Урок гражданина

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить учащихся с понятиями «государство», «гражданин», «конституция», государственными символами страны: флагом, гербом, гимном.
  • Развить интерес к истории России, воспитать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: государственный флаг России, государственный герб России, государственный гимн России (аудиозапись), песни: «Уголок России», «Во поле берёза стояла», песни о Родине, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Постановка темы занятия

Учитель: Как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Учитель: Какие мысли возникли у вас, когда вы прочитали тему урока?

Ответы учащихся.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Учитель: А с чего, по-вашему, начинается Родина?

Ответы учащихся.

III. Знакомство с историей страны, символикой

– Никто не возьмется пересчитать всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина.
Хлеб, которым человек кормится земля, на которой человек живет, мать, которая даёт жизнь.… Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина.
Родина – это и земля, город и деревня, в которых ты родился и живёшь. Все мы являемся гражданами страны, у которой удивительно красивое имя – Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина, Отечество.

Ученик:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём.

Звучит песня о Родине.

– Сегодня мы поговорим о том, за что же надо любить и беречь свою Родину.
– Откуда взялось такое название «Россия»?
В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.
Русалка – сказочное существо, персонаж русских народных сказок, обитательница рек и озёр. В образовании слова «русалка» предполагают влияние слова «русло».
Русь – страна рек и озёр. Так называли страну, которая лежала между реками Дунай и Вяткой, между Белым и Чёрным морями. Она была населена русскими, или россами, то есть людьми, жившими возле воды, по берегам рек и озёр. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений.
Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами. Отсюда и слово «россияне», а страна, где они живут – Россия. Такое название в языке закрепилось с XV века, когда русские стали объединятся в одно государство.

Ученик:

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем.
Тебя по-славянски назвали Россией.
Россия…
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

– Как называется то место, где вы родились и выросли?

Ответы учащихся.

– Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал свои первые радости и неудачи. Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная ему предками.

– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
И у каждого она одна. Как мама, Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

Песня: «Уголок России». (Ю. Яковлев)

– Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе?

Ответы учащихся.
– Все мы, россияне, живем в стране, которая называется Россия. Как нет на свете похожих людей, так и нет на свете похожих стран. Давайте вспомним сейчас чем, отличается одна страна от другой.

Ответы учащихся.

Ученик: Флаг.
По решению Государственной Думы и Президента России вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-синей-красным государственным флагом. Внизу – красная полоска – это земля. Выше – голубая полоса – это мирное небо. Верхняя полоса – белая, это символ чистоты, правды Российский флаг – символ доблести и чести народа. Когда поднимают государственный флаг, люди встают.

Ученик:

Бело-сине-красный
Русский флаг прекрасный!

Ученик: Герб.
Представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищённая щитом с изображением святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу земель русских. Недаром на пороге XXI века двух главный орел снова становится символом России. Георгий Победоносец глубоко почитался в русском народе. Он считается покровителем русского воинства и даже имеет русское имя прозвище – Егорий Храбрый.

Ученик: Гимн.
Торжественная песня страны. Он был принят 30 декабря 2000года. Слова Михалкова Сергея Владимировича. В словах гимна звучит идея – возрождения величия и славы России. Музыка Александрова Александра Васильевича. В ней главное – красота, торжественности и величие. Такая музыка рождает гордость за свою страну. (Звучит Гимн)

Учитель: Посмотрим на карту. (Физическая карта России)
– Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Россия занимает площадь в 17 млн.км. Это в два раза больше, чем территория целого материка Австралия. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске на Камчатке наступает полночь.
– Во главе России стоит президент – главный человек государства. Его избирает весь народ, один раз в четыре года. 2 марта 2008 года состоялись выборы нового президента нашей страны. Нынешнего президента зовут Дмитрий Анатольевич Медведев. Управлять страной ему помогает правительство. И главный закон нашей страны называется Конституция.
Всех людей нашей страны называют россиянами. Но национальности у них разные, более 180 национальностей, народностей и этических групп.
И все они составляют единую дружную семью. Каждый имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Велика численность населения России.
И все люди равноправны. И вы должны об этом помнить , никого не унижать и не оскорблять.
Конституция была, принята 12 декабря 1993 года этот день стал всенародным праздником.

– А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности.

Ответы учащихся.

– Ваше основное право и обязанности – учиться в школе, получить образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

IV. Беседа о защитниках земли Русской

– Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать не жалея жизни, свое Отечество. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны. В веках осталась и по сей день живет добрая память о русских воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных преданных Отечеству.

Ученик:

В час испытаний
Поклонись Отчизне
По-русски,
В ночи,
И скажи ей:
– Мать!
Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою жить,
С тобою умирать.

Учитель: Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасет, а где сила убудет, там он смекалкой дойдёт. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги.
Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания – от былинных богатырей. Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца, и в истории остался день его рождения 1 января.
Картина Васнецова «Три богатыря».

– Каких еще богатырей знаете?

Ответы учащихся.

V. Литературная композиция на тему Великой Отечественной войны

Появляется ученик в гимнастерке.

Солдат:

Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой тёмною,
С проклятою ордой!

Ученик:

Спасибо вам, солдаты,
Вы в битве Родину спасли,
Преодолели все преграды.
Спасибо вам от всей Земли.

Ученик:

Чтоб не лежал весь мир во мгле,
Себя в бою вы не щадили,
И скольким людям на Земле
Вы счастье жизни подарили?
От всех, кто вами был спасен,
От всех, кто нынче рядом,
Примите наш земной поклон.
Советские солдаты!

VI. Беседа о столице России

– В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы-реки за Неглинкою, и возлюбил сёла оные, и повелел на месте том вскоре соделати, мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя Москва град.
Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году.

Учитель: Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «Московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?

Ответы учащихся.

Учитель: Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва столица нашей Родины.

Учитель показывает слайды или фотографии Москвы.

Ученик:

Москва моя, и мамина
и бабушки моей…
Орнаменты люблю я
московских площадей.
И если в праздник с бабушкой
гуляем мы вдвоем,
По улицам тихонько
Мы рядышком идём.
Здесь уютный дворик,
Церкви купола.
Это древний город
И моя Москва.
Мне бабушка расскажет,
Как строилась Москва,
Про улицы и храмы,
Про старые дома.
Как в ближнем Подмосковье
Мой прадед воевал
Как за любимый город
Он жизнь свою отдал
И как будто слышу я его слова:
«Велика Россия, но за мной Москва»
Москва все время строится
и храмы золотит,
Дождями вся умыта,
То пляшет, то грустит
Москва всю жизнь работает,
Как бабушка моя,
И строгая, как мама
Веселая как я.
Если будет трудно, повторю слова:
«Вынесет Россия, Выстоит Москва.
Я живу Россией окруженный,
Красотой заворожённый…»

VII. Беседа о родном крае

– Наша русская природа полна прелестей, трогает и волнует каждого из нас. У писателя К.Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне захочется иногда жить до 120 лет то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы ».
– Россию называют «родниковым краем», «ромашковой Русью». Издавна считают символом России, символом Родины милую русскую берёзку. Берёза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик:

Берёзка – лебедь белая,
Рядком с тобою стою,
Тебе моя несмелая,
Я песенку пою.
Когда ты спишь счастливая,
Веселым летним днем,
Из-за тебя красивая,
Светло в лесу моем.

Ученик:

Зелёная, раздольная,
Ты гибче камыша,
Берёза белоствольная,
Ну, всем ты хороша!
Видны тропинок кончики,
И звон прошёлся вдруг,
Как будто в колокольчики
Ударили вокруг!

– Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько обзоров и сравнений. Молодые берёзки стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стойкую и статную, с гибкой талией, с русыми косами.

(Звучит песня «Во поле берёза стояла, дети водят хоровод.)

Ученик:

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!

И.Северянин.

– Песня родится там, где много солнца. Где по склонам гор или крутому нагорному берегу реки растут виноградные сады. Где осенью давят вино. Где не смолкают веселые хороводы. Где нарядные и красивые девушки.

– Еще родится песня там, где сурова и долга зима. Люты степные бураны и пурга.
Долгие темные зимние ночи, где сердце жалуется на тяжелую борьбу с природой.

– Запевает песню человек от лютой тоски расставания с близкими, родными и милыми; от скучной жизни в чужой дальней стороне, от невозможности иначе, как песней – сторонами тоскующей души, перекинуться мыслей с теми, кто где – то дома
так же тоскует по тебе.

Учитель: Родина – это очень много. Это тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом. Это большие города и десять дворов деревеньки.… Это и такие маленькие города, как наши Валуйки.

Ученик:

Немало таких городов на планете,
Которыми Родина наша горда,
Но ты, город мой, самый лучший на свате,
Для нас ты дороже, чем все города.

Вот в какой стране вы живёте и гражданами, какой страны вы являетесь.

Ученик:

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород,
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ
Он вынес нашествие полчищ Батыя,
Разбил до единого звенья оков.
Он создал Россию, он поднял Россию
До звёзд до высоких, на гребне веков!

Ученик: Мы сегодня говорим о нашей Родине. И надеемся, что все сидящие здесь будут её достойными гражданами. Будут также любить её и делать всё для того, чтобы Родина наша была ещё красивее и богаче.

Ученик:

Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Нет на свете Родины дороже.
Надо всё нам сделать для неё,
Чтобы каждый день, что нами прожит,
Каждым часом радовал её.

Песня о Родине.

VIII. Итог занятия

– Почему мы так любим свою Родину.

Приложение 1