Познание как деятельность

Разделы: История и обществознание


Цель:

  1. Учащиеся должны получить полное представление о познавательном процессе человека.
  2. По ходу урока учащиеся должны уяснить, закрепить, углубить свои знания по теме. Познакомиться с различными точками зрения (Эмпирики и рационалисты) о восприятии. человеком окружающего мира, иметь свое собственное отношение к этим философским взглядам. Развивать умение общаться друг с другом, вести спор, отстаивать свою точку зрения.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию материала.

Передо мной юноши и девушки. Вы молоды и красивы. Но юные и красивые редко бывают мудрыми, говорил Гомер. Я считаю, что это не так.

– Ваша мудрость в вас – в вашем 10-м классе и в ваших знаниях

И сегодня мы с вами попытаемся доказать это. А если Вы нечаянно скажете глупость, зажмурьтесь и постарайтесь ее забыть, не корите себя. Нет на свете умного человека, который хотя бы один раз не сказал нечто очень глупое.

Итак ваша мудрость и ваши знания помогут сегодня нам в достижении нашей цели. А сейчас, ребята, пожалуйста поднимите левую руку, правую – Замечательно. У меня просьба, – все знакомы

со словом – ДА –
со словом – НЕТ –

Руки пожалуйста не опускайте. От Вас требуется сейчас ответить на несколько вопросов. Отвечая ДА – вы будете зажимать пальчик на левой руке.

НЕТ – на правой Все понятно.

Итак приступаем:

ДА (реалист) рацио – разум НЕТ (романтик) empirio – чувственный опыт
1. Вы обычно молчаливы?
2. Когда ВЫ принимаетесь за работу, можете ли сосредоточиться?
3. ВЫ уверены в выборе своей профессии?
4. ВЫ всегда осторожны в своих движениях?
1. ВЫ считаете себя гораздо чувствительнее других людей?
2. Вы любите мечтать?
3. ВЫ принадлежите к числу трудолюбивых людей?
4. ВЫ много читаете?
5. У ВАС много друзей?

Теперь поднимите вверх руку у кого ответов – ДА – больше (на доске количество указать).

У кого ответов – НЕТ – (на доске количество указать).

А зачем мы это сделали – я скажу в конце урока.

2. Обобщение изученного ранее материала.

Сегодняшняя наша встреча посвящена большой теме “ПОЗНАНИЕ, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ”.

Чтобы определиться в целях и содержании нашего занятия необходимо вспомнить

  1. Что такое деятельность?
  2. Что такое познание?
  3. Структура деятельности
  4. Как человек познает мир?

Итак наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос Как человек познает мир?

Для того, чтобы начать познавать мир мне нужны три добровольца (по желанию).

Первому ребенку демонстрируются прямоугольники разного цвета (желтый, синий, красный), он должен назвать, что он перед собой видит и какого это цвета.

Второму ребенку предлагают определить на запах (уксус, аммиак, духи, напоминая при этом технику безопасности, химия 8 класс).

Третьему ребенку Завязываем глаза– на ощупь предлагаю определить (кожу, салфетку, ножницы).

Благодарю за активность участников (дети отправляются на место).

– Ребята, как мы получили информацию?

– Какие органы чувств заставили подключиться?

На экране проецируются

ЗРЕНИЕ

ОБОНЯНИЕ

ОСЯЗАНИЕ

Какие органы чувств мы еще не назвали ?

Аристотелем, древнегреческим философом, были описаны 5 основных чувств (на экране проецируется).

ВКУС

СЛУХ

Сообщения всех органов чувств принимает наш мозг, который обрабатывает поступившую информацию и использует ее при поступлении новых ощущений. В коре головного мозга есть зоны, отвечающие за те или иные ощущения.

(Дополнительная информация о функциях мозга – готовит один или несколько учащихся.)

Что еще, кроме органов чувств помогает человеку познавать окружающий мир?

Теперь давайте посмотрим что включает в себя наша тема. Проекция на экран.

Познание как деятельность

Чувственное познание

Научное Ненаучное Социальное Самопознание познание познание познание

Наша следующая задача выделить особенности каждого типа познания. Для этого нам необходимо выполнить ряд заданий.

Учащиеся дают краткую информацию о видах, особенностях, структуре каждого из типов познания.

Когда вы выполняли задания какие мыслительные операции вы выполняли?

Следующий наш шаг – рассмотрим, как протекает процесс мышления. Проекция на экран структуры процесса мышления:

ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ

Мыслительные операции

Абстрагирование

Анализ Синтез Сравнение Уподобление Обобщение

Ваши речь и язык являются средством выражения вашей мысли.

“Я МЫСЛЮ, – ЗНАЧИТ, Я СУЩЕСТВУЮ”

А теперь вернемся к началу нашей встречи.

– Вспомните, вы зажимали пальцы левой и правой руки.
– Результат на доске

Те у кого ответов ДА было больше, познавая мир опираются на разум. На латыни это звучит так:

Racio – рационалисты.

Рационалисты постигают сущность предметов при помощи

СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПОНЯТИЯ.

Те кто ответили НЕТ – Эмпирики

Empirio – Эмпирики – в основе лежит чувственный опыт, их часто называют

романтиками. Для них сформировать чувственный образ предмета помогают

ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ВОПРОС: Так что преобладает в познавательной деятельности человека?

Разум

или

Чувство

Или что-то третье ?

Кто как считает?

Этот вопрос до сих пор ставит многих философов в тупик, при помощи чего или как человек получает знания, не могут установить Истину.

Ребята в завершении урока предлагаю вам еще одну мысль

“Если бы ум ограничивался восприятием данного, уму нечего было бы делать, он не осознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленного животного ( ведь оно тоже слышит, видит, у него хорошо развиты осязание, обоняние, вкус и т.д.) Если бы ум владел бы полнотой истины, то, он человек, находился бы в состоянии абсолютного покоя божества”.
Соловьев