Тренинг-беседа "Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • повышение уровня   информированности по данной проблеме.
  • выработка и развитие навыков предотвращения зависимости от психоактивных веществ у подростков.

Задачи:

  • выявить исходный уровень информированности подростков, актуализировать  проблему табакокурения;
  • информировать учеников о вредном влиянии дыма на организм и развитии никотиновой зависимости;
  • проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.

Для того чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она жи­вет во время всего тренинга.

Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

  • мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
  • не боялся стать объектом насмешки и критики;
  • был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
  • получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ.

Напомнить правила.

НУЖНО

Выражать свое мнение «я считаю, я думаю»
Смотреть на того к кому ты обращаешься
Внимательно слушать, когда говорят другие
Уважать чужое мнение
Говорить по одному 
Не давать оценок

НЕЛЬЗЯ

Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она»
Шуметь, когда кто-то говорит
Перебивать
Обзываться, передразнивать
Рассказывать о чувствах другого человека за пределами группы
Ставить другим оценки
Опаздывать

Вступительное слово:

– Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. И тема нашего тренинга-беседы: «Жизнь прекрасна! Не потрать её напрасно!»  на занятии мы узнаем об истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка.

«Ассоциации по имени»

Ребята, посмотрите, на доске я не случайно написала свое имя и к каждой букве своего имени, написала ассоциации, относящиеся к табакокурению и никотину.
– Сейчас  я предлагаю Вам написать свое имя. Рядом с каждой  букве своего имени написать по слову, начинающемуся с этой буквы, относящемуся к табакокурению и никотину.
– Теперь прошу ответить, какие ощущения Вы испытывали, когда выполняли задание… (Ответы).
– Ребята, ваша реакция – это реакция нормального, психологически здорового человека.
– А теперь, как Вы понимаете, мы будем говорить об табакокурении и его вреде – проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что никотин не щадит никого, он поражает человека.

Информация к размышлению

Учеными давно доказана зависимость отсутствия здоровья и маленькая продолжительность жизни от употребления наркотиков, алкоголя и никотина. Сегодня пьянство и курение – это доказательство слабоволия и невежества человека.
Курение – это втягивание в себя тлеющих растительных продуктов. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют в подростковом возрасте. Согласно статистике, курение преобладает в школе над спиртным и наркотиками. Курят с 6 по 11 класс: 6 класс – 5%; 7 класс – 12%, а 10-11 класс – 65%.
Вызывает особую тревогу то, что слабый пол тоже не прочь покурить. Вот идет по улице стройная, красивая, элегантная девушка, а в руках – сигарета. Для девушки – это, прежде всего, ранняя старость и неприятный запах изо рта и от одежды.
Табак – это самый распространенный легальный наркотик нашего времени. Курение является одним из главнейших факторов риска в развитии рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Каждые 10 секунд от последствий употребления табака на планете гибнет один человек (без учета так называемых «пассивных курильщиков). Таков ре­зультат исследований Всемирной организации здравоохранения. В последние десятилетия опасность курения еще более возросла, посколь­ку, кроме миллионов мужчин и женщин, она охватила миллионы юношей, девушек и даже детей.
Более того, в семьях, где курят родители, вполне правомерно поставить вопрос: «Сколько сигарет в день выкуривает ваш ребенок!». Аналогичен вопрос и в отношении некурящих, но окуриваемых людей, вынужденных по различ­ным причинам вдыхать табачный дым. По данным доктора медицинских наук Л. В. Орловского, полуторачасового пребывания в накуренном помещении достаточно для того, чтобы уровень никотина в организме некурящего чело­века увеличился более чем в 7 раз и приблизился к уровню никотина в орга­низме курящего.
Пассивный курильщик, человек некурящий, находящийся в помещении с активными курильщиками, в течение одного часа вдыхает такую дозу некото­рых газообразных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Установлено, что 25 % вредных веществ задерживается организмом, 20% сгорает, 5% задерживается в окурке и 50% загрязняет окру­жающую среду.
У детей, рожденных от курящих родителей, чаще наблюдаются злокачест­венные опухоли, в том числе в детском возрасте. Не случайно один известный ученый-медик сказал: «Если бы я был ребенком и мог выбрать себе мать, ею стала бы некурящая женщина».
Табачные компании, чтобы найти сбыт своей продукции и получить прибыль, пытаются заманить молодежь в ряды курильщиков.
Послушайте высказывания опрошенных на улице людей о рекламе сигарет. «Мелькнула у меня добра мысль, что курить надо бросить, и … пропала. Посмотрела на один, на второй, на 25-й рекламный плакат и решила, что глотание дыма – это нормально, это спутник удачи!»
Еще бы, на это реклама и рассчитана! Посмотри – ковбой с сигаретой, он такой бравый малый!

«Тихая дискуссия» (Приложение 1)

– Сейчас я предлагаю вам  поучаствовать в дискуссии.  Что такое дискуссия? (выражение собственного мнения относительно рассматриваемого вопроса). Но  эта дискуссия  необычна, т.к. свое мнение надо выражать на листке мнений. Этот листок, прочитав предыдущие утверждения и написав свою мысль, соглашаясь или не соглашаясь с предыдущим заявлением, выражая собственную мысль (одно или несколько предложений), передаем следующему.  Тем для дискуссии три.

  • Сигареты – распространенное явление в жизни нашего общества.
  • Проблему табакокурения решить нельзя, т.к. продажа сигарет приносит огромные средства  отдельным людям и в бюджет государству.
  • Табакокурение – это проблема всего человеческого общества, а не отдельных людей.

– Приступаем.

По окончании работы листы мнений зачитываются вслух. Все участвуют в обсуждении.

Термины-ассоциации (МИНЗДРАВ)

 Ребята, а что такое здоровье, как его изменить? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
По данным отечественных ученых, на наше здоровье влияют: образ жизни (50-55%), состояние окружающей среды (10%). Получается, что в большей степени здоровье человека зависит от него самого.
Представление табличек (Таблички: Молодые, Интеллектуальные, Непьющие, Здоровые, Деловые, Раскованные, Активные, Веселые)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.
Да, здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье, когда его теряем.
(Таблички. На них написаны вредные привычки: Алкоголизм, Наркомания, Табакокурение, Распущенность, Воровство, Ложь, Тунеядство.)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.

Разбор ситуаций в группе

Ситуация

Во дворе Наташа и Катя предложили Ирине пойти в подъезд и покурить. Ирина не курит, и поэтому отказалась, на что получила в ответ: «Ну и трусиха же ты! Кого из себя строишь? Посмотри, почти все девочки нашего двора курят». Как поступить Ирине в данной ситуации?

Анкетирование (Приложение 2)

– Сейчас я предлагаю вам, заполнить анкету «Курение и здоровье».

(Объяснение инструкции и разбор вопросов индивидуально)

Подведение итогов

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто болеет один раз в году. А кто болеет два и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человек ежемесячно болеет! А ведь это неверная установка. Давайте изменим установку и запомним, что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказали, что человек должен жить 150-200 лет. Как же этого можно добиться? Во-первых, вести Здоровый Образ Жизни.
Соблюдать режим дня, заниматься спортом, уметь управлять собой в любых ситуациях.

В заключение, я хочу сказать вам вот такие слова:

Да – здоровью, да – мечте. Нет – наркотику, беде.
Быть здоровым – классно! Пить, курить – опасно!
Лучше спортом заниматься, чем в подвале задыхаться!
Лучше уж глотать котлетки, чем смертельные таблетки!
Лучше уж здоровым быть, чем как труп живой ходить!

А вы в ответ скажите мне тему нашего тренинга-беседы. И мы говорим: «Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!»

Рефлексия «Сегодня Я…»

– Сейчас я прошу  каждого продолжить одно единственное предложение:

«Сегодня я….»

Литература:

1. ВШ 4-89 Углов Ф. “Открытое письмо курящей девушке” с. 98.
2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М., П., 1986 г.
3. ВШ 3-98 Амосов Н. Здоровый образ жизни, с. 73.
4. ВШ 5-90 Бойко А. “Как избавиться от курения”, с. 72.
5. Лисицын Ю.П. Когда привычка приводит к болезни. Факультет здоровье. 10-86 г.
6. Шицкова А.П. Здоровье здоровых (Факультет здоровье, №3-87г) с. 44.