Педагогический проект по теме "Психолого-педагогические условия организации индивидуальной работы с младшими школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности"

Разделы: Администрирование школы


Актуальность

  • Одно из направлений инициативы президента «Наша новая школа» – развитие и поддержка талантливых детей.
  • В Ставропольском крае создана программа «Одаренные дети». В рамках реализации данной программы в школе должна быть создана целенаправленная система работы с талантливыми детьми.
  • На старшей ступени обучения в нашем образовательном учреждении создано и успешно работает ШНОУ, однако на начальном этапе обучения система работы с талантливыми детьми отсутствует. В целях выявления и развития и поддержки талантливых детей должна быть разработана система работы с талантливыми детьми, то есть с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности, на этапе начального образования.

Противоречия

Чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика в массовой начальной школе, необходимо разрешить следующие противоречия:

  • Социальный аспект: между современными требованиями нашего общества в осуществлении индивидуальных образовательных траекторий и существующей традиционной системой образования.
  • Психолого-педагогический аспект: между необходимостью раскрытия творческих способностей (интеллектуальных) учащихся и отсутствием психолого-педагогических условий в массовой школе (организация образовательного процесса, неготовность педагогических кадров, отсутствие методического и диагностического инструментария для выявления интересов и способностей детей).
Проблема

Отсутствие:

  • системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;
  • программы работы с одарёнными детьми;
  • методического сопровождения;
  • диагностики по выявлению одарённых детей;
  • неготовность учителя работать с одарёнными детьми.

Объект исследования

  • Психолого-педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Предмет исследования

  • Педагогические и дидактические условия организации индивидуальной работы с младшими школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности.

Гипотеза исследования

Система создания и реализации модели работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности, будет успешна при выполнении следующих условий:

  • создании нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности;
  • разработке и реализации диагностического инструментария для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе;
  • разработке программы индивидуальной работы с детьми данной категории в начальной школе;
  • создании условий для психолого-педагогической подготовки учителей и родителей;
  • повышении уровня мотивации педагогов при работе с детьми данной категории;
  • создание условий, необходимых для развития природных способностей учащихся.

Цель

Создание психолого-педагогических условий для организации индивидуальной работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности.

Задачи

Проблема, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:

  • усилить нормативно-правовую базу по работе с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности (по начальной ступени обучения);
  • изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления детей вышеуказанной категории, провести диагностику и создать банк данных детей в начальной школе.
  • разработать диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, осуществить мониторинг уровня развития интеллектуальных способностей учащихся;
  • разработать программу развития детей, имеющих высокий уровень познавательной активности;
  • подготовить педагогические кадры к работе с данными детьми;
  • повысить грамотность родителей в вопросах воспитания;
  • создать условия, необходимые для развития природных способностей учащихся.

Методы

  • Теоретический (изучение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).
  • Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
  • Статистический (обработка полученных данных).

Формы работы

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских портфолио.

Средства реализации

  • психологическое сопровождение;
  • кадровые ресурсы;
  • дидактические ресурсы;
  • финансовые ресурсы.

Сроки реализации

Первый этап – диагностико-организационный (1 год) включает:

  • создание нормативно-правовой базы;
  • создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ;
  • изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей;
  • организация методического обеспечения;
  • повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Второй этап – организационно-практический (3 года) включает:

  • апробация программы работы с одарёнными (чит. «имеющими высокий уровень познавательной активности») детьми;
  • мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
  • отработка педагогических технологий работы с детьми;
  • методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
  • отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
  • психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.

Третий этап – рефлексивно-обобщающий (1 год) включает:

  • анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
  • анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
  • анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
  • определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.

Модель (относительно основной проблематики)

Для создания условий обучения детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, выделяют следующие составляющие:

  • координирование проекта;
  • диагностирование;
  • сотрудничество с другими службами ОУ;
  • работа по развитию способностей учащихся;
  • информационная работа;
  • кадровое обеспечение.

Кластерная модель

Проектирование работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности в обучении, представим кластерной моделью. (см. приложение 1)

Алгоритм реализации модели и план мероприятий

Координационное направление

Для решения задачи по координационному регулированию проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:

  • Организация работы коллектива.
  • Обеспечение нормативно-правовой базы.
  • Организация предметных кружков, кружков сферы дополнительного образования.
  • Ресурсное обеспечение.
  • Контроль и анализ деятельности.

Диагностическое направление

Для решения задачи по проведению диагностических исследований, выявления интеллектуального уровня и состояния здоровья детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, планируются следующие мероприятия:

  • Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
  • Проведение диагностики одарённых детей.
  • Создание банка данных одарённых детей.
  • Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

Кадровое направление

Для решения задачи по квалифицированному кадровому обеспечению целесообразно выполнение следующих мероприятий:

  • Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
  • Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам.)

Развивающее направление

Для решения задачи по развитию способностей детей младшего школьного возраста, имеющих высокий уровень познавательной активности, необходима реализация следующих мероприятий:

  • Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
  • Организация внеклассных, индивидуальных занятий по углубленному изучению предметов.
  • Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
  • Создание школьной базы олимпиадных заданий, творческих работ учащихся.
  • Использование системы информационно-коммуникационных технологий.
  • Создание условий для применения новых педагогических технологий.
  • Применение на практике новых педагогических технологий.

Информационное направление

Для решения задачи информационной осведомлённости всех участников проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:

  • Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (разъяснительно-агитационная работа, создание интернет-странички на сайте школы, выпуск школьных стенгазет различной тематики).
  • Организация работы библиотеки, кабинета информатики по данному направлению.
  • Организация лекториев и тематических собраний для родителей.

Критерии и показатели реализации модели (относительно ученика)

Чтобы проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий организации индивидуальной работы с младшими школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности, необходимо регулярно вести мониторинг уровня знаний и творческих способностей по выявлению уровня познавательной активности. Наблюдения рекомендуется фиксировать в виде диаграмм, так как именно эта форма наиболее демонстративна.

Уровень психических процессов у учащихся данной категории и компетенции педагогов целесообразнее проверять на выходе из начальной школы в соответствии с предложенной таблицей (см. приложение 2).

Предполагаемые результаты

При реализации данного проекта предполагается получить следующие результаты:

  • создание банка данных, включающих сведения о детях с различными уровнями познавательной активности;
  • разработку и реализацию программ поддержки и развития данной категории детей;
  • положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей учащихся;
  • увеличение количества учащихся, работающих на высоком творческом уровне (участие в интеллектуальных конкурсах, играх, олимпиадах, ...);
  • повышение компетентности учителей, работающих с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности (методический, теоретический уровень, психологическая готовность);
  • повышение родительской компетентности в оказании помощи детям в развитии их интеллектуальных способностей;
  • создание банков методических и диагностических материалов по работе с детьми данной категории;
  • создание системы взаимодействия с основной школой.

Прогнозируемые риски и методы их коррекции

Вместе с тем предполагается, что могут возникнуть риски, которые можно устранить, используя определённые методы (см. приложение 3).