План-конспект открытого занятия в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: "Дифференциация звуков [с]-[сь] в слогах, словах и связной речи на основе сюжета сказки «Гуси-лебеди»"

Разделы: Логопедия


На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка  связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Основоположник российской этнопедагогики Г.Н.Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребёнка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить  человечеству  ещё очень долго. Более того, он будет возрастать и станет ещё более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к прогрессу». Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка.

Народная сказка в системе воспитания:

  • доносит в доступной форме до сознания детей общие для всех народов ценности;
  • воспитывает любовь ко всем людям и природе;
  • расширяет кругозор и представления о мире;
  • закладывает нравственные основы и начала;
  • развивает связную речь.

В  системе логопедических занятий  использование сказок помогает:

  • осуществлять коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии;
  • совершенствовать лексико-грамматические средства языка;
  • совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия, выразительности.
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • повышает игровую мотивацию детской речи;
  • помогает осуществлять взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • способствует укреплению сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом;
  • создаёт на занятии благоприятную психологическую атмосферу, обогащает эмоционально -чувственную сферу ребёнка;
  • приобщает детей  к прошлому и настоящему русской культуры.

Использование  театрально-игровых приёмов на занятиях  позволяет соединить максимально качественный для речевого общения материал с  активным и эмоционально окрашенным участием в решении дидактических задач. Многие  очевидные для взрослых слова  долгое время остаются непонятными детям с речевой патологией, обучающихся на  неродном языке. Поэтому детям требуется объяснение и наглядная демонстрация. Особенности детского восприятия речи требует от взрослых ответственного и внимательного отношения к речевому материалу на каждой стадии работы. Слово взрослого должно быть интонационно насыщенным, фонетически четким, лексически постижимым, не примитивным, но не излишне сложным.
Качественное фонематическое восприятие позволяет идентифицировать слово как лексически целое, а выделение в слове фонематической особенности даёт ребёнку возможность «прикрепить» к этой особенности интонационной оттенок и добиться его  автоматизации.
Таким образом, основная роль фонематического восприятия в сценичестве и речевом развитии  дошкольников заключается в порождении способностей ориентироваться в вербальных средствах выразительности речи. Тонкое языковое чутье позволяет  детям воспринимать то, как говорят окружающие, насколько красиво они это делают и как говорит он сам. Это является условием для анализа воспринимаемой чужой и своей речи, условием, которое в совокупности с развитой волей и умением добиваться поставленной цели достигать самых высоких результатов.

Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
    • уточнить артикуляцию звуков С-СЬ, дифференцировать эти звуки в слогах, словах, связной речи.
    • совершенствовать грамматический строй речи: учить согласовывать прилагательные с существительными, употреблять слова в правильной грамматической форме
    • обогащать словарный запас детей новыми словами: «Верещунья-белобока», «гостинцы», повторить лексику по темам: «Продукты»,  «Фрукты»
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать словесно-логическое мышление детей, интонационную выразительность речи, активизировать внимание, память.
    • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
    • развивать слуховое внимание и фонематический слух
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать взаимовыручку

Оборудование: муляжи деревьев, кустов, избушки Бабы Яги, Гусей-лебедей, печки, кукла  ростовая Баба Яга, русские костюмы для  детей, костюм сороки, имитация камней, предметные картинки на звуки С-СЬ, картинки фруктов и  продуктов. Фонограммы:  «Дождик», «Храп  бабы Яги», «Шум реки»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Дети,  хотите пойти в сказочный лес?
– Хотим…
Логопед: Ой, кажется, дождик начинается… (звучит песенка: «Пусть капает дождик», дети  совершают подскоки и упражнения  для пальчиков: «Пальчики здороваются»).  Вот мы и  пришли. Дождик закончился.
(Подходят к дереву, на котором сидит сова).
– Кто это? Это – сова.
– Да, это сова – хозяйка сказочного леса. Сова что делает? (Сидит)
– С какого звука начинается слово  сова ?(с), с какого звука начинается слово :  сидит? (СЬ)
– Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки С-СЬ
Логопед: Совушка-сова, на суку сидела, во все стороны глядела… и слушала нас. Когда мы произносим звук С: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка  опускается к нижним зубам, спинка языка выгнута, посередине языка проходит холодная воздушная струя, «голосок спит». При звуке СЬ: средняя часть спинки языка немного приподнимается, а кончик языка опускается за нижние зубы, «голосок тоже спит».
Звук С в слове  СОВА – какой? (Твёрдый) А в слове СИДИТ? (Мягкий)
«Прилетает» сорока и говорит, что принесла новость, но скажет её, если дети отгадают как её зовут и повторят правильно чистоговорки:
Сорока: Верещунья, белобока, а зовут меня… (сорока)
Логопед: Что  означают слова: «верещунья», «белобока»?
(Чистоговорки произносит логопед, дети по очереди повторяют их)
са-са-са – вот идёт лиса;
су-су-су – мы видели лису;
сы-сы-сы – хвост красивый у лисы;
си-си-си – сена накоси.
Логопед: Мы произносили слоги со звуками С-СЬ.
Сорока: Правильно, а теперь слушайте новость: В сказочном лесу случилось страшное событие: Гуси-Лебеди унесли  на крыльях в избушку Бабы Яги братишку Симу, а его сестрёнка Соня побежала его спасать, но не знает как это сделать. Нужна ваша помощь. Полечу, другим расскажу эту новость…
Логопед: Спасибо тебе, сорока. Ну что, дети, спасём Симу и Соню?» (Спасём)
– Скажите, с какого звука начинается имя Соня? С какого звука начинается имя Сима (уточняется твёрдость и мягкость согласных)  В  какую сказку нам нужно попасть? (В сказку «Гуси лебеди»)
Дети подходят к избушке Бабы Яги.
Логопед:  Кто живёт в этой избушке? (Баба Яга)
– Она какая? (Старая, страшная)
Слышится храп Бабы Яги, в окошке дети видят «спящую» Бабу Ягу.
Логопед: Дети, братик и сестрёнка, наверное, в этой избушке? Пока  Баба Яга спит, давайте позовём  их: «Сима, Соня!»
Прибегают дети, одетые в деревенскую одежду и говорят: «Пока Баба спит, убежим…»
(Все дети  убегают от избушки Бабы Яги)
Дети: «Гуси-лебеди летят, нас догнать  они хотят…»
Имитация полёта гусей-лебедей.
Логопед: Вдали синеет речка, крутые берега. Побежим туда скорей, попросим помощи у ней…  Попросите речку спрятать нас.
Речка: Спрячу, если построите мост из камней с картинками, в названии которых твёрдый звук С, а камни с картинками, в названии которых мягкий  звук СЬ, оставите на месте.
Картинки: сова, собака, суп, стул, часы, самолёт, семь, восемь, сено, сито, селёдка, синица.
Дети «строят мост» и переходят по нему на другой берег, называя картинки.
Речка: Прячьтесь за кустами.
Логопед: Гуси полетали, гуси развернулись  и  ни с чем вернулись…
Дети (выходят из-за кустов  и говорят): Спасибо тебе, Речка…
– Побежим дальше? Что это за дерево? (Это яблоня.)
Дети: Яблоня, яблоня спрячь нас…
Логопед: Я бы спрятала, да  Баба Яга заколдовала меня и на моих ветвях выросли лишние фрукты (не яблоки). Снимите их с моих веток и  скажите, что не должно расти на мне?»
Дети: На яблоне не растут: кокосы, ананасы, сливы, апельсины.
– Правильно, скажите в названии какого фрукта звук С звучит мягко? (Апельсин)
– Какие фрукты остались на яблоне? (Яблоки)
Дети снимают яблоки с яблони и переворачивают их. На них – буквы, из которых они складывают слова: «соки, сила»
– Из чего делают соки? (Из фруктов)
– Если вы будете пить соки – будете сильными.
Яблоня  «прячет» детей и  «дарит» детям соки: ананасовый, абрикосовый, апельсиновый.
Логопед: Гуси покрутились, гуси  развернулись и ни с чем вернулись. Побежали дальше…
– Гуси белые летят, нас догнать они хотят… Видим Печку впереди. Попросите печку спрятать нас.
Дети: Печка, печка, спрячь нас.
Печка: Спрячу, если съедите что-нибудь вкусненькое, в названии которого есть звуки С-СЬ»
Логопед: Что ты съешь?(Я съем салат из свёклы, тушёное мясо с рисом, кусок хлеба с маслом, сметану, кусок колбасы ) Какой звук  слышится в названии этих блюд? (Селёдку, апельсин, кисель – звук СЬ)
Печка: Прячьтесь скорее, пока гуси не вернулись.
Гуси покружили, гуси развернулись и ни с чем вернулись…
– Сима, Соня, пойдёмте, мы вас проводим в деревню! Смотрите, кто это идёт по дорожке?
– Это наша  бабушка.
Бабушка: Внучата мои дорогие, где вы были?
Дети: Мы были в  сказочном  лесу. Видели страшную Бабу Ягу и Гусей-лебедей. Это они унесли на крыльях Симу и Соню, а Яга хотела нас хотела нас съесть…
– Расскажите, где вы ещё были?
– Мы были на речке, строили мост из камней, прятались за кустами, помогли яблоне убрать лишние фрукты, прятались за печкой от Гусей-лебедей. Она угостила нас вкусным обедом…
Бабушка: Спасибо вам  дети за то, что спасли моих внуков. Люди должны помогать друг другу… Вот вам гостинцы.
– Дети, нам пора возвращаться домой…
– Какие звуки мы повторяли?
– Что вам понравилось?
– Что вам запомнилось?