Рейтинг@Mail.ru

Бинарный урок (экономика + физика) по теме "Арктика – стратегия будущего"

Разделы: Физика, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Предмет: физика, экономика.

Класс: 11.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Обучающие: изучить экономико-географическое положение НАО и показать значение добывающих нефтегазовых предприятий в развитии энергосистемы государства; изучить устройство и работу генератора.
Развивающие: развивать память, умение анализировать, систематизировать информацию
Воспитательные: развивать культуру общения, вызывать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предметам.

Задачи урока:
формирование общих учебных умений: познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности;
– развитие внимания и памяти, творческих способностей средствами ИКТ;
– привитие учащимся необходимых навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Экономико-географическое положение в НАО и знание добывающих нефтегазовых предприятий в развитии энергосистемы государства; устройство и работа генератора.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), аудиоколонки, карта НАО

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока Арктика – стратегия будущего
Предмет Физика, экономика
Класс 11
Автор урока (ФИО, должность) Антоничева Валентина Ананьевна учитель физики и математики, Тютюнникова Елена Александровна учитель географии и экономики.
Образовательное учреждение МОУ СОШ № 3
Республика/край, город/поселение г. Нарьян-Мар

Методическая информация

Тип урока Изучение нового материала
Цели урока актуализация и систематизация знаний учащихся о экономико-географическое положение НАО и значение добывающих нефтегазовых предприятий в развитии энергосистемы государства; устройстве и работы генератора.
Задачи урока Обучающая: изучить экономико-географическое положение НАО и показать значение добывающих нефтегазовых предприятий в развитии энергосистемы государства; изучить устройство и работу генератора.

Развивающая: сформировать практические умения применять знания о экономических расчетах стоимости и количестве топлива, повышение информационной, коммуникативной культуры, опыта самостоятельной деятельности;

Воспитывающая: воспитание коллективизма, взаимного уважения, нравственных качеств

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока закрепят:
– смысл физических явлений и экономических понятий: электромагнитная индукция, умения описывать и объяснять физические явления; стоимость, расход топлива:
– устройство и работа генератора;
– приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни по использованию генератора;
– навыков умений анализировать результаты демонстрационных опытов и делать выводы.
Необходимое оборудование и материалы видеопроектор, оборудование демонстрации (модель генератора), компьютер, интерактивная доска.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в 21 веке, где будет производиться основная добыча углеводородного сырья. Для добычи углеводородного сырья необходима электроэнергия, которая вырабатывается дизельными электростанциями, работающие на дизельном топливе. Для выработки электроэнергии необходимы специальные устройства – генераторы.
Ход и содержание урока I. Организационный этап – 1 мин.
II. Этап постановки целей и задач урока – 1мин.
III. Лекция-24мин.
IV. Фильм -10 мин.
V. Рефлексия. – 2 мин.
VI. Заключительный этап. – 2 мин.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас обычный урок, но с довольно необычными формами работы. Я попрошу от вас внимания, внимания и еще раз внимания.

II. Этап постановки целей и задач урока.

Учитель: НАО является кладовой, в которой хранятся огромные запасы углеводородного сырья. На территории НАО ведется разработка и добыча полезных ископаемых как российскими, так и зарубежными компаниями. Среднегодовой объем добычи углеводородов в НАО составляет 19 мил. тон нефти в год. При этом добыча природного газа почти не добывается. Меж тем природный газ – топливо будущего, на котором будет работать мировая экономика 21 века.

Извлекаемые запасы газа на территории округа составляют 523,5 млнм3, конденсат 21,4 млн. тонн.

Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в 21 веке. Для добычи углеводородного сырья необходима электроэнергия, которая вырабатывается дизельными электростанциями, работающие на дизельном топливе. Среднее потребление дизельного топлива на выработку 1 кВтч составляет 221 гр. Для выработки необходимого количества энергии требуется тысячи тони дизельного топлива, которое в основном доставляется на месторождения в зимний период (по зимнику).

Вместе с нефтью из скважин добывается попутный газ, который практически весь сжигался на факельных установках. В связи с этим к 2о12 году по государственной программе 95% газа должно использоваться в промышленности, в частности на газопоршневых и газотурбинных электростанциях.

Учитель: Что лежит в основе работы электростанции?

Ученик: Генератор

Учитель: Запишем: генератор это устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в электроэнергию. Какое явление используется в работе генератора?

Ученик: Явление электромагнитной индукции.

Учитель: Каково устройство генератора?

Ученик: Генератор состоит из ротора (подвижной части) и статора (неподвижной части).

Учитель: Посмотрим на модель генератора. Основные части индукционного генератора – это подвижный ротор и неподвижный статор. Насаженный на вал генератора ротор представляет собой электромагнит, который вращается внутри статора. В пазах статора уложены проводящие “контур – обмотки”, в которых при вращении ротора переменное магнитное поле порождает вихревое электрическое поле. Вследствие чего возникает индукционный ток. Этот ток передается от генератора во внешнюю цепь.

В генераторе механическая энергия вращения преобразуется в электрическую энергию. Но чтобы получить механическую энергию нужно топливо для вращения турбин (поршня). Какие виды топлива вы знаете?

Ученик: Дрова, уголь, ядерное топливо, нефть и газ.

Учитель: В настоящее время самым распространенным видом топлива является нефть и газ. Естественно, что человек ищет наиболее дешевое топливо. Что можно для этого сделать?

Ученик: Разработать новые технологии по добыче и переработки сырья, использования двух разных видов топлива.

Учитель: Примером может послужить, ввод в эксплуатацию нового энергоцентра на “Тэдинском” месторождении мощностью 10,5 Мегаватт. Газотурбинные станции “ Солар” производства США, работают на газовом топливе, используя попутный газ. Одной из особенностей этих станций является двухтопливная система, позволяющая работать как на дизельным, так и на газовом топливе.

И так произведем расчеты:

1кВтч электроэнергии – 0,35 м3 .

1кВтч электроэнергии – 221 г.

Стоимость дизельного топлива 1т – 25000руб.

Ученик: 0,221* 25000 = 5.525руб

Учитель: Мощность одной турбины – 2600кВтч

Произведем расчет суточной выработки электроэнергии:

Ученик: 2600*24 = 62.400кВтч , тогда месячная выработка электроэнергии будет

62.400*31 = 1 934 400 кВтч

Учитель: Произведем расчет топлива для выработки данного объема электроэнергии

Ученик:1 934 400*0,221 = 427,5 тонн

Учитель: Стоимость топлива тогда составит:

Ученик: 427,5 * 25000 = 10. 687т

Учитель: Мы с вами посчитали стоимость топлива 1 турбины, а в состав энергоцентра входит 3 турбины. И так мы можем сделать вывод о экономической эффективности использования попутного газа.

Активная экономическая политика НАО способствует значительному увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Со времени добычи углеводородного сырья начали активно развивать и шельфовые зоны. Таким примером является морская ледостойкая стационарная платформа “ПРИРАЗЛОМНАЯ” первая в мире платформа такого класса.

Она предназначена для разработки приразломного месторождения в Печерском море в 60км. к с-з от Варандея и в 310км. от г. Нарьян-Мар. Введение платформы в эксплуатацию оживит экономику региона:

– это и открытие рабочих мест, и востребование транспортной системы, а так же солидные налоговые отчисления в окружной бюджет.

А сейчас я предлагаю посмотреть фильм “Арктика – стратегия будущего”

Просмотр фильма.

III. Этап обобщения материала

Учитель: Сегодня на уроке вы узнали об экономическом значении нефтедобывающих компаний в развитии экономики страны. Где и как используются различные виды топлива. Устройство генератора и значение ресурсной базы РФ.

IV. Рефлексия.

Учитель: Наш урок подходит к завершению. Хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще. Для этого, пожалуйста, поднимите ваши руки. Кому было интересно на уроке, легко справились с заданием – поднимают обе руки. Кто испытывал затруднения, но тоже справился с заданием – поднимают одну руку.

V. Заключительный этап.

Учитель: Спасибо всем нам за урок, а теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.

Проверка и оценивание ЗУНКов Выявление качества усвоения в беседе с учащимися.
Рефлексия деятельности на уроке Рефлексия проводится методом поднятия рук. Кому было интересно на уроке, легко справились с заданием – поднимают обе руки. Кто испытывал затруднения, но тоже справился с заданием – поднимают одну руку.
Домашнее задание Написать: какие альтернативные способы создания электроэнергии вы могли бы предложить, используя природные ресурсы НАО.
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются) Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплексом Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. для 11 класса. Уроки экономики в школе Савицкая Е.В., Серегина С. Ф.. www.worldbank.org – Всемирный банк (социально – экономические показатели по странам мира).
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Презентация создает положительный настрой на работу, повышает мотивацию для восприятия нового материала, помогает наглядно представить изучаемый материал при введении новых физических понятий и величин, визуально запоминать новый материал. Слайды, показывающие расположение углеводородного сырья и модели генератора сокращают время учитель для объяснения нового материала и значительно повышают эффективность урока.
Другое Материалы урока можно использовать как при индивидуальной работе учащихся в компьютерном классе, так и фронтально, при наличии в кабинете медиапроектора и одного компьютера.

Приложение 1. Фото.