Урок по теме "Создание информационных моделей. Моделирование ситуации дистанционного обучения"

Разделы: Информатика


Цели и задачи

  1. Образовательная – закрепление, обобщение, систематизация теоретических знаний, связанных с моделированием, закрепление практических умений по построению информационных моделей; знакомство учащихся с возможностями современного дистанционного образования; формирование умения использовать некоторые приёмы дистанционного обучения.
  2. Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, повышение их мотивации к предмету; формирование умения оценивать свою деятельность, чёткости и организованности в работе.
  3. Развивающая – развитие памяти, логического мышления; развитие навыков индивидуальной и коллективной практической деятельности; развитие сосредоточенности и внимательности при работе с ограничением по времени.

Тип урока: комбинированный – урок закрепления и развития знаний, умений и навыков; формирования навыка дистанционной работы (знакомство с новой формой работы).

Оборудование: интерактивная доска (с функцией “Конференция”); проектор; компьютеры.

Этапы урока:

 

Этап урока

1 Постановка цели урока

Позитивный настрой учащихся на работу, напоминание о современных возможностях использования Интернета в обучении, обращение внимания на особенность данного урока. “То, что отображено на доске, транслируется и в другом кабинете”!

2 Актуализация знаний учащихся в процессе ознакомления с новыми умениями, показ образца выполнения.

Выполнение серии заданий, имитирующих дистанционную работу.

А)

Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

“Он-лайн” тестирование.

Б)

Выполнение учащимися различных заданий и упражнений.

“Получение” заданий и “отправка” решений с комментариями.

В)

Проведение проверочных упражнений.

Совместная с “удаленной” группой работа над решением поставленной задачи.

3 Упражнения на освоение новых умений. Тренировочные упражнения по инструкции.

Контроль результатов своей работы.

4 Упражнение на перенос в сходную ситуацию. Упражнения творческого характера.

Анализ полученных данных, их интерпретация в более наглядном виде. Моделирование процесса совместной обработки полученных данных.

5 Задание на дом.

Практическое задание на поиск информации в Интернете и оформление найденного материала с использованием возможностей текстового редактора.

6 Подведение итогов урока.

Ознакомление учащихся с некоторыми сайтами дистанционного образования.

Проблема связи усваиваемых знаний в рамках предмета с жизнью не утратила своей актуальности. Темы, рассматриваемые в рамках школьного курса информатики, не всегда просто представить как жизненно необходимые. Если ребенок не видит практической ценности материала, возникает вопрос: “А зачем нам это надо?”. В этом случае есть несколько путей преодоления мотивационного кризиса учеников: подбор ярких примеров из жизни, возможно с иллюстрациями, разработка заданий, направленных на решение именно задач, тесно связанных с повседневной деятельностью или, по крайней мере, часто решаемых, и моделирование на уроке некоторой ситуации, для решения которой необходим изучаемый материал.

Наиболее эффективным нам видится именно последний способ, а именно, моделирование ситуации.

Ситуация – это, прежде всего, некоторая совокупность условий, вызывающих определенные действия, эмоциональные состояния и приводящая к определенному результату, как следствию из произведенных действий.

На сегодняшний день, чтобы пройти курсы повышения квалификации, освоить новую специальность или выучить иностранный язык достаточно иметь доступ в Интернет и воспользоваться каким-нибудь ресурсом дистанционного обучения.

На предлагаемом уроке моделируется ситуация дистанционного обучения. Учащимся предлагается представить, что “удаленные пользователи” находятся не в соседнем кабинете, а в других городах. Современные средства коммуникации позволяют легко общаться с ними. Реализовать данную ситуацию дистанционного обучения позволяет такая функция интерактивной доски, как “Конференция”, при использовании которой появляются следующие возможности:

  • одновременная работа с одним и тем же материалом в двух (и более) различных кабинетах, оснащённых интерактивными досками;
  • использование активной и пассивной роли участников конференции (в одном кабинете пользователи переключают рабочие страницы, в другом – видят результат). Данная возможность удобна при реализации тестирования, ограниченного по времени.
  • Совместное решение одних и тех же задач, а также организация взаимоконтроля учащимися, находящимися в разных кабинетах.

По ходу урока используется презентация Приложение1, добавленная в интерактивную доску для возможности организации совместного доступа к ней из разных кабинетов.

Ход урока

  1. Постановка цели урока. Вступление, слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами изучили основные понятия раздела “Моделирование”, строили модели различных объектов. Сегодня мы продолжим рассматривать эту тему и попытаемся смоделировать ситуацию дистанционного обучения. Я думаю, вы все слышали термины “дистанционный урок”, “дистанционное общение”. Скажите, пожалуйста, а что означает термин “дистанционный”? (удалённый)

Давайте представим, что наша вторая группа находится не в соседнем кабинете, а где-нибудь далеко, в другом городе. Мы постараемся установить с ними контакт и провести совместный урок.

Как вы думаете, какое техническое средство поможет нам в построении нашей модели? (интерактивная доска)

Реальное дистанционное образование обладает рядом преимуществ и имеет свои специфические компоненты. (Фронтальное обсуждение по слайду презентации. Слайд 2).

На сегодняшнем уроке мы смоделируем некоторые из особенностей такого образования.

2. При дистанционной работе, возможно получение задания, прохождения тестирования сразу нескольким группам людей, находящихся в разных местах.

А) Первое – это on-line тестирование, т.е. в тестирование в режиме реального времени, когда на выполнение каждого вопроса отводится ограниченное время и имеется возможность сразу оценить свои результаты. Чтобы обе наши группы почувствовали этот вид работы, несколько вопросов нам представят они, а затем несколько вопросов мы им. Но в любом случае у вас ограничено время ответа (20 секунд). Читаем вопрос и сразу же на него отвечаем (Слайды 3-11).

Тест

Вопрос 1.

Упрощенное представление реального объекта называется

1) оригиналом

2) прототипом

3) моделью

4) системой

Вопрос 2.

Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…

1) все стороны оригинала

2) некоторые стороны оригинала

3) существенные стороны оригинала

4) несущественные стороны оригинала

Вопрос 3.

Какими свойствами должен обладать манекен для его использования в качестве модели человека?

1) Способностью мыслить, разговаривать

2) Повторять форму и размеры человеческого тела

3) Способностью ходить

4) Умением закручивать болты и гайки

Вопрос 4.

Какая из представленных моделей НЕ является информационной моделью?

1) Расписание движения поездов

2) Эскизы костюмов к спектаклю

3) Географический атлас

4) Макет скелета человека

Вопрос 5.

Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:

1) таблицей

2) графиком

3) схемой

4) чертежом

Вопрос 6.

Информационной моделью организации занятий в школе является:

1) свод правил поведения учащихся

2) список класса

3) расписание уроков

4) перечень учебников

Вопрос 7.

Схема электрической цепи является:

1) табличной моделью

2) иерархической моделью

3) графической моделью

4) словесной моделью

Вопрос 8.

Процесс построения и исследования моделей называется:

1) конструированием

2) моделированием

3) экспериментированием

4) проектированием

Проверяем ответы (Слайд 12).

Б) При дистанционном обучении преподаватель присылает задание ученику. Смоделируем эту ситуацию. Сейчас одно задание для решения нам даст другая группа и проверит его правильность, а затем мы им дадим нашу задачу. Дома вы придумали пример, содержащий различные арифметические операции, для записи его в ячейке электронных таблиц. Сейчас первая группа запишет нам пример в математическом виде, а мы переведём его на “язык электронных таблиц”. А затем мы запишем пример, а они переведут его в обратную сторону.

Давайте вспомним правила записи формул в электронных таблицах. С чего начинается формула в ЭТ? Какие правила записи математических выражений в ячейках ЭТ необходимо соблюдать?

А почему мы говорим о переводе подобного выражения в рамках темы “Моделирование”?

В) Дистанционно можно решить задачу совместными усилиями для экономии времени, особенно когда она подразумевает однотипные действия. Пример работы, когда над одним проектом трудятся несколько пользователей, возможно, и из разных городов. Это позволяет экономить времени, особенно когда работа подразумевает однотипные действия. Решим одно задание совместно с “удаленной” группой.

Рассмотрим задачу на чтение информационной модели, перевод табличной модели в графы и выбор рационального решения (Слайд 15):

В таблицах приведено среднее время передачи сообщения между компьютерами. Пустая ячейка таблицы означает, что между соответствующими компьютерами нет прямого канала связи. Сообщение не может дважды проходить через один и тот же компьютер.

Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие: “Максимальное время передачи сообщения от В к D не больше 6”.

 Рисунок 1

Каким образом можно решить эту задачу? Для удобства решения табличную модель мы должны заменить на графическую.

Что значит “Максимальное время не больше 6”?

Когда мы поймём, что анализируемая таблица отвечает поставленному условию?

А когда поймём, что таблица не подходит?

Давайте решим эту задачу совместно с нашими товарищами из 1-ой группы. Они будут анализировать 1-ю и 2-ю таблицы, а мы с вами 3-ю и 4-ю. А затем мы вместе выберем правильный ответ. Решаем на доске и в тетради.

3) Конечно, на уроке не обойтись без проверки знаний.

Особенностью контроля при дистанционном обучении можно считать отсутствие визуального контроля преподавателя, в отличие от традиционного урока. Ученик, осознанно выбирающий дистанционную форму обучения, особенно хорошо должен понимать, что он учится для себя и своего образования, а не “для галочки”, и его цель реально оценить свои знания.

На 1-м уроке вы решили в тетради задачи по теме “Измерение количества информации”. Вам сейчас нужно пересесть к компьютерам, скачать с сервера файл с ответами, присланный “удалённым учителем”, и проверить правильность своего решения. Карандашом поставьте “+” и “–” у каждого задания, а также оценку по представленным критериям:

“5” - за 6 правильно решённых задач;

“4” - за 5 правильно решённых задач;

“3” - за 3-4 правильно решённые задачи;

“2” - не более 2 правильно решённых задач.

После проверки вы по очереди выходите к доске, находите свой номер в общей таблице и отмечаете правильность решения заданий и выставляете отметку (Слайд 16).

Моделируем этап, при котором данные от каждого участника поступают в общую таблицу и каждый эти данные обрабатывает. Такой приём вполне может быть применен не только в обучении, но и при работе над каким-нибудь реальным проектом. От каждого участника требуется собранность, чёткость, быстрота и качество работы.

Таблица на доске заполнена. Как по-другому, более наглядно, можно представить информацию о том, как класс справился с каждым из заданий? Давайте построим графическую модель в виде диаграммы.

4) Обобщим полученные результаты с использованием ЭТ Excel. Создайте и оформите таблицу, содержащую сведения о количестве человек, правильно выполнивших каждое из заданий (группа №1, группа №2 и весь класс в целом), и диаграмму по ней.

 

 

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Группа 1            
Группа 2            
Весь класс            

Заполните ваши таблицы теми числами, которые мы получили на доске.

Давайте проанализируем получившиеся диаграммы.

С каким заданием лучше всех справился весь класс в целом?

Какое задание вызвало больше затруднений у нашей группы?

Можно ли прогнозировать хорошие результаты при написании самостоятельной работы на следующем уроке?

Какие типы диаграмм следовало использовать для более наглядного представления данной информации?

5) Давайте подведём итог. В ходе урока мы познакомились с новой формой работы, которая сейчас завоевывает всё большую популярность. Дистанционная форма обучения позволяет людям разных возрастов осваивать необходимые им знания в удобное для них время, без отрыва от работы, вне зависимости от их места жительства. Существуют системы дистанционного тестирования в некоторых ВУЗах, при подготовке к экзаменам, при проведении олимпиад и конкурсов. Можно дистанционно обучаться на каких-нибудь курсах по интересам (иностранным языкам, работе с компьютерными программами, приёмам рукоделия и т. п.) (Слайды 17-20).

Думаю, было бы интересно составить каталог таких ресурсов. Я предлагаю вам поискать в Интернете дистанционные курсы, которые могут вас заинтересовать, и создать документы с ссылками на них и описанием. Тогда мы сможем разместить их на сервере, и они будут полезны и доступны всем учащимся и преподавателям.

Домашнее задание.

Найдите в Интернете различные дистанционные курсы, конкурсы, тестирования.

Создайте и оформите с использованием текстового редактора документ с найденными ссылками и описаниями к ним.