Тема урока "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить знания об имени прилагательном как части речи; закрепить навык правописания родовых падежных окончаний имён прилагательных; развивать умение употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; расширить словарный запас, кругозор учащихся; научить детей творчески мыслить.

1. Вступительная беседа

- Какое время года заканчивается? (Осень)

- Какие осенние месяцы знаете?

Посмотри на картинки.

- Какое время года изображено? (Осень)

- А почему три картинки? (Осень ранняя - сентябрь; золотая - октябрь, поздняя – ноябрь)

- Под какой картинкой можно подписать каждое из этих названий? При перечислении разновидностей осени, какую часть речи назвали три раза? (Имя прилагательное).

- Какая часть речи называется именем прилагательным?

- Какие признаки имён прилагательных знаете? (Цвет, вкус, форма, размер, качество).

- Какое из названий осени употреблено в переносном значении? Почему? (Золотая осень - желтые листья, а цвет золота тоже желтый).

2. Самодиктант

1. Придумать три имени существительных (трава, листья, мох).

2. Придумать 3 имени прилагательных (желтый, чахлый, красное).

На доске:

Портфель (какой?) новый

Швея (какая?) опытная

Небо (какое?) пасмурное

Осень (какая?) поздняя

Ветер (какой?) резкий

У детей

И.С. И.П.
Мама вкусный
Трава зеленый

- Сравните наши работы.

- Чем отличается самодиктант от моих примеров? (В моих – имена прилагательные уже согласованы с именами существительными в роде, числе, падеже).

Сейчас я покажу предметные картинки, а вы придумаете к ним имена прилагательные (записать 2 примера):

воробей (какой?) юркий, быстрый, серый;

сорока (какая?) белобокая, умная, длиннохвостая;

ворона (какая?) важная, гордая;

береза (какая?) стройная, белоствольная.

На доске:

(В) край д.лёкий ул.тают птицы.

- Читаем хором. В какое время это бывает? Что написано на доске? (Предложение). Докажи. (Предложение начинается с большой буквы, в конце ставится точка, выражена основная мысль).

- Работаем над орфограммами.

- Дайте характеристику предложения (простое, распространённое, повествовательное, невосклицательное).

- Разобрать по членам предложения и частям речи.

- Найдите имя прилагательное (далекий).

- Подберите к нему слова, близкие по смыслу (дальний, отдаленный, удаленный).

- Как называются эти слова? (Синонимы)

3. Творческое списывание с подбором синонимов

- Списать предложения, заменив прилагательное “сильный” синонимами:

На доске:

Сильный (порывистый, быстрый) ветер срывал листья с деревьев. Луга покрылись сильным (густым, сплошным) туманом. Осенью тяжело грести против сильного (быстрого, стремительного) течения.

То, что написано в скобках, пишется отдельно, в стороне.

Проверка (3 уч.) Красивый получился текст? Почему?

- Кто помнит, как называются красочные имена прилагательные?

- Кто их использует при описании? (Поэты, писатели).

Послушайте, как описывает осень писатель Василий Песков: “Это и в правду было, как в сказке. Кленовые листья повисли на нитках осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель”.

- О каких зайчиках говорится? (Солнечные отсветы)

- Какое еще значение имеет слово “зайчик”. (Животное)

- Чем богато это время года? Ответы дайте так: я показываю предмет, а вы называете его признаки, которые ему свойственны. Вопрос называем все вместе:

Пшеница - добрая; грибы - осенние, вкусные; арбуз - сочный, сладкий; яблоко - красное, спелое; морковь - оранжевая, сладкая.

4. Выборочная работа (письменно).

Я прочитаю 2 четверостишия из стихотворения Ф.Тютчева, а вы должны отгадать его название (“Сентябрь”).

На доске:

В осени (какой?) первоначальной (п.п., ед.ч., ж.р.).

Задание.

- Найти и выписать имена существительные с именами прилагательными.

- Определить падеж, число, род имен прилагательных.

- Как проверить безударные окончания? (По вопросу) 1 четверостишие - письменно, 2 - устно.

- Разбор по составу слова “первоначальной”:

“Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Пора (какая?) короткая, дивная - им. пр., ед. ч., ж. р.

День (какой) хрустальный (И.п., ед.ч., м.р.)

Вечера (какие?) лучезарные - И.п., мн.ч.

Бурь (каких?) первых, зимних - Р.п., мн. ч.

Лазурь (какая?) чистая, теплая - И.п., ед. ч., ж. р.

5. Творческая работа

- Выбери столбик, в котором последовательно расположенные окончания соответствуют окончаниям имён прилагательных.

На доске: син… пальто - им.п., ср.р.; любим.. подругу - в.п., ж. р.; сред.. полоса – им. п., ж. р.; у хорош… друга – р. п., м. р.

Читаем задание. Вы называете нужные цифры: 3, 3, 1, 2.

6. Физминутка

7. Работа с перфокартами. Самостоятельная работа

- Вставить падежные окончания имён прилагательных. Можно пользоваться сигнальными картами, опорой.

- Взаимопроверка. Меняются карточками. Оценку получают в журнал за самостоятельную работу.

8. Игра “Какой ряд лучше?”

1 ряд - называю словосочетания из двух имён существительных. Надо назвать словосочетание, чтобы второе существительное стало именем прилагательным: голоса птиц – (чьи?) - птичьи; лапа лисы – (чья?); берлога медведя (чья?) – медвежья; ухо оленя - (чье?) - оленье.

- Что пишем в середине слова? (Ь).

- Как называются эти имена прилагательные? (Притяжательные).

- Почему? (Отвечают на вопросы чей?, чья? и подчеркивают принадлежность к кому-нибудь или чему-нибудь.

2 ряд. Подобрать антонимы к словам: старый (молодой); белый (черный); сухой (мокрый); светлый (темный).

9. Решение кроссворда

По горизонтали:

1. Назвать часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чьё, чьи? и обозначает признаки предмета (имя прилагательное).

- Почему так называется? (Согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже).

- Какие признаки имени прилагательного знаете? (Цвет, форма, вкус, размер, качество).

По вертикали:

1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные ж.р. в дательном, родительном, творительном, предложном падежах (какой?).

3. Каким членом предложения чаще всего являются имена прилагательные в предложении? (Определением).

4. Назовите окончание имён прилагательных ж. р. в начальной форме? (-ая)

5. Назовите окончания имён прилагательных м. р. и ср. р. в р. п.? (-ого, -его).

6. Назовите окончания имён прилагательных м.р. и ср. р. в д.п. (-ому, -ему).

7. Назовите окончания имён прилагательных м. р. и ср. р. в т. п. (-им, ым).

8. Назовите окончание притяжательных ж.р. в им. п. (-ья); ср.р., в им. п. (-ье).

10. Работа по учебнику: стр. 79, упр. 206.

- Читаем задание.

- Прочитайте про себя текст.

- Какова тема текста? (Ягода костяника).

- Какова основная мысль? (Состоит из косточки, это ценное растение).

- Вид текста - небольшое описание в виде рассказа.

- Как надо рассуждать при проверке безударных окончаний имён прилагательных? (По окончаниям вопросов).

- Разбор 1 предложения.

Дополнительно.

- Составь предложения, ориентируясь на цифры.

Чл. пр-я Сущ. Глаг. И.п. м.р. И.п. ж.р. И.п. ср.р.
Подл. 1 2 3 4 5
Сказ. 6 7 8 9 10
Втор./чл. 11 12 13 14 15

7, 15, 1 - Светит осеннее солнце.

7, 13, 1 - Выпал первый снег.

7, 14, 1 - Облетела сухая листва.

15, 1, 7, 11 - Осенний морозец коснулся щеки.

11. Итог урока

- Чем занимались на уроке?

- Какой вид работы понравился?

- Достигли цели?

12. Выставление оценок за урок

13. Награждение детей за отгадывание кроссворда и выполнение дополнительного задания