Организация работы с детьми с ограниченными возможностями с целью их дальнейшей социальной адаптации к жизни в обществе

Разделы: Работа с дошкольниками


Наш детский сад единственный в городе Рубцовске и Рубцовском районе, который посещают наряду с нормально-развивающимися детьми, дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности. Из 124 воспитанников нашего детского сада с нарушением интеллекта всего 20. Примерно у 30% воспитанников болезнь обусловлена генетически или асоциальным поведением родителей.

В нашем детском саду мы решили помочь процессу адаптации детей с ограниченными возможностями в современном мире.

Внедряя новое направление развития детского сада по частичной интеграции умственно отсталых детей в коллектив здоровых сверстников с целью дальнейшей безболезненной адаптации к жизни в обществе, мы решаем две основные задачи:

  1. Привлечь внимание общественности к проблемам семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью создания единого комплекса помощи этим семьям в воспитании и приспособлении больных детей к жизни в обществе.
  2. Создать в детском саду условия для социальной адаптации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии путем их частичной интеграции в коллектив здоровых сверстников.

В условиях детского сада комбинированного вида организована частичная интеграция умственно отсталых детей в среду здоровых сверстников и для этого имеются необходимые условия в дошкольном учреждении и за его пределами:

  • две специализированные группы для детей с нарушением интеллекта и 4 группы для обычных детей;
  • дополнительно оборудованные помещения для занятий с детьми: кабинеты учителей-дефектологов, кабинет педагога-психолога, кабинет ИЗО-деятельности, музыкальный зал. Все помещения используются многофункционально;
  • специалисты: учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, воспитатели, медицинские работники, все понимающие важность и необходимость работы с аномальными детьми;
  • учреждения социума: библиотека семейного чтения “Лад”, школы: начальная, средняя и вспомогательная, станция юных натуралистов, Дом творчества, кукольный театр;
  • часть родителей, заинтересованных в решении проблемы частичной интеграции умственно отсталых дошкольников в среду здоровых сверстников.

Муниципальное образовательное учреждение “Детский сад № 2 “Лучик” обладает вышеперечисленными условиями и в течение 4-х лет на его базе продолжается эксперимент по частичной интеграции. Педагоги стараются относиться ко всем детям, как к полноценным партнерам, используют личностно-ориентированную модель взаимодействия, исходя из интересов ребенка, его возможностей и перспектив его дальнейшего развития. Если в группах дети находятся в довольно изолированном пространстве, причем специализированные группы – круглосуточно. То на участках все равно дети играют и общаются между собой, и чтобы исключить насмешки со стороны нормальных детей и обиды детей с интеллектуальной недостаточностью, педагоги детского сада стали привлекать старших дошкольников из обычных групп к организации помощи детям со специализированных групп. Объединение шло постепенно: от общих игр на прогулках до совместных целевых прогулок, экскурсий, от привлечения к беседам в свободной деятельности до организации кружковой работы, от театрализованных игр в группах до участия в большом спектакле всего детского сада.

Интерес к массовым зрелищам сохраняется у всех без исключения детей, но, как правило, детей из специализированных групп не брали раньше на просмотры спектаклей за пределами детского сада. Но, однажды попробовав, поняли, что выход в настоящий театр обогащает социальный опыт малышей, в группе они потом пытаются изобразить то, что видели в театре. После этого решили привлечь детей специализированных групп к участию в театральном, вокальном, танцевальном кружках и кружке изобразительной деятельности.

При проведении недели здоровья, книги, театра каждая группа готовит какие-либо мероприятия для всего детского сада, дети специализированных групп начали принимать в этом посильное участие. Для них опыт общения с разными людьми (взрослыми, сверстниками) позволяет формировать способы усвоения общественного опыта, так, как в основе общения лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у детей мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка. Расширение круга общения со взрослыми и детьми способствует усвоению социального опыта, помогает успешной адаптации как в детском саду, так и за его пределами.

Усвоение опыта умственно отсталыми детьми идет гораздо быстрее через подражание сверстникам. Поэтому с нормальными детьми старшей и подготовительной группы был проведен цикл подготовительных бесед, занятий о том, как они могут помочь другим людям и конкретным детям.

Очень большая предварительная работа была проделана не только с детьми, но и их родителями, поскольку они сомневались, в необходимости контактов, между их детьми и детьми с нарушением интеллекта.

Были проведены беседы, открытые занятия, совместные прогулки, подготовка к спектаклям. Результаты убедили всех: педагогов в правильности выбора направления работы, родителей здоровых и проблемных детей – в необходимости и обоюдной пользе такой работы. На итоговом спектакле, который готовил весь детский сад, дети и взрослые выступали вместе, и у всех была общая радость от успеха, так как спектакль оказался лучшим в городском смотре театральных коллективов дошкольных учреждений.

По окончанию учебного года была проведена повторная диагностика по разработанным ранее параметрам, и она показала динамику роста эмоционально-волевой сферы, бытовых и коммуникативных умений. Дети с нарушением интеллекта, общаясь с нормально развивающимися сверстниками во время прогулок, экскурсий, праздников, развлечений, совместных игр и занятий в кружках, трудовых поручений быстрее перенимали опыт и усваивали его.

Анализ работы ДОУ по разделу “Социальная компетентность дошкольников” показал, что у детей недостаточно сформированы представления о нравственных ценностях: они, в большинстве своем жестоки, нетерпимы, раздражительны, на что наложили отпечаток и время, в котором мы живем, и занятость зарабатыванием материальных благ родителями, которым некогда заниматься воспитанием порой единственного ребенка.

Решение этой проблемы требует систематической, целенаправленной работы с родителями. В ДОУ организована работа клубов для родителей “Встреча”, “Неболейка”. Целью своей работы мы ставим: установление тесного контакта с родителями здоровых детей и детей с отклонениями в развитии (детей с нарушением интеллекта); выбор оптимальных форм работы с семьей; налаживание благоприятных семейных отношений путем изменения психологической установки на роль семьи в формировании личности ребенка.

При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится индивидуальная работа: беседы, которые позволяют установить контакт с родителями, дать необходимые рекомендации по обеспечению процесса адаптации ребенка к условиям детского сада, получить предварительный социальный паспорт семьи. Анкетирование помогает выявить анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка в ДОУ, выявить вкусы, привычки, привязанности, что учитывается при организации личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком в процессе повседневной деятельности. Посещение на дому позволяет увидеть условия жизни ребенка в семье, что дает возможность составить социальный портрет семьи, и максимально эффективно организовать работу с родителями. Диалог с семьей строится, прежде всего на демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств; веры в его способности.

В результате у родителей, воспитывающих здоровых детей и детей с нарушением интеллекта, появился интерес к вопросам социализации личности ребенка и сформировался правильный подход к вопросам воспитания и развития. Они проявляют заинтересованность предлагаемым мероприятиям и жизни ДОУ, охотно вступают в дискуссии по вопросам воспитания, являются помощниками во всех начинаниях.

У многих родителей изменилось отношение к ребенку. Ребенок не объект воспитания, а личность, у которой свой жизненный путь и роль родителей – помочь идти по нему.

Педагоги ДОУ готовы поделиться опытом работы с коллегами.