Конспект урока "Кислородсодержащие соединения"

Разделы: Химия


При изучении данного раздела (Кислородсодержащие соединения) курса органической химии у обучающихся впервые формируется представление о функциональной группе атомов и ее влиянии на свойства веществ и происходит дальнейшее развитие знаний о гомологии и изомерии, электронном строении веществ, взаимном влиянии функциональных групп и углеводородных радикалов в молекулах спиртов, альдегидов, кислот и т. д.

Необходимость формирования новых понятий можно реализовать, используя различные формы обучения. В данном  материале  я использовала семинарское занятие.

Основные цели семинара:

1) систематизация знаний о строении, свойствах, получении и применении кислородсодержащих органических соединений;
2) проверка умений составлять и разъяснять смысл структурных и электронных формул отдельных соединений, их изомеров, давать им названия; характеризовать свойства представителей разных классов кислородсодержащих соединений и способы их получения, составлять уравнения соответствующих реакций.

В соответствии с указанными целями и в связи с большим объемом учебного материала в семинар целесообразно включить устную, письменную проверку знаний обучающихся. В этом случае учащихся делят на две группы. В то время как учащиеся первой группы отвечают устно по теоретическим вопросам темы, беседуя с учителем, вторая группа выполняет письменно задания, проверяющие умения решать задачи, составлять уравнения реакций при описании свойств веществ, характеристике генетической связи и т. д. Затем группы меняются местами.

Естественно, что за один урок такой семинар провести сложно, поэтому лучше выделить на его проведение два урока или организовать семинар во внеурочное время. К проверке выполнения заданий, особенно письменные, можно привлечь хорошо успевающих учащихся.

Цели урока:

  • актуализировать знания обучающихся о строении, свойствах, получении и применении кислородсодержащих соединений;
  • продолжить работу по развитию умений обучающихся самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • находить основные вопросы в материале, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник О.С. Габриеляна «Химия 10»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

– Охарактеризуйте физические свойства сложных эфиров. Растворяются ли они в воде. Ответ поясните.
– Каково применение сложных эфиров. На основе каких свойств используют сложные эфиры?
– Запишите уравнение реакции между бутанолом и масляной кислотой. Как называется полученный эфир? Какой имеет запах?
– Запишите уравнение реакции между этанолом и муравьиной кислотой. Как называется полученный эфир? Какой имеет запах?
– Запишите уравнение реакции между этанолом и уксусной кислотой. Как называется полученный эфир? Где применяется?
– Ознакомьтесь с таблицей «Специфические запахи сложных эфиров» и дополните ее, переписав в тетрадь.

Специфические запахи сложных эфиров

Сложный эфир Формула эфира Запах
Уксусно-изопентиловый С5Н11О(СО)СС2Н5 груши
Масляно-бутиловый С4Н9О(СО)СС3Н7 ананас
Масляно-пентиловый С5Н11О(СО)СС3Н7 абрикос

III. Проведение семинарского занятия по методичке

Преподаватель обобщает изученный материал по теме «Кислородсодержащие соединения». С этой целью предложите ребятам перечислить изученные классы кислородсодержащих соединений: спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры. Вспомните все известные названия данных классов соединений. Итого 7 классов органических соединений. Перечислите основные признаки каждого класса кислородсодержащих соединений.

Методичка (имеются у каждого ученика)

№ п/п

Вопросы, подлежащие рассмотрению

Вопросы и задания

Литература

1. Спирты 1. Какие вещества называют спиртами? Общая формула спиртов.
2. По каким признакам классифицируются спирты?
3. Какие виды изомерии характерны для спиртов?
4. Применение спиртов.
5. Влияние спиртов на организм.
1. Учебник О.С. Габриеляна «Химия 10»
2. Старый учебник Л.А. Цветкова «Органическая химия»
3. Лекция
4. Материалы из википедии
2. Фенолы 1. Какие вещества называют фенолами?
2. Как происходит взаимное влияние атомов в молекуле фенола? (положение теории А.М. Бутлерова)
1. Учебник О.С. Габриеляна «Химия 10»
2. Старый учебник Л.А. Цветкова «Органическая химия»
3. Лекция
4. Материалы из википедии
3. Альдегиды и кетоны 1. Какие вещества называют альдегидами и кетонами? Общая формула альдегидов и кетонов.
2. Какие виды изомерии характерны для альдегидов и кетонов?
3. Дано вещество пентаналь. Запишите его возможные изомеры и назовите их.
4. Запишите уравнение реакции:
а) реакция «серебряного зеркала»
б) реакция взаимодействия с водородом
в) реакция взаимодействия со свежеприготовленным гидроксидом меди (II)
1. Учебник О.С. Габриеляна «Химия 10»
2. Старый учебник Л.А. Цветкова «Органическая химия»
3. Лекция
4. Материалы из википедии
4. Карбоновые кислоты 1. Какие вещества называют карбоновыми кислотами? Общая формула карбоновых кислот.
2. Как классифицируются карбоновые кислоты.
3. Запишите структурные формулы муравьиной, уксусной, пропановой кислоты.
4. Дано вещество пентановая кислота. Запишите изомеры и дайте названия данным веществам.
5. Запишите уравнение этерификации между уксусной кислотой и этанолом.
6. Где находят применение карбоновые кислоты?
1. Учебник О.С. Габриеляна «Химия 10»
2. Старый учебник Л.А. Цветкова «Органическая химия»
3. Лекция
4. Материалы из википедии
5. Сложные эфиры 1. Какие вещества относят  к сложным эфирам? Общая формула сложных эфиров.
2. Какие виды изомерии характерны для сложных эфиров?
3. Записать изомеры пропилацетата и дать названия.
4. Область применения сложных эфиров.
1. Учебник  О.С. Габриеляна «Химия 10»
2. Старый учебник Л.А. Цветкова «Органическая химия»
3. Лекция
4. Материалы из википедии
6. Жиры 1. Какие вещества называются  жирами и как они классифицируются?
2. Какими физическими свойствами они обладают?
3. Записать реакцию гидролиза жиров.
4.Что такое омыление, осаливание, прогоркание жиров.
5. Как происходить  расщепление жиров в организме
1. Учебник О.С. Габриеляна «Химия 10»
2. Старый учебник Л.А. Цветкова «Органическая химия»
3. Лекция
4. Материалы из википедии

IV. В завершение урока, преподаватель прослеживает генетическую связь между различными классами органических соединений. Проводится аналогия с неорганическими соединениями. Переход можно изобразить следующим образом: алканы ––> алкены ––> спирты ––> альдегиды ––> кислоты ––> сложные эфиры

Обучающиеся получают задания.

Осуществить превращения:

  • Этан ––> этилен ––> этанол ––> ацетальдегид ––> уксусная кислота ––> пропилацетат
  • Этилен ––> этанол ––> этилацетат ––> уксусная кислота

V. Домашнее задание:

  1. Подготовиться к контрольной работе по теме «Кислородсодержащие органические соединения».
  2. Осуществить цепочку превращений: CnH2n+2 –– CnH2n+1 –– CnH2n+1COOH

Приложение