Учимся не путать звуки [с]–[з]

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков С-З

Задачи урока:

Образовательные:

– закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-З;
– закрепить навыки различения звуков С-З;
– автоматизация звуков С-З в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух; развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

– воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.

Оборудование: компьютерная презентация, предметные картинки, различные предметы

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята мы сегодня с вами познакомимся историей Старичка Звуковичка.

Отправился Старичок Звуковичок на самокате в парк. Устал, решил под сосной отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого уха очень грустно зазвенел комарик: “З-з-з...” Стал Звуковичок качать колесо. Насос невесело запел свою песенку: “С-с-с...” Удивился Старичок Звуковичок и спросил у них: “Что случилось?” Оказывается, разозлилась однажды злая фея и превратила зайку в комара за то, что он всех боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает. И не знают они, что теперь делать. Чтобы расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все задания злой феи. Попробуем им помочь.

II. Задание 1 . Сравнительная характеристика звуков [с] и [з].

Педагог. Давай вспомним песенку насоса.

Ребенок. “С-с-с...”

Педагог. А теперь песенку комара.

Ребенок. “З-з-з...”

Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха.

(Ребенок тренируется в произнесении этих звуков.)

Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложи ладошку к горлу и спой по очереди песенки насоса и комара. Когда поем песенку насоса, горлышко что делает?

Ребенок. Молчит.

Педагог. А когда поем песенку комара, что происходит?

Ребенок. Горлышко звенит.

Педагог. Эти звуки какие?

Ребенок. Оба эти звука согласные.

Педагог: Правильно, звуки [с] и [з] — согласные, только звук [с] — глухой, а звук [з] — звонкий.

Задание 2. Игра “Насос и комар”

Игровой материал: предметные картинки, различные предметы.

Правила игры: Перед началом игры напоминаем, что звук З– песенка комара, а звук С – песенка насоса.

Затем в разных концах стола помещается два рисунка: на одном изображен комар, а на другом насос. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игрушечный заяц, значок и другие. Ребенок берет предмет, называет его, определяет, какой в нем звук: С и З и кладет предмет к картинке с насосом или с комаром.

III. Массаж ладоней с помощью грецкого ореха.

Цель: Развивать ручную умелось и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Прокачу я свой орех
По ладоням снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Вокруг земли луна летает,
А вот зачем – сама не знает.

Движения соответствуют тексту.

Задание 3. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з]:

са — за — са — звонкая оса;
су — зу — су — вазу я несу;
сы — зы — сы — у зайца есть усы;
за — са — за — сено ест коза;
зу — су — зу — я стою в тазу;
зы — сы — зы — у Зои мимозы.

Задание 4. Раскрась картинки: Необходимо раскрасить картинки находя одинаковые, схожие звуки.

Рис.1

Рис.2

Задание 4. Пальчиковые игры.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков

[с] и [з].

Зайка — скок, зайка — скок!
За кусток — и молчок.
Из-за кустика выглядывает,
На ребятушек поглядывает.
Зоя пальчиком грозит,
Зайке спрятаться велит:
“Бродит серый волк в лесу,
Он поймал вчера козу.
Та его — рогами в бок!
Волк отпор ей дать не смог.
А коза давай бодать,
По кустам его гонять!
Волк помчался по дороге,
И едва унес он ноги!”

“Зайка” из пальцев скачет по столу.
Кисть левой руки — куст, кисть правой — зайка. Он прячется за куст.
Зайка выглядывает из-за куста.

Погрозить зайке пальцем.


Пальцами правой руки показать волка, пальцами левой руки
козу.
Коза бодает ладонь правой руки.

Коза бодается.
Вокруг кустов бегает волк.
Пальцами пробежаться по столу.

Задание 5. Игра “Доскажи словечко”.

Цель: различение звуков [с] и [з] в словах.

Злая фея похитила некоторые слова в стихотворениях. Давай попробуем их вернуть обратно.

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла... (зима).
И в море купаются,
И нет у них щетинки,
А все называются
Они — морские... (свинки).
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок —
Взрослая... (собака).
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)

IV. Игра на концентрацию внимания:

Дети положения сидя, ноги вместе выполняют движения ладонь кулак и одновременно повторяют слова:

Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь спор, здесь шум.
Кто взял ключи от буфета,
В которой на полке лежали конфеты!
Оля взяла! (имена детей берутся те, которые участвуют в этом)
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Маша взяла!
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Руслан взял!
Кто Я?
Я не брал.
А кто?
Марсель взял!
Кто Я?
Я не брал.
Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь нет ключей от буфета,
А мыши на полке доели конфеты.
Зум-Зум-Зум-Зум.
Стих спор, стих шум. (Говорят тихим голосом).

V. Итог занятия:

Спасибо вам детки помогли мы зайке и собаке. Выполнили все задания. А теперь давайте попросим фею превратить их обратно. Фея оценила как мы сегодня работали.

А логопед каждому прикрепляет на грудь значок:

 

Рис.3

Рис.4

 

Рис. 5

Рис.6

Литература:

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста
  2. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2008
  3. И.А.Кравченко “Игры и упражнения со звуками и словами”