Урок "Поведение человека в экстремальных ситуациях в природе"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Коррекционная педагогика


Цели урока:

  • развивать ловкость и быстроту движений в эстафетах, координацию движений в беге, развивать устойчивое равновесие.
  • повторить и закрепить правила поведения человека в природе.
  • сформировать основные правила поведения на природе, у водоёмов, и умение применять их случае чрезвычайных ситуаций.
  • учить детей быстро и организованно строиться, занимать свои места по сигналу учителя, соблюдать правила игры, оказывать взаимопомощь, уважать друг друга.
  • провести инструктаж о правилах игры, учитывая физические и возрастные особенности учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: групповой, игровой, соревновательный, индивидуальный.

Место проведения: спортивный зал.

Основные термины и понятия:

Рюкзак, костер, пожар, спасательный круг.

Оборудование и материалы: конверты с заданиями, гимнастическое бревно, маты, мячи, рюкзаки, бумажный мешок, кухонный инвентарь.

Вводная часть. Построение. Рапорт.

Ход урока

Сообщение темы и цели урока.

– Наша сегодняшняя встреча необычная. Вам, ребята, для сегодняшнего нетрадиционного урока очень понадобятся дружба, смекалка, сообразительность и находчивость. Именно сейчас вы превратитесь из простых ребят в самых настоящих туристов.

– Кто из вас ходил в поход?

– А кто такие туристы? Почему нельзя ходить одним в лес?

– И так мы с вами отправляемся в лес…. (ходьба по кругу, упражнения для коррекции ходьбы)

“Длинные ноги”. По команде: “Длинные ноги идут по дороге” ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: “Короткие ножки идут по дорожке” ходьба в полу приседе.

– Кто шагает дружно в ряд?
Туристический отряд!
Одолеет кто дорогу?
Кто всегда шагает в ногу!
Ну, а если вдруг беда?
Не сдадимся никогда!
Если вдруг комар укусит?
Никогда турист не струсит.
Ну, а если вдруг медведь?
Вместе будем песни петь! [рис.1.]

 

[рис.2.]

– Заходим в лес, идём по полянке. Что растёт слева? (повороты налево), Что растёт справа? (повороты направо)

– А на поляне растут ягоды (собираем ягоды) – наклоны.

– А сейчас мы можем пройти только боком, правое плечо вперёд– переставными шагами. (по кругу)

Мы с вами попали в чащу, надо наклониться и пройти – прошли!

А впереди ручей,  [рис.3.] нам надо перейти через него по бревну, (голову подняли, руки в стороны) МОЛОДЦЫ!

 

– А впереди болото, надо перейти по кочкам (прыгаем по кочкам) – Болото перешли – идём дальше. Услышали треск, наверное, это мишка, а мы испугались и побежали, (бег по кругу). А теперь по тропинке, (бег зигзагом). – Вот вы и на полянке – (пофантазировали – лес, птицы). Немного отдохнули.

  • (Ребята слышат птичьи голоса). [рис. 4.]
  • Расчёт на первый – второй, делимся на две команды. – Желаем участникам соревнований удачи и успехов. А если кто и проиграет, запомни: у нас нет проигравших – все спортсмены. Выбираем капитанов. Ребята, вас ждут серьёзные испытания!

Инструктаж: (Как вести себя во время соревнований)

– Слушать внимательно команды учителя. – Не шуметь и не отвлекаться, если хотите победить. – Помогать друг другу, соблюдать дистанцию во время бега.

1) Задание для капитанов. Придумать соответствующее название для команды.

2) Задание по карточкам “Собери рюкзак в поход”.

Соревнуются три человека от команды. Они получают рюкзаки, за 1 минуту должны отобрать только нужное для похода.

[рис. 5.]

3) Задание: “Перенеси мешок”. Для игры необходим бумажный мешок высотой не менее 60 см, в который для устойчивости можно поместить что – то нетяжелое. Каждый игрок наклоняясь, не сгибая коленей, зубами поднимает мешок и переставляет в сторону соседа. Игра усложняется, от мешка отрезают полоску – 10 см и так далее. Кто быстрее? – А в лесу вдруг дождь пошел, Я за хворостом пошел, Получился у меня Не горящий тип костра.

4) Задание: “Собираем дрова для костра” (с закрытыми глазами, кто быстрее?)

(Можно использовать кегли)

– Ребята, дрова вы собрали, а теперь нужно разжечь костёр.

– Как и где нужно разводить костёр? (отвечаем по очереди)

1) Нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду. 2) Разводить огонь ближе к водоёму…..

НЕ ЗАБУДЬ ПОТУШИТЬ КОСТЁР!

5) Задание: Тушим пожар! [рис.6]

 

 – У каждой команды ведро, участники по очереди бегут за водой, ведро с водой передают следующим игрокам из рук в руки, последний тушит огонь и бежит за водой и так далее.

Кто быстрее? [рис. 7.]

Но если пламя уже разгорелось и вы видите, что с ним не справиться, немедленно уходите в ту сторону, откуда дует ветер. – Задание: “ Водочерпалка”.

Надо столовая ложка, глубокие тарелки и литровые банки. Тарелка с водой устанавливается в 2-3 м. от линии старта, лучше поставить ее на табурет. А пустая банка устанавливается на повороте. Первый бежит с ложкой к тарелке, зачерпывает ею воду и двигается к банке, чтобы вылить воду туда. Затем возвращается назад.

  • Кто быстрее?

6) Ребята, пока вы тушили пожар, вы сильно испачкались. Что нужно сделать?

– Нужно умыться.

– Идём на речку! [рис.8.] КТО из вас умеет плавать?

– Какие правила личной безопасности вы должны соблюдать на воде?

– Спасти утопающего непросто, даже взрослому. Первое, что вы должны сделать, увидев тонущего человека – кричать! “Человек тонет!” – Как вы можете помочь тонущему? (ответы детей)

7) Следующий конкурс “Переправляемся через реку, бросаем спасательный круг!”.

[рис.9.]

(Использовать обруч, по сигналу учителя игроки команд одновременно переправляются на другой берег и пытаются передать – прокатить обруч следующему игроку на противоположную сторону и так далее) – Все ребята переправились, никто не утонул. Вы помогли друг другу! МОЛОДЦЫ!

[рис.10.]

8) Устанавливаем палатку. – Кто быстрее? (участники должны по очереди продвигаться ползком, первый становится в конце палатки, а второй продолжает продвигаться вперёд и так далее)

9) – В лесу у нас много зверей. И все они чем – то питаются. Следующий конкурс: Белочка, несущая орех. Приготовить для каждой команды по 5-7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному волейбольному мячу. Обручи расположить на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Причем они могут лежать не на прямой линии. Задача белочки пронести орех – волейбольный мяч, прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), сначала до поворота и обратно, (можно 2-3 мяча дать). По ходу соревнований за каждое задание победителю выставляются очки.

10) Выполнить упражнения на внимание и восстановление дыхания.

11) Подведение итогов. Кто сегодня победил? (ДРУЖБА!) – Какое правило нужно соблюдать в экстремальных ситуациях? (не поддаваться панике), объявление оценок.

12) Домашнее задание: Повторить упражнение для коррекции плоской спины “Лодочка”, “Пловец” – Отдыхать все на природе Очень любим мы всегда, Веселее, чем в походе, Не бывает никогда.

Рисунки