Урок по теме "Наречие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Наречие".

Задачи:

  • Повысить интерес к урокам русского языка
  • Повторить отличительные признаки частей речи

Форма занятия - игра "Счастливый случай"

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Словографии-Морфологии, начатое еще в 5 классе. Обратите внимание на величественное название страны - Словография. В этой стране много самостоятельных крупных княжеств: Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное и Наречие. Есть и мелкие, их отсюда совсем не видно: это - Предлоги, Союзы, частицы и Междометия.

Все крупные княжества нам хорошо знакомы, в них во всех мы уже побывали и не раз, много орфограмм узнали и при каждом удобном случае их вспоминали. Вспомним и сегодня, потому что княжества друг от друга отличаются: (вопросами)

Существительное - Кто? Что?

Прилагательное - Какой? Чей?

Глагол - Что делать?

Местоимение - Вместо имени.

Числительное - Сколько? Какой по счету?

Наречие - Как? Когда?

Знакомо по названию и последнее крупное княжество - Наречие, так как тема изучена, и сегодня последний урок. Посмотрите, какие особняки, где живут наречия, а какая скользкая дорога. Чтобы легче было ориентироваться в мире наречий, нам поможет девиз урока: "Главное - сообразительность, и вас ждет успех!"

А форму путешествия выбрали сами по образцу игры "Счастливый случай".

I гейм - Продолжи мою мысль

Чтобы мне удостовериться, познал ли каждый из вас все тайны этого загадочного княжества и всей страны Словографии, продолжите мою мысль:

  1. Морфология - это раздел науки о языке, который изучает: (части речи)
  2. Всего частей речи в русском языке: (10)
  3. Самостоятельных частей речи: (6)
  4. Каждая часть речи отличается от другой: (вопросами и значением)
  5. Наречие - это самостоятельная, неизменяемая часть речи, которая:
  6. Найдите наречие в предложении:

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.

а). Где здесь наречие? (обычно)

б). В чем особенность его написания? (-чн-, -н-)

в). Из какого особняка оно вышло?

г). Произведите синтаксический разбор.

д). Морфологический разбор.

ПАУЗА. В черном ящике лежит предмет, который равен году и помогает отсчитывать 365 дней?

Что это? (отрывной календарь).

II гейм - Спешите видеть

Посмотрите внимательно на этот календарь и запишите от глагола "смотреть" зависимые слова, выраженные наречиями:

смотреть

  • удивленно (от причастия)
  • зачарованно (от причастия)
  • восторженно (от прилагательного)
  • недоуменно (от прилагательного)
  • безразлично (от прилагательного)
  • его содержание действует волнующе

Удивленно2, зачарованно2

Каким способом образованы эти наречия?

Зачарованный - зачарованно

III гейм - Ты - мне, я - тебе

Дети задают вопросы друг другу по проверке знаний правил по теме "Наречие".

IV гейм - Мне помогает память и сообразительность

Представьте, что вы знаменитые знатоки и сходу решаете любой проблемный вопрос: даете правильный ответ, правильное объяснение.

1. Послушайте текст Н.В. Жутиковой "Урок мира и доброты".

- Во дворе плачет девочка. Слишком отверженной выглядела она, чтобы пройти мимо. При разговоре девочка понемногу начала оживать. Вдруг подходит с палочкой, прозрачная от ветхости старушка. И слабеньким таким голосом говорит:

- Да ты пошто, дева, отделилась-то ото всех?

И было столько глубокой благожелательности в тоне и во всем облике бабушки, когда она сказала:

- Видно, чижало жить тебе, дак ты поплачься. Поплачься вот нам с тетей, что девочка, задрожав подбородком, прошептала:

- Дразнятся: "косая", "уродина".

- Вот оно как! Дак это они еще глупые! А ты вот послушай-ка: Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех она по-разному оказывает себя. Эвон у той кудри какие - в кудрях краса. А вот у этой - смех какой, слышь, как заливается, красота, значит в смехе. А вон та, черненькая, - в лице у нее краса. А у тебя самая главная краса в душе, в сердечке, вот тут!

И старушка, как добрая колдунья, положила свою невесомую сморщенную руку девочке на сердце.

- Попомни, что скажу, всю жизнь помни. Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красоту, и тебе красы прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут. Иди-ка к ним. Гляди на всех, как на картинки глядишь, без зла, без обиды! И будет красы у тебя в сердце, в душеньке больше: Ступай!

И повела она девочку к группе.

2. Какие наречия бабушка исказила? (Пошто, чижало, боле)

3. Запишем начало текста комментированным способом.

4. Дальше выпишем словосочетания

Главное слово + наречие

Тяжело жить

Дана поровну

Оказывает по-разному

Будет больше (срав. степень)

5. Гляди на всех, как на картинки глядишь, без зла, без обиды, без злобы.

6. Образовать однокоренные наречия

Без зла - незлостно

Без обиды - безобидно

Без злобы - беззлобно

ПАУЗА. В черном ящике лежит предмет, который помогает видеть внешность самого себя. (Зеркало)

Записать два предложения, имеющие отношение к слову зеркало.

а) Посмотревшись утром в зеркало, причесавшись аккуратно, ты себя чувствуешь блестяще.

б) Мое зеркало на вид блестяще.

V гейм - Дальше! Дальше!

I ряд

  1. Что такое наречие?
  2. Какими способами образуются наречия?
  3. Способ образования наречия по-дружески.
  4. От какой части речи оно образовалось? (дружеский - прилагательное)
  5. Как образовалось наречие весело?
  6. От какой части речи оно образовалось?
  7. Как образовалось наречие снова?
  8. Почему этот способ приставочно-суффиксальный?
  9. Почему на конце суффикс -а?
  10. Какой суффикс напишем в наречии заново?
  11. Почему?
  12. Сколько -н- пишется в наречиях возбужденно, зычно, смешно, интересно?

II ряд

  1. В скольких случаях наречия пишутся через дефис?
  2. Первый случай. (суффиксы -ых -их)
  3. Второй случай. (суффиксы -ому -ему)
  4. Третий случай. (суффикс -и)
  5. Четвертый случай. (еле-еле)
  6. Пятый случай. (приставка кое)
  7. Шестой случай. (частицы -то,- либо)
  8. Как пишется не с наречиями?
  9. В скольких случаях слитно?
  10. В скольких случаях раздельно?
  11. Первый случай слитного написания.
  12. Второй случай слитного написания.
  13. Первый случай раздельного написания.

III ряд

  1. Второй случай раздельного написания.
  2. Третий случай раздельного написания.
  3. Как пишутся наречия на шипящую?
  4. С помощью каких приставок образуются отрицательные наречия?
  5. Когда пишется приставка не?
  6. Когда пишется приставка ни?
  7. Как пишутся с наречиями приставки не и ни? (всегда слитно)
  8. Почему всегда слитно? (не имеет предлога)
  9. Какое наречие пишется с двумя дефисами? (точь-в-точь)
  10. Какая особенность написания еще у наречия точь-в-точь?
  11. Какое наречие пишем в 6 слов? (во что бы то ни стало)
  12. Чего никогда не бывает у наречий при разборе по составу? (окончаний)
  13. У какой части речи еще нет окончаний? (деепричастие)

VI гейм - Избегай ошибок

Говорить возбужденно, сердце возбуждено кем-то, сначала думать, славится издавна, выполнять небрежно, выглядеть неряшливо, вовсе не аккуратно, совсем не обдуманно, никак не сосредоточиться, негде остановиться, ни к кому не обращаешься.

НН - руки вверх

Н - присели

НЕ слитно - движение руками к себе

НЕ раздельно - топнули ногами.

VII гейм - Оцени урок

Домашнее задание: написать отзыв об уроке, употребив наречия.

VIII гейм - Кроссворд

1) Антоним к слову конец.

2) От этого антонима образовалось однокоренное наречие на -е.

3) Антоним к наречию легко.

4) Нетрудно ответить на уроке, если повторил материал когда?

5) Наречие степени и меры, которое подставляем, чтобы объяснить правописание приставки пре-.

6-7) Два отрицательных наречия, в которых приставки не- и ни- зависят от ударения.