Игровые технологии на уроках как средство активизации познавательного интереса обучающихся (из опыта работы)

Разделы: Общепедагогические технологии


Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развеивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока?

Именно поэтому в настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Для этого проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках.Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса

На уроках я провожу много различных игр, привожу примеры некоторых из них.

Игра "Три предложения": внимательно прослушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Эту игру можно использовать при работе с текстом параграфа, записать три предложения в тетрадь. Правила игры: кому удастся точнее и короче уложить содержание прочитанного, услышанного.

Когда на уроке остается немного времени, провожу несложную игру, которая способствует закреплению материала и выявлению знаний обучающихся, вносит занимательность на урок, оживляет его.

С ребятами средних классов проводим викторины, разгадываем исторические шарады и на переменах. Различными занимательными играми, чаще всего массового характера, неизменно сопровождаются исторические вечера, праздники.

Во всех случаях применяются обычно игры несложные, рассчитанные на работу с большой группой учащихся или с целым классом, то есть массовые игры. Наиболее частые из них: "Узнай героя", "какое событие?", "Знаешь ли ты крылатые слова и выражения?", "четвертый лишний", а также различные исторические кроссворды и шарады.

Вариантов игры "Узнай героя" может быть несколько. Один из них состоит в следующем: по тексту учебника составляется рассказ об историческом герое без имени и сведений, указывающих конкретно на его личность. Ведущий или учитель знакомит участников игры с рассказом, они же должны отгадать героя. Например. Рассказ о Перикле, составленный по учебнику пятого класса выглядит так:" Он происходил из знатного рода и владел крупным имением, в котором работали десятки принадлежавших ему рабов. Он был образованным и талантливым человеком, славился своим красноречием. Держался спокойно и величественно, но, когда произносил гневную речь, говорили, что он подобен Зевсу, мечущему во врагов громы и молнии".При составлении текста к игре "Узнай героя" использую исторический документ и рассказы современников. Например:

"Не было такого труда, при котором он уставал бы телом или падал духом. И зной, и мороз он переносил с равным терпением. Он не пользовался мягкой постелью; завернувшись в военный плащ, спал среди воинов, стоявших на карауле. Он первым устремлялся в бой, последним после сражения оставлял поле". (Тит Ливий о Ганнибале)

Этой цели может служить и художественная литература. Благодаря подобной игре обучающиеся знакомятся с яркими характеристиками, данными историческим героям авторами художественных произведений.

Подобно играм "Кто он?", "Чей портрет?" с целью выявления знаний об историческом деятеле может быть проведена такая игра: один из учащихся выходит за дверь. Все остальные сговариваются и задумывают какое-либо историческое лицо.

Ведущий должен отгадать, кто задуман. Он имеет право задавать вопросы. Но ответы на них могут быть только "да", "нет", "близко". Например, задуман Суворов.

Ведущий: Он был царем?

Участники: Нет.

Ведущий: Он был реформатором?

Участники: Нет.

Ведущий: Он был полководцем?

Участники: Да.

Ведущий: Он прославился при Екатерине II?

Участники: Близко.

Ведущий: Он совершил переход через Альпы?

Участники: Да.

Ведущий: Это Суворов.

Сопоставление ответов о задуманном лице дает возможность ученику сделать правильный вывод.

Постепенно усложняя подобные игры и, кроме закрепления характеристик исторических личностей, стремлюсь, чтобы в памяти обучащихся запечатлелись исторические события. С этой целью применяю игру "Какое это событие?", "Какое это произведение?", например:

"Весной 1503 года написал он портрет. Кто бы помнил о существовании этой женщины, если бы не кисть великого мастера?

Вот она сидит в кресле, с величавой небрежностью, опершись руками на подлокотники. Что же это за лицо, почему о нем так много пишут, спорят уже столько лет? Многое выражает это лицо, загадочность этой улыбки вошла в поговорку". (Леонардо да Винчи. Джоконда).

Ребята очень любят викторины типа "Крылатые слова и выражения". Их можно провести в разной форме, например, "Кому принадлежат эти слова?"

: Лучше смерть от железа, чем от голода. (Спартак).

:Дикие звери, рыскающие по Италии, имеют норы и логовища для ночлега, те же люди, которые сражаются и умирают за Италию, имеют только воздух и свет: (Тиберий Гракх).

: Много на свете дивных сил, но сильнее человека нет в природе ничего. (Софокл).

: Осел, нагруженный золотом, возьмет любой город. (Ф. Македонский).

или "Что означают эти выражения?"

"Ганнибал у ворот!"
"Деньги не пахнут"
"Разделяй и властвуй"
"Перейти Рубикон"

Провожу игру в форме: "Из какого художественного произведения эти слова?"

"Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился". (Гомер, "Одиссея").

Сказал брат брату:
"Это – мое, а то – мое же"
И начали князья про малое
"Это великое" молвить,
И сами себе крамолу ковать. (Слово о полку Игореве).

Для развития внимания при самостоятельной работе с текстом, умения соотносить факты использую игры типа "Найди отличия", "Историческая фальшивка". Эта игра используется при закреплении и обобщении материала.

Постепенно перехожу к играм, где требуется уже персональная ответственность каждого из участников, где каждый выступает один на один перед поставленным вопросом и должен показать свои знания окружающим.

Такой игрой является "Поймал – ответил": подвижная, требующая быстрой сообразительности, умения точно и четко отвечать на предложенный вопрос. Кто ошибается, тот выходил из игры. Эту игру можно проводить по вопросам, касающимся исторических личностей, исторических событий, дат. Ее можно проводить уже в 7-8 классах.

Обычно живой интерес у обучающихся вызывает игра "Четвертый лишний". Она ценна для закрепления хронологического материала, причем закрепления сознательного, а не механического, не отдельных дат, а небольших хронологических комплексов. Этот тип игры применяю для закрепления и проверки знаний исторических деятелей, историко-географических названий, связанных с одним событием: А) Пуатье, Креси, Лион, Компьен. Б) 1381, 1066, 1358, 1525.

Большой популярностью у детей пользуются "Неотправленнные депеши".

Кто, когда, в связи, с чем мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время:

"Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия – черноморская держава.

Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржания коней не слышно человеческого голоса".

"Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом.

Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волги наши.

Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят.

Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идем освобождать Москву.

Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест".

Для работы с терминами использую игру с правилами "Переводчик". Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Школьники

зазубривают, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с "научного" языка на "доступный".

В 7-8-х классах средней школы необходимо формировать у обучающихся умение составлять конспект и работать с ним. Как известно, конспект – это краткое письменное изложение материала. Чтобы составлять конспект, необходимо, во-первых, научиться сокращать слова, а также выделять главное и опускать второстепенное; во-вторых, важно научиться расшифровывать конспект, то есть краткую запись развернуть в полный текст, максимально приближенный к исходному материалу.

В связи с этим предлагается игра "Реставрация", в которой сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой обучающихся к умению создавать конспект и работать с ним. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями (возможно, без точек и с пропусками для общеупотребительных слов). Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Учитель предваряет игру примерно следующим образом:"Представьте себе, что вы – работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст".

Данная игра была проведена при изучении темы: "Россия на рубеже XVIII-XIX веков". Материал о населении страны зашифрован в нижеприведённой записи:

Население (XVIII в.): в 4 раза=44 млн. чел., 3 млн. – за Уралом. Нац. состав – неоднородный. Основа – русские, юг, запад европ. части – украинцы, белорусы. На севере Европ. Р., Поволжье > S заселена финно-угорскими, тюркскими народами. Сибирь – народности: якуты, эвены, юкагиры, буряты и др. Исповедовали религии: гос. – православие (87%), католич., ислам, буддизм. Сословия: дворянство, духовенство, купечество – (по 1%), крестьяне (90%), мещане (4%), казачество.

Когда игра проходит в первый раз, необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его. У каждого получается свой вариант. При проверке учителю целесообразно познакомить с интересными вариантами разных "расшифровок". Проведение этой игры готовит обучающихся к игре с противоположным значением "Зашифруй текст".

Я использую в своей работе и такую форму обучения и деятельности, как театрализованная игра. Словосочетание "театр на уроке " зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, различных театральных атрибутов, длительными репетициями. Нужно отметить, что, во-первых, речь идет не об историческом спектакле, а об игре, во-вторых, работа над сценарием, изготовлением элементов костюма, является коллективной деятельностью обучающихся и учителя, в-третьих, эффект от уроков настолько велик, что учитель просто не может использовать эти колоссальные возможности.

Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока): 1.Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.) Урок "Александрия Египетская", экскурсовод – Александр Македонский.

2."Кто я?" Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Обучающиеся угадывают, кто он. Урок "Религия древних греков". "Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?" (Прометей). Урок "Поэма Гомера "Илиада". "Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором.

Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку" (Ахиллес).

3.Урок – интервью или игра в "журналистов". Придумать и сформулировать вопросы для интервью – дело непростое. Интервью помогает раскрыть некоторые стороны личности исторического деятеля, дать ему возможность оправдаться перед судом истории. Ученики брали интервью у императрицы Екатерины II, у Наполеона Бонапарта, у Никиты Хрущева и т.д. Несомненно, что журналисты, готовящие интервью, должны хорошо знать своего героя. Таким урокам всегда предшествует тщательная подготовка. Вопросы ребята придумывают оригинальные, злободневные, с долей хорошего юмора. На таких уроках ребята учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения, рассматривать проблемы с разных сторон. Иногда используется прием "Позвольте мне ответить за него". Интервьюирование – хороший способ связать изученное на уроках с реальной жизнью, расширить социальные представления обучающихся, развить у них навыки общения с различными людьми. В 9 классе при изучении темы "СССР в 1953-1964 годах" во время подготовки круглого стола, посвященного деятельности Никиты Сергеевича Хрущева, ребята берут интервью у своих бабушек и дедушек, у тех, кто помнит это десятилетие после смерти Сталина. И это уже не просто игра в журналистов, а серьезная работа и большая ответственность. История глазами очевидцев всегда вызывает особый интерес, так как эпоха предстает перед нами наиболее отчетливо и зримо, ученики получают возможность прикоснуться к прошлому.

4.Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

Очень важно, используя игровые методики, "не заиграться". Чтобы избежать такой опасности, необходимо всегда проводить черту между игрой и жизнью.

Заключение

Занимаясь проблемой использования игр на уроках истории, я пришла к следующим выводам:

  1. Игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса потому, что человеку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

  2. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

  3. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

  4. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

  5. Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение – "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребёнок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

  6. В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и "обретения себя" (В.М.Букатов)