Методическая разработка интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Страна Здоровейка" с использованием ИКТ

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение социально – эмоциональной готовности дошкольников к школе.
Большое внимание для социализации дошкольников уделяется проблемам формирования эмоционального проявления, которые способны оказывать влияние на положительное или отрицательное поведение личности.

Показателями социального развития являются социальная компетентность (сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими), формирование навыков самообслуживания, социальная адаптация, которые возможны при условии целенаправленных воспитательных воздействий.

Предложенное занятие является частью системы работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников.

Цель: продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать познавательные способности:
  • активизировать нравственно – мыслительную аналитическую работу ума – самопознание, самовоспитание личности;
  • тренировать мелкую моторику;
  • учить детей осознавать собственную значимость в окружающем мире, среди людей.

Обучающие:

  • развивать связную речь:
  • формировать словарь и грамматический строй речи;
  • закреплять умение называть существительные в единственном и множественном числе;
  • развивать умение подбирать антонимы;
  • совершенствовать речь в форме диалога.

Воспитательные:

  • развивать способности различать эмоциональные состояния человека по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;
  • воспитывать групповую сплочённость и положительное эмоциональное отношение детей к друг другу.

Материалы: демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Страна Здоровейка» <Презентация, Приложение 1>, картинки – иллюстрации: самолёт, Фея Динь-Диллинь, нос, уши, глаза, губы, зубы, волосы, улыбка, врун, ябеда, жадина, лабиринт, воздушные шары, зеркало.

Раздаточный материал: карточки с изображением лабиринтов, карандаши, фломастеры, воздушные шары, зеркала.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Словарная работа: грустный – веселый, ленивый – трудолюбивый, недружные – дружные, злые – добрые, язычишко, скупиться.

Предварительная работа: этические беседы: «Что такое вежливость?», «Легко ли человеку быть одиноким?», чтение художественной литературы c рассматриванием иллюстраций К.И.Чуковского «Мойдодыр», Г.Остера «Вредные советы», Г.Зайцева «Уроки Мойдодыра», Рудольфа Распе «Приключения барона Мюнхаузена», разучивание гимнастики для глаз «Средний палец», «Нос», «Белка», пальчиковой гимнастики «У меня кругом друзья».

Методические приемы:

  • Игра «Скажи наоборот»,
  • Пальчиковая гимнастика «У меня кругом друзья»,
  • Путешествие в страну «Здоровейка»,
  • Загадки «Мое лицо»,
  • Гимнастика для глаз – упражнение «Средний палец», упражнение «Нос», упражнение «Белка»,
  • Дидактическая игра «Один – много»,
  • Загадки «Плохие привычки»,
  • Психологическая гимнастика «Лентяй»,
  • Чтение советов Г.Остера,
  • Задание «Лабиринт»,
  • Сюрпризный момент – подарок для детей, рисование своего настроения на шарах.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Занятие начинается с дидактической игры «Скажи наоборот» Слайд 2:

– А вы грустные ребята? (мы весёлые ребята!)
– Вы ленивые ребята? (мы трудолюбивые ребята!)
– Вы злые ребята? (мы добрые ребята!)
– Весёлые, добрые, дружные, а давайте поздороваемся с друзьями.

Пальчиковая гимнастика «У меня кругом друзья».

Со мной здоровался петух:
«Ку-ка-ре-ку!» – пропел он вслух.
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой палец, остальные растопырены в стороны и подняты вверх.
«Ко-ко» – услышал я от кур. Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз, следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Мурлыка – кот мурлыкнул:
«Мур-р-р-р-р-р…».
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
А пес Барбос, меня узнав,
пролаял вежливо:
«Гав! Гав!».
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний, безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
И протянул теленок:
«Му-у-у-у-у…» Мол, здравствуй, скучно одному.
Показывают рожки на голове.
И воробей на ветке вмиг чирикнул: «Жив я, чик-чирик!». Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены (большие – голова, остальные – крылья). Помахать ими.
«Как хорошо», – подумал я, – что у меня кругом друзья». Развести руки в стоны, сомкнуть с другом в рукопожатии.

– Ребята, хотите сегодня отправимся в путешествие, в «Страну Здоровейка»? (Ответы детей)

– Друзья, путь до страны не близок, и чтобы быстрее добраться, мы отправимся на волшебном транспорте. Каком? Слайд 3 Появляется иллюстрация самолёта – «чудолёта». (Ответы детей)

– Готовы? Медленно покружитесь. Сделайте вдох – выдох. Крепко сожмите в руках «штурвал». Закройте глаза.

Сели дружно в «чудолёт»
И отправимся в полёт
Раз, два, три, четыре, пять,
Пора глаза нам открывать.

– Мы прилетели в «Страну Здоровейка» слайд 4

Тише, тише, тишина…
Сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь откроет фея…

Слайд 5. Появляется иллюстрация Феи.

– Это к вам в гости пришла фея из «Страны Здоровейка».

Загадывание загадок:

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи – загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет – молодец!
Ванька-встанька из волчка
В нем увидит толстячка.
Иностранка – куклу Синди
В нем красавицу увидит,
Ну, а мой знакомый Сашка
В нем увидит замарашку.

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (зеркало). Слайд 6

Попробуйте, ребятки,
Разгадать мои загадки,
Никто ответ не скажет,
А зеркало вам их подскажет.

(Педагог раздаёт каждому ребёнку зеркало).

Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (нос). Слайд 7

У зверюшки – на макушке,
А у нас – ниже глаз.

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (уши). Слайд 8

Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят.

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (глаза). Слайд 9

За красными жердочками сидят белые курочки.

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (рот: губы, зубы). Слайд 10

Их не сеют, не сажают, они сами вырастают.

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (волосы). Слайд 11

Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится. Грусть – тоска ее боится.

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (улыбка). Слайд 12

«Гимнастика для глаз». Слайд 13 (фон)

Упражнение «Средний палец».

И.п. – вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотреть на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за этим ногтем – рука перемещается вправо в сторону, затем – влево. Сменить руку, всё повторить по 5 раз каждой рукой медленно.

Упражнение «Нос».

И.п. – вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотреть на указательный палец. Медленно приблизить правую руку к носу, затем удалить. Повторить 10 раз.

Упражнение «Белка».

Белка дятла поджидала (дети резко перемещают взгляд вправо-влево)
Гостя вкусно угощала:
– Ну-ка, дятел, посмотри – (перемещают взгляд вверх – вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (подмигивают)
И пошёл играть в горелки (закрывают глаза указательными пальцами).

Игра «Один – много» с мячом. Слайд 14

Воспитатель «бросает» ребёнку мяч и называет слово в единственном числе, а ребёнок «бросает» мяч воспитателю и даёт ответ во множественном числе.

Один – рот, а много? (рты),
Один – нос, а много? (носы),
Один – глаз, а много? (глаза),
Одно – ухо, а много? (уши),
Одно – плечо, а много? (плечи),
Одно – бедро, а много? (бедра).

– В «Стране Здоровейка» поселились дети, вот какие…помогите отгадать.

Загадывание загадок:

Этому мальчишке доверять нельзя никак.
Что ни скажет язычишко –
Все неправда, все не так.

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (врун). Слайд 15 – барон Мюнхаузен.

Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про самого себя
Не расскажет, промолчит.

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (ябеда). Слайд 16

Ах, как часто нужно нам
С кем-то чем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам»?

После того как дети дают правильный ответ, появляется отгадка – изображение на интерактивной доске (жадина). Слайд 17

– Молодцы, ребята, вы хорошо умеете отгадывать загадки, а теперь отдохнём!

Психологическая гимнастика «Лентяй» Слайд 18 (фон)

Две руки хлопают, (дети выполняют соответствующие движения)
Две ноги топают,
Два локотка вращаются,
Два глаза закрываются.
Мой дружок, такой, лентяй, (развести руки в стороны)
Только отдых подавай. (присесть, руки под голову) – повторить 2 раза.

Чтение советов Г.Остера: Слайд 19 – грязнуля.

Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет,
К старости сама собою
Облысеет голова.

– Как можно назвать такие советы? (ответы детей: вредными, глупыми, забавными, весёлыми…).

Задание «Лабиринт». Слайд 20

Дети помогают птицам проплыть к озеру.

Для детей, которые быстро справились с заданием, предлагается другой «Лабиринт» (или другое упражнение с учетом индивидуально – дифференцированного подхода в обучении детей).

При желании, педагог может использовать ответ – изображение на интерактивной доске.

– Молодцы ребята, вы хорошо отвечали на вопросы, занимались на занятии, много узнали интересного. (Ответы детей)

– Я передаю вам воздушные шары от Феи из «Страны Здоровейка». Слайд 21. На воздушном шаре Фея предлагает нарисовать вам свое настроение. В ходе рисования дети делятся своими впечатлениями.

Слайд 22 – Фея прощается с детьми.

Литература:

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – М., 2000.
  2. Дошкольная педагогика. 8/2007.
  3. Елкина Н.В. 1000 загадок. – Ярославль, Академия развития, 1997.
  4. Картинки для презентации использованы из интернет – ресурсов: http://yandex.ru/yandsearch