Открытое занятие по аграмматической дисграфии по теме "Согласование существительного и прилагательного в роде и числе"

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи.
  2. Развитие умения согласовывать имена прилагательные и существительные в роде и числе.
  3. Уточнение и обогащение словаря.

Оборудование:

  1. Картинки с изображением листьев разного цвета:
    – красный осиновый лист;
    – желтый березовый лист;
    – коричневый тополиный лист;
    – красный рябиновый лист;
    – желтый кленовый лист.
  2. Карточки с вопросами: какой? какая? какое? какие? сапоги, шапка, куртка, шарф, резиновые, теплые, шерстяная, теплая, вязаная, цветная, теплый, вязаный, цветной.
  3. карточки с родом и числом.
  4. Карточка с заданием (приложение1).
  5. Изображение лиственницы.
  6. ЦОР. Русский язык под редакцией Р.Н. Бунеева.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Встали в круг, пожимая друг другу руки.)

Если хмуришься с утра
Нам поможет доброта
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Повторение сведений об имени прилагательном и имени существительном.

Ну, что, устали сегодня?

Раз не устали, значит, пойдем в лес. Согласны? Идем прямо так? А что мы наденем? (Выкладываются карточки со словами(в 1столбик имена существительные, во 2 столбик имена прилагательные): сапоги, шапка, шарф, вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?, подходящие по смыслу имена прилагательные.)

  • Прочитайте слова в первом столбике. Что общего у этих слов? Что вы знаете об имени существительном?
  • Прочитайте слова из 3 столбика. А у них что общего? Что вы знаете об имени прилагательном? Каково значение имени прилагательного в нашей речи? (они делают нашу речь понятной, более точной, более выразительной).
  • Подберите обобщающие слова к словам кепка, шапка, бейсболка …..– это головные уборы.
  • Продолжите ряд: сапоги, валенки… Подберите обобщающее слово к этому ряду.
  • Дополните: куртка, штаны…. Это…..

4. Физкультминутка.

Что – то мы долго одевались. Идем?
До леса идти далеко (ходьба на месте)
До леса идти нелегко (наклоны туловища вправо-влево)
Вот камень лежит у дороги (наклон туловища вперед)
Присядем и вытянем ноги (присели)
Вдруг на ноги камень вскочил (прыжок на месте)
И за ноги их ухватил (хлопок перед собой)
И они закричали от страха
Это черепаха!

5. Развитие зрительной памяти. (Остались около доски.)

А вот и лес. Сколько листьев вокруг.

  • С какого дерева упал этот лист? Значит, он какой? (Кленовый)
    Так работаем с каждым листком. А вот этот упал с елки. Значит, он какой?
    У елки иголка тоже лист, только скрученный. Он не опадает на зиму. А у какого хвойного дерева иголки желтеют и опадают осенью? (Показывается изображение лиственницы.)
  • Игра “ Что изменилось?”
    (Дети закрывают газа, в это время логопед меняет карточки местами, убирает некоторые. Дети должны определить, что изменилось.)
  • Вспомните, как пишется окончание ого, его?

6. Соберите словосочетания.

Скажите, а кого мы можем встретить в лесу? Как их назвать обобщающим словом?

Прочитайте слова на карточках:

Белочка
Заяц
Волк
Лиса
Бегемот  
Еж
запасливый
неуклюжий
трусливый
злой
хитрая
проворная
  • Соедините стрелками нужные словосочетания.
  • Давайте, проверим…белочка какая? Ж.р. ед.ч …..
  • Скажите, а здесь есть лишнее? Почему?

Задание №4. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?

Впиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи их род:

Душистая---------------------------
железная----------------------------
дружный---------------------------
звездная----------------------------
футбольный--------------------
жареный---------------------------
летучая----------------------
теплое--------------------------
топленое------------------ -
красное---------------------
верный-----------------------
субботний----------------

8. Физкульминутка.

По дорожке, по дорожке
скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
до лужайки добежим.
Стоп. Немного отдохнем
И пешком домой пойдем

9. Задание № 2.

Выполните следующее задание: согласуйте имена существительные и прилагательные в роде и числе:

Осенн…лес, хмур…небо, дождлив….погода, тревожн….крики, ненастн….день, удачлив….. грибник, бледн….солнце, последн…. Листья, мелк…..дождь, мокр……снег, темн…..туча.

Проверка.

10. Работа с текстом. ЦОР.

Вспомните, какими словосочетаниями можно описать погоду этого дня?

Верни в текст слова-признаки:

В глубине леса послышались ………………голоса птиц. Это …………..……песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. …………………..лист и …………..…..травинка. ………………..солнце и …………………..радуга. И грустно и радостно.

11. Найдите в карточке 5 задание.

Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?

12. А вот теперь пора домой.

Вышли к доске, взялись за руки.

13. Вывод. Что делали на занятии.

14. Опишите свое настроение прилагательными среднего рода.