Рейтинг@Mail.ru

Авторская образовательная программа для младших школьников "Мы живем в Кузбассе"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Мы живём в Кузбассе» по содержательной, тематической направленности является эколого-биологической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература, труд.

Актуальность и педагогическая целесообразность. Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить им то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы ребят.

Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы-изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и

методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды.

Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Сформировать систему эколого-биологических знаний.
  2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
  3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
  4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Развивающие:

  1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
  2. Развивать индивидуальные способности детей.
  3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
  4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

  1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
  2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
  3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
  4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
  5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.

Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников

Программа рассчитана на детей 6,5-8 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.

Ожидаемые результаты и способы их определения.

В результате обучения по программе воспитанники приобретают определенные знания и умения.

Знания

  • Понятия и термины – царства живой природы; виды растительности родного края; классы животных (на примерах животных родного края); вид, сорт; заповедник, природный музей; экология;
  • Экологические законы;
  • Природоохранную деятельность человека;

Умения:

  • Правильно употреблять экологические термины;
  • Наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии);
  • Ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека;
  • Применять правила безопасности труда.

Формы подведения итогов реализации программы

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;
  • Оформленных исследовательских работ;
  • Экологических сказок;
  • Стихотворений;
  • Книг-раскладушек и т.д.

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

Учебно-тематический план (33 часа)

№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов В том числе
теория практика
1 Введение «Жить в гармонии с природой» 5 3 2
2 Что такое экология 2 1 1
3 Лесные тайны. 5 3 2
 Заочное путешествие по заповедникам Кузбасса 1 1  
Эти забавные животные 6 4 2
По лесным тропинкам 6 3 3
В царстве лекарственных растений 4 2 2
Путешествие по экологической тропе 2 1 1
Природа и мы 2 1 1
Всего: 33 19 14

Содержание программы

1. Введение – «Жить в гармонии с природой» (5 час)

Теоретический материал (3ч): Темы занятий – Разнообразие окружающего мира. Войди в природу другом. Жить в гармонии с природой.

Краткое содержание тем – Разнообразие и красота окружающего мира. Природа и не природа. Природа живая и неживая. Наблюдения в природе, рисование, чтение и обсуждение литературы. Где живут обитатели природы. Гармония в природе. Игра-эстафета «Весёлые забеги».

Практический материал (2ч): Творческая работа №1 -панно «Узоры из листьев», работа с природным материалом.

Экскурсия №1 – «Разнообразие природного мира» (в лес)

2. Что такое экология (2ч)

Теоретический материал (1ч): Темы занятий – Путешествие по экологической тропе.

Краткое содержание тем – Охрана природы. Подвижные игры с элементами имитации. Все мы на свете друг другу нужны. Рубрика «Хочу знать» (по материалам дополнительных источников).

Практический материал (1ч): Творческая работа №2 - композиция «На лесной опушке», природный материал.

3. Лесные тайны (5ч)

Теоретический материал (3ч): Темы занятий – Лесные тайны. Лекарственные растения в наших лесах. КВН «Лес – наше богатство»

Краткое содержание тем – Лесные тайны. Волшебные превращения листьев в почву (наблюдения на экологической тропинке за опавшими листьями, упавшими деревьями, пнями, грибами). Проект «Листья». Отгадывание кроссвордов. Хвойные деревья Кузбасса. Лекарственные растения в наших лесах. Загадки о лесе и его обитателях. Правила поведения в лесу. Игра « Узнай дерево». Игра «Что где растет?».

Практический материал(2ч): Творческая работа №3 - композиция «На лесной опушке», природный материал.

Экскурсия №3 – «Деревья нашей местности».

4. Заочное путешествие по заповедникам Кузбасса (1ч)

Теоретический материал (1ч):Темы занятий – Заповедники Кузбасса.

Краткое содержание тем – Музей-заповедник «Красная горка», историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница».

Практический материал: Поле-чудес «Заповедники Кузбасса».

5. Эти забавные животные (6ч)

Теоретический материал (4ч): Темы занятий – Эти забавные животные (игра). Животные Кузбасса. Квартиры в лесу. Жизнь диких животных в лесу.

Краткое содержание тем – Эти забавные животные (игра). Местообитание животного. «Дом», «адрес» животного (переписка детей с различными животными в рамках авторского проекта «Письма животным»). Интересное об известном. Дидактическая игра «Накорми зверей и птиц». Животные Кузбасса. «Где живёт мишка?» - беседа. Отгадывание кроссвордов. Зимовка диких животных (заяц, белка, медведь, лиса, рыбы).

Охрана и помощь животным зимой. Рубрика «Хочу знать»: «Зимний лес и его обитатели».

Практический материал (2ч): Творческая работа № 4- поделка «Мишка», природный материал. Творческая работа №5 – «Эти забавные животные», аппликация из спилов древесины фигурок животных.

6. По лесным тропинкам(6ч)

Теоретический материал (3ч): Темы занятий – Все растения нужны. «По лесным тропинкам» (игра-путешествие). Лекарственные растения.

Краткое содержание тем – Роль каждого организма в природе (на отдельных примерах), их место в пищевых цепочках.

Наука гарбология. Влияние человека на окружающую среду. Виды грибов в родном крае. «По лесным тропинкам» (игра-путешествие). Конкурсы «Грибная поляна», «Лесная жалоба», «Животный мир леса», «Птицы – наши друзья». Коллективная работа - составление справочника.

Практический материал (3ч): Творческая работа №6 – «Грибок», аппликация из природного материала. Творческая работа №7- Составление и оформление кроссворда «Лекарственные растения»

Экскурсия №4 «Растения нашей местности»

7. В царстве лекарственных растений (4ч)

Теоретический материал (2ч): Темы занятий – В царстве лекарственных растений. Лекарственные растения Кузбасса.

Краткое содержание тем - В царстве лекарственных растений. Игра «Узнай целебное растение по описанию». Подготовка и зарисовка выставки лекарственных растений. Чтение экологической сказки «Трава здоровья».

Лекарственные растения Кузбасса.

Практический материал (2ч): Творческая работа № 8-№9 Изготовление книжки малышки «Лекарственные травы Кузбасса».

8. Путешествие по экологической тропе (2ч)

Теоретический материал (1ч): Темы занятий – Путешествие по экологической тропе.

Краткое содержание тем - Беседа «Живая мозаика». Загадки о насекомых.

Практический материал (1ч): Творческая работа №10 композиция «Насекомые», аппликация.

9. Природа и мы (2ч)

Теоретический материал (1ч): Темы занятий – Устный журнал «Природа и мы» Краткое содержание тем - Беседа.Отгадывание загадок. Викторина.

Практический материал (1ч): Творческая работа №11 – поделки из вторсырья «Вторая жизнь мусора»

Методическое обеспечение образовательной программы

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы.

Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество.

Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты.

Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданию. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.

Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира.

Список литературы

  1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет [Текст]/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 159с.
  2. Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных [Текст]/ С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120с.
  3. Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе [Текст]/ Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.
  4. Соловъёв, Л. Книга о природе Кузбасса для младших школьников [Текст]/ - Л. Соловьёв. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – 342с.
  5. Черемисина, Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам [Текст]/ Л. Д. Черемисина. – Москва: АРКТИ, 2006. – 88с.
  6. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/ М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134с.