СБОР МАТЕРИАЛА:

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методы исследования. Собирая материал и все полученные новые сведения вы заносите в свои блокнотики, чтобы потом, посмотрев на свои записи, вы могли составить доклад. Мы с вами проводили уже много исследований. Что мы исследовали?

Дети: Воду, воздух, магнит, мыло, выращивали овёс в разной среде и почве.

Воспитатель: В руках у вас блокноты и ручки. Поставьте ручку на листочек, получилась точка. Не отрывая ручки от листочка, ведём её плавно вправо, как волну, а теперь вверх и вниз, как высокие горы. Что у нас получилось? Что мы только что изобразили? /ответы детей/.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

Воспитатель: Вот первый этап нашего исследования подумать самостоятельно. Мы его уже прошли. Вывод: линии бывают длинные, короткие, прямые, кривые. Посмотрите на ваши записи: рисуя различные линии ручкой, у нас появился рисунок.

Мы провели часть исследования и переходим к следующему этапу. Каким он будет?

Дети: Мы можем спросить у другого человека, связаться со специалистами.

Деловая игра «Специальный корреспондент».

Дети обращаются за помощью, собирают информацию, фиксируют её.

Воспитатель:

Спросить мы сегодня можем у любого взрослого, но не забывайте, нам нужны только новые данные, которые мы ещё не знаем. Вы их сразу фиксируйте.

Дети подходят с микрофонами к гостям:

–  Скажите, пожалуйста, что такое линия?

–  Скажите, пожалуйста, какие бывают линии?

–  А вы не подскажете, для чего она нужна?

–  Скажите, пожалуйста, а где мы можем встретить линию?

–  Какие неграфические линии вы знаете?

Зафиксируйте ребята полученную информацию, чтобы не забыть.

А сейчас мы с вами позвоним специалисту – Зубаревой Людмиле Александровне – учителю рисования и черчения гимназии №7.

«Здравствуйте, Людмила Александровна. К вам обратились за помощью воспитанники детского сада №8 «Василёк». Мы проводим исследование по теме «Линия». Что бы вы могли нам об этом рассказать?

Специалист: Линия – это черта на плоскости любой поверхности, или в пространстве (прямая линия, кривая, тонкая, жирная ит.д.)

–  Линия – это черта определяющая направление, предел, уровень чего-нибудь (линия горизонта, береговая линия, полёта снаряда, линия прицела).

–  Линия – это расположение чего-нибудь в один ряд(линия укрепления, передовая линия, построить дома в одну линию).

–  Линия – это путь сообщения (железнодорожного, воздушного, водного), направление каких-нибудь передач (телеграфная, высоковольтная).

Спасибо вам за интересную информацию. Вы нам очень помогли. До свидания».

Воспитатель: Записали нужную информацию.

На следующем этапе нашего исследования мы должны изучить специальную литературу, прочитать информацию из книг. Я предлагаю вам обратиться к энциклопедии для дошкольников «Что такое. Кто такой», где мы найдём материал о линии. Я зачитаю отрывок, а вы зарисуйте полученную информацию.

Во время чтения дети узнают, что окружность тоже линия, для её проведения используется циркуль, что свойство всякого луча проведённого через центр спирали Архимеда делится на равные части – её можно увидеть на грампластинке (показать) образованную звуковыми бороздками.

Сейчас вы присядете за столы и самостоятельно из книжек-малышек выберете нужную для вас информацию и зафиксируете в своих блокнотах новые идеи, полученные знания.

И переходим к следующему этапу эксперименту.

Протянем катушку ниток через всю комнату по полу и пройдёмся по ней друг за другом. Как долго мы сможем идти по ней? (Пока не закончится нитка). Убеждаемся, что прямую линию можно продолжить в обе стороны сколько угодно, до бесконечности. Воспитатель берёт ножницы и показывает, что получиться, если разрезать нитку с двух сторон. Что у нас получилось? Что мы сделали с ниткой? (Мы её отрезали, и получился отрезок. Поместим отрезок на магнитную доску и ограничим его концы).Что будет, если нить разрезать с одного конца? (Игра «Солнышко»: дети берут в руки верёвочку одну на двоих за концы. Задание: сделать нити так, чтобы они пересеклись в одной точке.) Что же у нас получилось? Что отходит из середины? Какие линии отходят от середины? Как назвать, одним словом? (Линии можно продолжить только в одну сторону, они все выходят из одной точки и называются лучами).

Вывод: часть прямой, ограниченной с двух сторон, называется отрезком, а часть прямой, ограниченной с одной стороны – лучом.

Воспитатель: сейчас мы присядем за рабочие столы, на которых у вас лежат карточки с образцами линий и верёвочки.Выполните задание.

Игра «Превращение линии».

Карточки:

 

А теперь попробуйте пофантазировать с ниточками самостоятельно и сделать свой рисунок. Задание «Ниткопись». Дети на бархатной бумаге ниточками разных цветов выкладывают рисунок.

Переходим к следующему этапу исследования наблюдению.

Игра «Тропинки». У детей топографические или географические карты в файловых папках. Возьмите в руки фломастеры и обведите линии рек, гор, дорог, кому что нравится, соблюдая толщину, рельефность, изгибы.

Так как собранной информации нам достаточно для написания статьи мы своё исследование приостановим, но если вы хотите узнать ещё подробнее о линии, то можно эту информацию почерпнуть из научных телевизионных передач дома или попросить родителей добыть эту информацию в работе с компьютером, достать из Интернета. Но сразу оговоримся, что телевизор смотрим не более получаса.

Обобщение информации.

Сейчас мы попробуем обобщить всю информацию, все собранные сведения, в одно целое, то есть нашу статью.

Дети приклеивают свои листочки на приготовленную газету «Юный исследователь» с названием статьи «Волшебное превращение линии».

Воспитатель: Посмотрите на свои зарисовки, записи и расскажите, что мы узнали о линии нового, интересного, что сможем рассказать другим по результатам проведённого исследования.

Примерные ответы детей:

–  Линия – геометрическое понятие: это черта, узкая полоска, может быть прямой линией, ломанной – из нескольких отрезков, кривой – волна, дуга, замкнутая – окружность. А ещё могут быть вертикальные, горизонтальные, наклонные.

–  Две прямые линии выходящие из одной точки образуют угол.

–  Они могут быть параллельные – рельсы поезда, расстояние на всём протяжении одинаковое; перпендикулярные – семафор, когда запрещает движение – две прямые пересекающиеся под прямым углом.

–  Через одну точку можно провести бесконечное число прямых линий, через две точки можно провести только одну прямую линию – отрезок, точки называются началом и концом отрезка.

–  Ломаная линия похожа на молнию и у неё всегда острые уголки; кривая линия, как змея, извивается, как ей хочется.

–  Если начало линии совпадает с концом, она называется замкнутой.

–  Луч – это часть прямой, ограниченной с одной стороны точкой; у луча есть начало, но нет конца.

–  Линии бывают разными:

  1. Толстыми и тонкими
  2. Прямыми и кривыми
  3. Зигзаг и волна
  4. Спираль и завиток
  5. Сплошными и прерывистыми
  • Реальная или мыслимая черта, определяющая направление, уровень, предел чего-нибудь (линия экватора, береговая линия, линия горизонта).
  • Железнодорожный путь, трамвайный путь, провода электропередачи, телефона – неграфические линии.
  • В переносном значении: образ действий, направление мыслей, взглядов (линия поведения, основная линия развития, вести или гнуть свою линию – упорно добиваться своего – разговорное).
  • В переносном значении: область какой-нибудь деятельности (работать по профессиональной линии).
  • Старая русская мера долины, равная 1/10 дюйма (дюйм – 2,54см).
  • Бывают линии движения – картографический способ изображения (морские течения, реки, дороги).
  • Последовательный ряд предков или потомков, от одного предка происходит ряд поколений, наследников (родственники по прямой, боковой линии, родня по женской линии).
  • Кабельные линии:
    –  линия тока, электропередачи – сооружение, состоящее из проводов и вспомогательного устройства, предназначенное для передачи электрической энергии.
    –  линия связи – сотни каналов, по каждому из которых происходит обмен информации от отправителя к получателю, распространение сигналов от передатчика к приёмнику.
    –  линия радиосвязи – сочетание передающей и приёмной антенн радиостанции и среды, в которой распространяются радиоволны.
  • Линия обороны – укреплённая полоса.
  • Передовая линия – линия боёв во время военных действий.
  • Пойти по линии наименьшего сопротивления – действовать самым простым способом, лёгким путём, уклоняться от трудностей.
  • Линия руки – ладонные.
  • Линейная милиция.
  • Линейная линия – функция изменения в математике.

Завершение работы.

Молодцы! Мы с вами проделали огромную работу, которая сравнима по своей значимости и сложности с работой настоящих учёных и выполнили поставленную задачу, собрали материал для статьи.

Линию недаром можно назвать Её Величеством, т.к. она даёт контур всем вещам и предметам на бумаге. Если бы её не было, художник мог бы нарисовать только размытые пятна.

Теперь, когда вы познакомились с Её Величеством Линией, вы должны узнать об Основных Формах, из которых состоят все предметы на свете.

Не забудьте рассказать своим сёстрам, братьям, родителям всё, что вы узнали сегодня, а вот эти карточки помогут вам проверить свои знания, они послужат вам подсказкой. Но чтобы рассказать обо всём другим детям нам необходимо все полученные данные объединить в альбом с рисунками и фотографиями по всем положениям нашей статьи и когда альбом будет готов, мы пойдём и расскажем детям других групп о линии.