Непосредственно образовательная деятельность по формированию основ безопасного поведения на дорогах (со здоровьесберегающим сопровождением). Тема: "Наш помощник светофор"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование устойчивого стереотипа поведения детей при восприятии сигналов светофора.

Образовательные задачи:

  • Расширять знания о сигналах светофора, с позиции регулировки движения на дороге. (Образовательная область “Безопасность.)
  • Способствовать овладению навыками выполнения основных правил поведения на улице, дороге (образовательная область “Безопасность).

Развивающие задачи:

  • Развивать восприятие и внимание.
  • Развивать умение передавать конкретные образы предметов, объектов в рисунке (образовательная область “Художественное творчество”).

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил безопасности на дорогах (образовательная область “Безопасность).
  • Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения на улице, в транспорте (образовательная область “Социализация”).

Здоровьесберегающие задачи:

  • Профилактика умственного утомления детей на занятии.
  • Увеличение двигательной активности (образовательная область “Здоровье).

Материалы: Компьютер, видеоролик “Светофор”, светофор, пешеходный переход, макеты автобусов, домов, деревьев, дидактический держатель, карточки по количеству детей, фломастеры, корзина с пластмассовыми шариками, шапочки, три обруча (красный, желтый, зеленый), коляски, куклы, рули, пилотка инспектора, магнитофон, диск с музыкой, три круга (красный, желтый, зеленый), сувениры для детей.

Ход деятельности

Содержание Здоровьесберегающее сопровождение
  1. Вводная часть.

Психогимнастика (проводится для включения детей в деятельность, оптимизации эмоционального состояния).

Воспитатель привлекает детей и говорит им:

Эй! Ребята, подходите
Друг на друга посмотрите
Поздоровайтесь ладошками
Улыбнитесь всем немножко.
Улыбнусь я тебе и тебе, и тебе
Улыбаться мне не лень, пусть хорошим будет день!

(Слова сопровождаются движениями.)

2. Формирование образных представлений по теме деятельности; мотивация; постановка задачи.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет встреча со Смешариками. На эту встречу, мы поедем. А на чем, вы сейчас отгадаете.

Загадывает загадку об автобусе.

Дом по улице идет
На работу всех везет
На ногах резина
А питается бензином.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Где останавливается автобус? Пройдем на остановку к автобусам.

Воспитатель обращает внимание детей на цветные кружки на бейджиках, дает инструкцию к посадке в автобусы, обращает внимание на культуру поведения, маршрут следования.

Звучит музыка. Воспитатель предлагает детям изобразить движение автобуса, выполняя действия вместе с детьми.

Все “выходят из автобуса”.

Воспитатель:

– Посмотрите вокруг, мы с вами на улице города. (Обращает внимание детей на предметно-развивающую среду.)

В два ряда дома стоят,
2,4,6 подряд
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.

Воспитатель:

– Смешариков нет, что же случилось с ними? Что могло им помешать встретиться с нами?

(Ответы детей.)

– У нас есть волшебный экран, сейчас мы все увидим.

Проходите.

Дети садятся на стульчики вокруг монитора компьютера.

Показ отрывка мультфильма “Светофор”.

Воспитатель:

– Ребята, мне все понятно. Так почему же Смешарики не пришли на встречу?

(Смешарики не знают, как им перейти дорогу.)

– Что помогает пешеходам переходить улицу?

(Ответы детей с выходом на “светофор”.)

– Сегодня мы еще раз подробно поговорим, для чего нужен светофор и его сигналы.

Давайте посмотрим мультфильм и узнаем, что было дальше со Смешариками.

 

Учет особенностей физиологической фазы “врабатывания” у детей: первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий.

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение двигательной активности.

 

 

 

Прием расширения замкнутой (сенсорно-обедненной) “среды обитания” ребенка (групповая комната), в соответствии с темой занятия.

3. Актуализация опорных знаний.

Просмотр продолжения фильма “ Светофор”.

Обсуждение по вопросам.
– Что помогло Смешарикам перейти улицу?
– Что обозначает красный сигнал светофора?
– На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
– Какого сигнала сначала на светофоре у Смешариков не было?
– Что обозначает желтый сигнал светофора?
– Что может произойти, если светофор испортится?
– Почему нужно внимательно следить за сигналами светофора?

(Ответы детей, активизация детей.)

– Молодцы, вы знаете, как правильно переходить дорогу и не опоздаете на встречу, как Смешарики.

А я знаю про светофор стихотворение и сейчас его прочитаю. Слушайте.

Игра “Скажи, как я”.

У воспитателя в руках дидактический держатель с изображением светофора, воспитатель читает стихотворение.

Три сигнала есть у светофора
Для пешехода и шофера
“Красный – стой”
“Желтый – жди”
“Зеленый – иди”

Повторим его вместе.

 

 

 

Обеспечиваются оптимальные с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки информации – “чувственный” (или “сенсорный” – смотрят сюжет, слышат текст)– это первый физиологически необходимый этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Организация усвоения и закрепления материала.

Воспитатель:

– Молодцы! Положите шарики обратно в корзину.

– Ребята, я знаю много загадок про цвета светофора, Отгадки спрятались вокруг нас. Я загадаю загадку, вы посмотрите вокруг, найдете отгадки и покажите их, стоя на одном месте, показывая рукой. Давайте попробуем вместе со мной.

Двигаться опасно
Если свет зажегся … (красный)

Дети показывают на круг красного цвета, воспитатель корректирует действия детей (руку тянем, стоя на месте, стараемся дотронуться рукой на расстоянии).

– Молодцы. Хорошо! А теперь без меня.

Этот свет нам говорит:
“Проходите, путь открыт!”

Этот свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.

Если этот свет горит
Значит путь для всех закрыт!

Вы отлично отгадываете загадки, а рисуете так же хорошо? Давайте посмотрим. Присядьте, пожалуйста, за столы.

Дети садятся за столы, перед каждым ребенком лежат пиктограммы, фломастеры.

Самостоятельная работа детей.

Перед вами лежат картинки, рассмотрите их и закрасьте окошко светофора в тот цвет, который подходит к ситуации на вашей картинке. Я тоже буду закрашивать.

Воспитатель выполняет работу вместе с детьми и сознательно делает ошибку, закрашивая окошко светофора в желтый цвет.

Покажите свои работы.
– Почему ты закрасил окошко в зеленый (красный) цвет?
– Проверьте, правильно ли справился с заданием ваш сосед?
– Что обозначает сигнал светофора на твоем рисунке?
– Почему звери переходят дорогу?
– А ты как думаешь?
– Почему машины едут, а пешеходы стоят?

Активизировать речь детей, добиваться полных ответов. (Ответы детей.)

– Посмотрите, а я правильно выполнила работу?
– Почему?

Ответы детей.

– Желтый цвет – надо приготовиться.
– Желтый – внимание.
– Ребята, в какой же цвет мне нужно закрасить окошко светофора?
– Почему ты так думаешь?
– Спасибо вам за помощь.

Молодцы. С этим заданием вы тоже справились.

4. Оздоровительный момент подвижная игра “Найди свой цвет” (проводится для увеличения двигательной активности и снятия эмоциональной нагрузки)

В корзине лежат шарики трех цветов (желтый, красный, зеленый). Дети берут шарик любого цвета. Под музыку дети бегают по кругу.

Воспитатель раскладывает на полу три обруча: красный, желтый, зеленый.

По окончанию музыки дети собираются в обручи соответствующего цвета. Игра повторяется два раза. В конце игры воспитатель обращает внимание детей на расположение обручей и спрашивает на что это похоже (на сигналы светофора)

 

 

 

 

 

Использование авторского приема “дотронься рукой на расстоянии” (В.Ф.Базарный) – для развития сенсорно-моторных функций, увеличения двигательной активности,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смена позы в соответствии с видом деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Определение результативности образовательной деятельности

Воспитатель:

Наступила вновь пора,
Поиграть нам, детвора!
Светофор нас в гости ждет,
Освещает переход.

Запомните, ребята, вам всегда
Дорогу перейти помогут говорящие цвета.

Сюжетно – ролевая игра “Автомобили, пешеходы и светофор” (Под музыку).

Одна группа участников выбирает рули, шапочки – это “водители”, другая – сумки, коляски – это пешеходы. Дети выполняют действия, согласно сигналам светофора. Воспитатель исполняет роль инспектора дорожного движения.

7. Заключительная часть.

Звучит сигнал автобуса!

Воспитатель: Дети, нам пора возвращаться, слышите, сигнал автобуса?

Дети и воспитатель имитируют движения автобуса (под музыку).

Упражнение-оптимизатор. Подарки на память.

– Ребята, вам было интересно? Вы молодцы. На память о нашей встрече я хочу вам подарить книги и наклейки о правилах дорожного движения. Будьте осторожны и внимательны на дороге. До свидания.

 

 

 

 

 

Игровой метод способствует активизации инициативы детей в период снижения умственной работоспособности.

 

 

 

 

 

Увеличение двигательной активности

 

Обеспечение психологического комфорта