Учителю об учебных проектах школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

В наши дни чрезвычайно важны умения учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях. Сама жизнь ставит задачу так называемого “обучения через всю жизнь”. Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии.

Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам. Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

Для успешного решения задач модернизации образования необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта и исследования, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения работы, определять необходимые для реализации идей материалы, данные и находить источники, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности учащихся.

За последние несколько лет метод учебных проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу присутствует в педагогической и методической литературе.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, М.А. Барсуковой раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.В. Клоковым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, И.Я. Лернер предложили различные подходы в оценке проектной деятельности.

Проектный метод обучения

Возникновение и развитие метода проектов

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Его называли также методом проблем, и основывался он на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования.

Таким образом, Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Предложенная Джоном Дьюи перестройка современного ему школьного обучения, обилие разнообразной научной информации в различных областях, а также ее динамическое изменение и уточнение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовывались в 1884 – 1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями – американскими педагогами Е. Пархерст и В. Килпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по “методу проектов”. Дети выполняли “проекты” – конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен.

Проектом (по В. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная “от всего сердца”, с высокой степенью самостоятельности групп детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Сегодня уже понятно, что без структурирования изучаемого материала с учетом возрастных особенностей школьника, без школьной программы, руководствуясь сиюминутными интересами учащихся, сделать процесс обучения эффективным невозможно.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще вначале XX в. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Организация проектной деятельности детей и подростков занимала значительное место в педагогической деятельности А.С. Макаренко. Проектную деятельность воспитанников известный педагог связывал с производительным трудом, который, по его словам, должен быть одним из самых основных элементов в воспитательной работе.

Развитие методов проекта в школах России связано с именами других отечественных педагогов, таких как E.А. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, В.Н. Разлетов и др.

Позднее, уже при советской власти идеи проектного обучения стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В результате постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 г. метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование “метода проектов” в советской школе в 1920-е гг. привело к недопустимому падению качества обучения.

В качестве причин выделяют:

  • отсутствие подготовленных педагогических кадров, способность работать с проектами;
  • слабую разработанность методики проектной деятельности;
  • гипертрофию “метода проектов” в ущерб другим методам обучения;
  • сочетание “метода проектов” с педагогически неграмотной идеей “комплексных программ”.

На современном этапе в России метод проектов получил большое распространение благодаря работе д.п.н. ИОСО РАН профессора Полат Е.С. и международной программе Intel "Обучение для будущего". Так же анализу проектной деятельности человека посвящены работы Л.Н. Безмоздина, О.И. Генисаретского, Г.Л. Ильина, А.Г. Раппопорта, Е.А. Розенблюма, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкого и др.    

Таким образом, можно сделать вывод, что в конце XX века интерес к идеям Джона Дьюи снова возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности школьников. И сегодня в педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Причинами этого являются:

– необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
– актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
– актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;
– значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Сущность метода проектов и его актуальность в настоящее время

Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского – “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: “Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности”. В современном понимании, метод проектов – это метод, предполагающий определенную совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Одним из этапов самостоятельной работы является практическое применение имеющихся знаний и умений.

В основе каждого проекта лежит проблема. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Конечно, педагогическим результатом применения метода проектов является, прежде всего, сама деятельность школьников.

В современной системе образования метод проектов необходим, прежде всего, для того, чтобы:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, умению работать с информацией;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Что такое учебный проект?

С точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

С точки зрения учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

– проблематизации;
– целеполаганию и планированию деятельности;
– самоанализу и рефлексии;
– презентации хода своей деятельности и результатов;
– умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;
– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
– выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
– проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Метод учебного проекта характеризуется как:

– личностно-ориентированный;
– деятельностный;
– построенный на принципах проблемного обучения;
– развивающий умения самовыражения, самопрзентации и рефлексии;
– формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
– воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
– здоровьесберегающий.

Основные требования к учебному проекту

Работа по методу проектов – это высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя и понимание следующих вопросов:

Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

  1. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется широкой публике.
  2. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается в ходе решения поставленной проблемы.
  3. Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта на завершающем этапе требует презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект – это “пять П”:

Проблема – Планирование – Поиск – Продукт – Презентация.

Классификация проектов

При овладении учителем методом проектов, необходимо, прежде  всего, понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов, предложенная Е.С. Полат:

По ведущей деятельности различают поисковый, исследовательский, технологический, имитационный, конструирующий, творческий проекты.

По организационным формам проведения работы над проектом
по отношению к предметной урочной системе проект может быть урочный, урочно-внеурочный, внеурочный, внешкольный.

По составу участников бывают проекты одноклассные, межклассные, разновозрастные, общешкольные, межшкольные, международные.

По характеру координации проекта различают с непосредственным (жестким, гибким) и скрытым руководством.

По используемым технологиям различают мультимедиа, телекоммуникационный, театрализация, использующий бумагопластику, использующий лоскутную мозаику и пр. проекты.

По продолжительности различают мини-проекты (1урок), краткосрочные проекты (4-6 уроков), долгосрочные (годичные) проекты.

По комплексности бывают монопроекты и межпредметные проекты.

По сфере применения результатов разделяют экологический, страноведческий, социологический, краеведческий, этнографический, лингвистический, культурологический, маркетинговый, экономический проекты.

По способам объединения результатов на этапе презентации мозаика, конференция, конкурс, состязание, концерт, саммит.

По видам презентации проекты бывают издательский, инсценирующий, макетирующий, видео демонстрирующий, компьтеро демонстрирующий, Интернет представительствующий.

Параметры внешней оценки проекта

– значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
– корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
– активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
– коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
– характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
– необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
– привлечение знаний из других областей;
– доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
– эстетика оформления результатов проведенного проекта;
– умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Заключение

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике, как за рубежом, так и в нашей стране.

Проекты – современная и эффективная форма работы с учащимися разного возраста. Знание психолого-педагогических особенностей изучаемого возраста позволяет повысить эффективность проектной деятельности.

Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение работы дает учащемуся чувство осмысленности и оправданности усилий. Метод проектов стимулирует развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств, что так важно для учащихся старшего школьного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что названный метод позволяют повысить мотивацию и активность учащихся.

Данный метод может осваиваться, разрабатываться и использоваться учителями школ по следующим причинам:

  • использование этого метода способствует творческому развитию учащихся;
  • большинство знаний учащиеся приобретают самостоятельно, в ходе выполнения работы;
  • учащиеся могут реализовывать свои потенциальные возможности;
  • этому методу присущи положительные черты групповой работы;

Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций.

Можно сделать вывод о значимости проектного обучения в средней и старшей школе, и необходимости рассмотрения методических аспектов использования метода проектов на уроках.