Внеклассное занятие по ОБЖ "Огонь: друг и враг"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: учить детей осторожному и ответственному обращению с огнём; закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов; продолжать знакомить с основными правилами противопожарной безопасности; воспитывать ответственность за сохранность собственной жизни и здоровья.

Предварительная работа. Знакомство с легендой о появлении огня на земле. Рассказ о предметах, для изготовления которых нужен огонь (кованые гвозди, подковы, молоток, ножницы, ложки, вилки, стеклянные цветы и вазы, фигурки животных, предметы из керамики). Беседа о роли огня в быту человека с демонстрацией иллюстраций и соответствующих предметов быта (печи, плиты, камины, утюги, самовары и др.), чтение рассказов, пословиц и загадок об огне.

Материал. Рисунки детей. Иллюстрации с изображением различных предметов, в том числе пожароопасных. Свечи, керосиновая лампа, электрический фонарь, электрическая лампочка. Иллюстрации с изображением костра, уличных фонарей, лучины, газовой плиты, бытовой техники, лесных пожаров и их последствий. Рисунки пожарных и предметов, необходимых для тушения пожаров. Телефоны. Иллюстрации с изображением бытовой техники.

Ход занятия

Учитель. Ребята, кто из вас знает, как в древности люди добывали огонь? (Ответы детей).

В древности человек вставлял палочку в дощечку и быстро-быстро вращал её между ладонями. От трения о подставку она нагревалась и загоралась. Раньше люди использовали огонь для освещения жилищ, улиц, приготовления пищи. Сначала это были лучины – тонкие длинные щепки, а позже появился предмет, о котором я загадаю вам загадку:

Тонкая девчонка, белая юбчонка, красный нос.
Чем длиннее ночи, тем она короче от горючих слёз.
(Свеча).

(Показ свечки).

Свечи стоили дорого. Немногие могли позволить себе купить свечи. Сегодня же свечи есть в каждом доме. Затем появились керосиновые лампы. (Показ керосиновой лампы). Улицы стали освещать фонари, заправленные жиром или керосином. А как сегодня люди освещают своё жилище? (Ответы детей). Если туристы идут в поход, с помощью чего они освещают они путь в темноте? Правильно, вот такой электрический фонарик освещает путь в темноте (демонстрация фонарика). Вы многое знаете об огне. Огонь может осветить жилище, согреть в походе, на нём можно приготовить еду. Но огонь может быть и врагом для человека. Приведите примеры, когда огонь бывает нам другом, а когда врагом. (Ответы детей).

А теперь представим такую ситуацию: вы остались дома одни, и в это время начался пожар. Как вы будете себя вести? (Ответы детей). Давайте рассмотрим ваши рисунки, которые помогут нам вспомнить правила поведения при пожаре. (Рассматривание рисунков, нарисованных заранее, комментарии детей к ним).

Дети. 1.Если пожар небольшой, огонь можно затушить водой или накрыть плотным одеялом, ковром.

2.Нельзя тушить водой электроприборы.

3. Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, нужно быстро выбежать из комнаты или квартиры.

4. Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафами - опасен не только огонь, но и дым.

5. Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.

6. Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивая огонь.

Учитель. Послушайте, что по этому поводу думают пожарные: Как только огонь вспыхнул, зовите на помощь взрослых. Они могут погасить его, набросив на пламя одеяло, могут залить пламя водой или засыпать песком. Если пламя не удалось сразу погасить, выбегайте на улицу.

Сам не справишься с пожаром -
Этот труд не для детей.
Не теряй секунды даром, “01” звони скорей.

Учитель: (демонстрирует плакат с номером “01”). Что означает этот плакат? (Ответы детей).

Да, пожарных вызывают по телефону “01”. При этом нужно чётко сказать, по какому адресу пожар. Иногда ребята ради развлечения звонят по телефону “01”, хотя пожара нет. Этого делать нельзя! Вы отвлечёте работников пожарной охраны, а в это время где-то может по-настоящему потребоваться их помощь.

Давайте попробуем поиграть в такую ситуацию. У нас есть телефоны. Я буду диспетчером службы “01”, а вы будете передавать информацию о пожаре. (3-4 ученика набирают по телефону “01”, чётко называют адрес пожара. Остальные анализируют действия товарищей).

Молодцы! Я уверена вы чётко справитесь с любой сложной ситуацией. Пожарные быстро приедут к вам на помощь. Как, по-вашему, каким должен быть пожарный? (Смелым, сильным, ловким, быстрым.).

Учитель. Посмотрите на эти предметы и скажите, для чего они нужны? (Огнетушитель, пожарный шланг, перчатки, ремень, топор, каска со стеклом, ведро с песком). Варианты ответов детей.

Учитель. Летом мы часто ходим в лес. Из-за чего в лесу может возникнуть пожар? (Ответы детей). Послушайте стихотворение Шефнера “Лесной пожар”.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Учитель. Услышанное вами стихотворение всем нам напоминает о правилах поведения в лесу. Надо знать и помнить, как вести себя в природе, не причиняя ей вреда. Послушайте ещё одно стихотворение, которое называется “Мёртвый лес”.

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила,
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек… Злодей, злодей.
(Г. Горбовский)

Учитель. Что вас особенно взволновало в стихотворении? Какой вред приносит пожар лесу? Как вы можете помочь сохранить лес от пожара. (Ответы учащихся).

На сегодняшнем занятии мы много говорили о пользе и о вреде, который приносит огонь не только для человека, но и для природы. На память о нашем занятии я вам раздам вот эти памятки.

Чтобы не было пожара:

1.Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

2. Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь.

3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник.

4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

5. В лесу не разжигайте костёр без взрослых. А если костёр разожгли, не забудьте его потушить.

Учитель. Эти памятки вы заберёте домой и вместе с родителями попробуйте придумать условные знаки к некоторым из них.

Приложение

Пословицы об огне.

От искры Москва загорелась.

Не шути с огнём – обожжёшься.

Огонь - не вода, охватит - не выплывешь.

Не топора бойся, а огня.

Топор рубит, а огонь с корнем спалит.

У дурного соседа и огня не бери.

Огню да воде Бог волю дал.

Без огня овина не высушишь.

Огонь и вата не уживаются.

Ожёг от слова сильнее, чем от огня.

Огонь в бумагу не завернёшь.

Против огня и камень треснет.

Далёкой водой трудно погасить близкий огонь.

Ночью огонь – добрый друг.

Золото проверяют огнём, а человека - трудом.

Огонь никогда не насыщается.

Одно полено не горит и в печи, два полена не гаснут и в степи.

Загадки

Шипит и злится, воды боится. (Огонь).

Без зубов, а кусает, с языком, а не лает. (Огонь).

Красная корова всю солому поела. (Огонь).

Кто меня не бережётся, тот так скоро обожжётся. (Огонь).

Накормить – живёт, напоить – умрёт. (Огонь).

Красный бык стоит, дрожит, чёрный – на небо бежит. (Огонь и дым).

В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички).

Закопай – не сгниёт, кинь в воду – поплывёт. (Уголь).

Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра).

От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь).

Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я – огня сестричка, маленькая … (спичка).

Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные).

Где с огнём беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар).

От маленькой меня не оберёшься ты огня. (Искра).

На столе, в колпаке, да в стеклянном пузырьке, поселился дружок – развесёлый огонёк. (Лампочка).

В маленьком амбаре лежат сто пожаров. (Коробка спичек).

Он для всех опасен нас, называют его…(газ).

При пожаре не сидим, набираем …(01).

Без ног бежит, без огня горит, без зубов кусается. (Электричество).

Это тесный-тесный дом, сто сестричек живут в нём,

И любая из сестёр может вспыхнуть как костёр.

Не шути с сестричками, тоненькими…(спичками).