Роль М.В. Ломоносова в российской науке и образовании

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Вклад М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства
4“А” класс

Ломоносов Михаил Васильевич
(08.11.1711 – 04.04.1765 гг.)

Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов в деревеньке Мишанинской, которая потом соединилась с соседним селом Денисовкой Куростровской волости Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.

Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать. "Вратами учености" для него стали книги: "Грамматика" М.Смотрицкого, "Арифметика" Л.Магницкого, “Псалтырь рифмотворная” С.Полоцкого

Страсть к знаниям, нелады с мачехой, стремление отца “приспособить его к делу”, а заодно и … женить, привели к решению бежать из дома туда, где можно учиться, где можно получить знания, которых так ему не хватает!
7 декабря 1730 г. получил паспорт, без которого никакое “путешествие” было бы невозможно. Михайло выбрался из дома ночью, когда все спали, и отправился догонять уже ушедший обоз. Три недели с лишним продолжалось путешествие до Москвы. Известно, что в первой половине января 1731 года, где-то ближе к Татьяниному дню, который через много лет станет днём основания Московского университета, обоз прибыл в Москву. Здесь пути холмогорских возчиков и Ломоносова разошлись: им нужно было в торговые ряды, а ему искать – где в Москве обучают таким желанным для него наукам.

Той страстной верности науке
Дивятся люди до сих пор…
Шёл, от мороза пряча руки,
В Москву ходок из Холмогор.
Крутая вьюга заметала
Обоза северного след
И ничего ещё не знала
Москва про университет.
В котомке – лук и корка хлеба,
Но он предвидел эту быль,
Когда в распахнутое небо
Вонзится твой высокий шпиль.
Когда смирится космос грозный,
Разымет атомы рука,
И встанет он, одетый в бронзу,
Перед Россией на века!

(современный поэт В.Виноградский)

“Жажда науки была сильнейшей страстью всей души, исполненной страстей” – очень точно сказал о Ломоносове другой гений А.С.Пушкин

В 1748 году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. В ней ученый увлёкся цветной мозаикой. Ему приходилось делать сотни опытов, выполнять тысячи пробных плавок по изготовлению цветного стекла. Три года продолжалась напряженная работа, и мозаика “ожила”.

Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских. Но этого было недостаточно. Ломоносову предстояло еще разработать методы отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины.

М. В. Ломоносов набирал картины из шлифованных с одного края кусочков стекла, укрепляя их на плоском медном основании специальным клеем-цементом. Первой мозаичной картиной, которую талантливый ученый выложил в мастерской боновского дома, был образ богоматери с картины итальянского художника Солимена. В 1755 г. мозаичные работы были перенесены на территорию Усть-Рудицкой фабрики, где теперь изготовлялись окрашенные стекла.

Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. В 1768 г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Запаса созданной на ней смальты хватило на год работы. Мозаичная мастерская формально продолжала существовать еще два десятилетия, но после 1769 г. в ней не было создано ни одной мозаичной картины, что объясняется отсутствием не только смальты, но и спроса на них ввиду высокой стоимости. За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в ней, согласно сохранившимся документам, было создано 40 мозаичных картин, из которых до нашего времени сохранились только 23.

Ломоносову не удалось полностью реализовать свои научные замыслы, но того, что он сделал, оказалось достаточно, чтобы обеспечить ему почетное место в пантеоне науки.

ВИКТОРИНА

Какое древнее искусство Ломоносов возродил благодаря своим занятиям химией?

  • Витражи
  • Мозаику
  • Роспись по шёлку
  • Фрески

Что было изображено на первой мозаике Ломоносова, преподнесённой императрице?

  • Богоматерь
  • Спас Нерукотворный
  • Елизавета I
  • Пётр I

Производством чего занималась фабрика, которую получил в своё распоряжение Ломоносов?

  • Изданием печатной продукции (научных трудов и журналов)
  • Обработкой металлов
  • Производством инструментов для научных лабораторий
  • Производством мозаики

Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное одной из великих побед русского оружия. Какую битву изображает эта картина?

  • Гангутскую
  • Куликовскую
  • Ледовое побоище
  • Полтавскую

Почему Ломоносов не закончил мозаичное панно “Покорение Азова в 1696 году”?

  • Из-за сокращения финансирования прекратила работу его стекольная фабрика
  • Не успел, т.к. скончался
  • Охладел к занятиям мозаикой
  • Сюжет стал неуместен при изменении внешней политики России

Список используемой литературы:

  • А.Клиентов “Российская наука. Ученые и изобретатели”. – Белый город. – М., 2004 г., с. 4-5;
  • В.Воскобойников “Жизнь замечательных детей” книга 1 –М., ОНИКС, 2008 г., с. 94-113;
  • “Азбука Московская для детей и родителей” – М.: ОАО “Московские учебники и картолитография”, – 2005 г.;
  • Детская энциклопедия “Ломоносов и время” № 10 – 2011 г.;
  • А.Ишимова “История России. От древнейших времён до середины XIX века” – “Белый город” – М., с. 209-212;
  • “Россия. Иллюстрированная энциклопедия” – М.: Олма Медиа групп, 2008 г., с. 311-312.

Презентация