Развитие интегративных качеств личности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (288 кБ)


Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно ориентированного стиля общения с детьми.

Содержание образовательной деятельности центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

В соответствии рекомендациями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы образовательная программа детского сада строится исходя из нескольких принципов, один из которых принцип интеграции.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей.

Реализуя данный принцип, мы не открываем ничего нового. В детском саду всегда организовывалось несколько видов детской деятельности. И все они решали задачу гармоничного развития личности ребенка.

Сейчас в соответствии с требованиями ФГТ определены виды детской деятельности и области интеграции. Одной из таких областей выступает “Безопасность” (см. Приложение 1). Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в нашей работе с детьми дошкольного возраста является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Поэтому образовательная деятельность МДОУ центр развития ребенка - детского сада № 8 г.Алексеевки Белгородской области предполагает работу в нескольких направлениях:

  • работа с детьми;
  • работа с педагогами, взаимодействие со специалистами;
  • работа с родителями.

Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, приобщению их к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на улице и в природе в ДОУ систематически ведётся работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, которая оформлена в форме нежесткого центрирования. К созданию развивающей среды привлекаются все субъекты образовательного процесса. Сотрудники детского сада в тесном сотрудничестве с родителями оборудуют центры безопасности, сюжетно-ролевых, строительных игр, науки. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им “зону ближайшего развития”, поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием. Вместе с детьми созданы напольный и настольный макет улицы и дороги. Макеты оснащены стационарными игровыми наборами с дорожными знаками, транспортом, фигурками. По правилам пожарной безопасности изготовлены макеты пожарных машин, огнетушителей, сшита форма пожарного. Изготовлены материал к сюжетно-ролевым, подвижным, спортивным играм, играм-драматизациям, играм-тренингам. При оформлении мы учитываем, что ребёнок скорее и легче запомнит яркое, интересное, необычное. Создана картотека различных по тематике, содержанию и характеру игр. Подобран наглядно-дидактический материал, сюжетные и предметные картины, плакаты для формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности. В соответствии с темой образовательной деятельности составлена картотека дидактического материала, необходимого для ее проведения. Для познания нового материала детям предлагаются рабочие тетради по правилам безопасного поведения. Сформирован консультационный, наглядный материал для работы с семьёй по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях, осознанного отношения и ответственности за свои поступки. Собрана коллекция агитационных и предупредительных листовок по соблюдению правил безопасного поведения на дороге, дома, в лесу, авторами которых являются дети. Интеграция художественно-творческих и познавательных областей реализуется в совместной деятельности, дети с удовольствием выпускают листовки, проявляя при этом завидное упорство, творчество и мастерство.

Планируя образовательный процесс, мы стараемся использовать различные формы организации детской деятельности. В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать проекты, интегрированные занятия, эксперименты, игры, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуации, экскурсии. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.

Оптимальными методами реализации программы в нашем ДОУ являются проблемное и игровое обучение. Используются метод моделирования, проектирования, метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Приложение 2

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Для технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

На втором этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, где происходит распределение ролей.

На третьем этапе воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

На четвертом этапе педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Рассмотрим несколько форм, которые включает проект.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра  отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные  отношения  со сверстниками и взрослыми. Разработанный нами тематический план игр подразделяется на несколько разделов “дорожная грамота”, “мое здоровье”, “безопасность в помещении”, “безопасность и природа”, “общение с незнакомыми людьми”.   Так, например, игры – тренинги позволяют нам обучить детей правильному   поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры-тренинги, как  “Пожарная тревога”, “Из группы исчезли все стулья”, “Плохо воспитателю – что делать?”, “Мы – спасатели”, “Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?”, “Незнакомец”. Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет  ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Игры-драматизации, подвижные и спортивные игры направлены на использование знаний и опыта детей. Дидактические – на познание нового материала и своеобразного мониторинга усвоенных знаний.

Интегрированные занятия – занятия, включающие несколько видов деятельности, в процессе которых решает одна или несколько задача. Процесс интеграции является основой современной детской деятельности, они легко “переключаются” от одной деятельности к другой, при этом запоминая наиболее интересные и понятные моменты. Поэтому задача воспитателя максимально использовать активные методы обучения, когда ребенок является не пассивным слушателем, а непосредственным участником решения проблемных ситуаций, экспериментов, бесед, когда ребенок самостоятельно может сделать те или иные выводы.

Не менее интересна, и исследовательская деятельность детей. Используя эксперименты такие как “Из чего состоит машина?”, “Опасный лед”, “Почему гаснет свечка?”, “Почему столкнулись машины?”, “Горит-не горит” воспитатель дает возможность ребенку самостоятельно выступить в роли исследователя и сделать собственные выводы. Эксперименты эффективны потому, что ребенок в них выступает как практик, а не наблюдатель, и его предположения подкрепляются выводами. И впоследствии данную информацию ребенок усвоит и запомнит!

Экскурсии привлекают детей не меньше. В процессе экскурсии воспитатель выступает экскурсоводом, владеющим определенной информацией. Здесь и беседа, и наблюдение, и речевая игра, и даже маленький эксперимент, решение проблемных ситуаций. Ребенок не на картинке, а действительности видит те или иные объекты.

Вне образовательной деятельности беседы с использование наглядного материала, различных карт, схем позволит закрепить знания, имеющиеся у ребенка. Беседа выступает одной из наиболее удобных и эффективных форм мониторинга знаний детей. Системность тематического планирования игр и бесед в рамках проекта позволит вам добиться желаемого результата (см. Приложение 3)

В рамках проекта, конечно, планируется конкурс творчества для родителей, педагогов, детей “Зеленый огонек”. Он, как правило, включает несколько номинаций, что позволяет всем участникам проекта проявить себя в сочинении частушек, создании коллажей, плакатов, фоторепортажей, изготовлении макетов и другое.

Дети, посещающие детский сад, ежегодно становятся победителями и лауреатами муниципальных конкурсов детского творчества: “Пожарная безопасность”, “Зелёный огонёк”. План сотрудничества со службами безопасности (ГИБДД, Пожарная часть) включает совместные праздники, досуги, тренировочные учения, беседы, консультационные мероприятия.

Об эффективности и системности работы с детьми говорит и тот факт, что за период функционирования ДОУ воспитанники ДОУ не стали участниками ДТП, по итогам годовых отчетов не зарегистрированы случаи травматизма среди детей и персонала, а также пожара или пожароопасных ситуаций.

В наше не простое время, когда безразличие в душах людей становится нормой, именно с дошкольного возраста надо закладывать нормы безопасного поведения, нормы ответственности за свои поступки и умение взаимодействовать с окружающими людьми, не подвергая свою и их жизнь опасности.

Жизнь сама по себе уникальна, главное заложить в сознании ребенка понятие о ее бесценности. Никто из нас не знает, какой она будет через минуту, секунду, мгновение, но в наших силах предотвратить то, что можно и научить этому дошкольников.