Урок с использованием ИКТ и элементами экологического воспитания на тему "Металлы в природе. Общие способы их получения"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с природными соединениями металлов.
  • сформировать понятия о самородных металлах, минералах, рудах. Рассмотреть разновидности металлургии: пиро- , гидро-, электрометаллургия

Развивающие:

  • развивать навыки самостоятельной работы учащихся с учебной и дополнительной литературой, познавательный интерес, логическое мышление.
  • развивать умение сравнивать и обобщать, делать выводы, выявлять существенное.
  • формировать умения исследовательской работы через химический эксперимент, умения прогнозировать результат

Воспитательные:

  • прививать познавательный интерес к предмету, развивать экологическую и эстетическую культуру, используя интерактивные методы.
  • воспитывать чувство коллективизма и товарищества, гордости за ученых своей страны.
  • показать значимость профессии металлурга

Оборудование и реактивы:

  • Учебник " Химия 9 класс", О. С. Габриелян М. Дрофа
  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
  • Компьютер. Мультимедийный проектор
  • Электронная презентация урока "Металлы в природе. Общие способы их получения"
  • Электрохимический ряд напряжений металлов
  • Коллекция руд железа, фарфоровая ступка, компас
  • Лист оценки знаний учащихся. Приложение 1
  • Инструкция по выполнению работы " Исследование свойств руд железа" Приложение 3
  • Схема "Общие свойства металлов" Приложение 2
  • Тест по теме "Металлы в природе. Общие способы их получения" Приложение 4
  • Видеоприложение

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I Организационный этап Приветствует учащихся, определяет готовность к работе на уроке

Объясняет как работать с листом оценки знаний

Приветствуют учителя

Слушают как работать с листом оценки знаний

II Проверка домашнего задания Домашнее задание №5 и №7 на стр.42, (учебник 9 кл. О. С. Габриелян) Проверяют правильность выполнения домашнего задания, ставят баллы в лист оценки знаний

 

III Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний - Какое значение имеют металлы в жизни человека?

-Можно ли представить себе жизнь без металлов?

-Отсутствие какого металла описал академик А. Е. Фердсман?

"На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись 3 грамм этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события"

-Должен ли знать современный человек в виде чего встречаются металлы в природе и как их можно получить?

Отвечают на вопросы учителя

 

 

Слушают учителя, отвечают на вопрос

 

 

Отвечают на вопрос. Вместе с учителем формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетради.

IV Изучение нового материала:

1.Содержание металлов в земной коре

- Знаете ли вы, каких металлов больше всего в земной коре?

- Какой металл является самым распространенным в природе?

- Какой металл занимает второе место по распространенности в земной коре?

Смотрят слайд 3, делают выводы о содержании металлов в земной коре.
  2. Нахождение металлов в природе - В виде чего находятся металлы в природе?

- Почему золото и платина встречаются в виде самородков?

- Почему медь, ртуть, серебро встречаются в самородном виде и в виде соединений?

- Почему литий, натрий, калий и другие металлы встречаются только в виде соединений?

Работают со схемой "Общие свойства металлов". Приложение 2.

Отвечают на вопросы

Слайд 4

Делают вывод почему одни металлы встречаются в виде соединений, а другие в самородном виде

 

  3.Самородные металлы Вызывает учащегося сделать сообщение о самородных металлах (материал найден учащимися) Сообщение учащегося сопровождается показом слайдов 5-9
  4.Минералы и руды Дает задание учащимся найти эти понятия в учебнике и записать их в тетрадь

- Какие руды бывают по составу?

- Какие руды наиболее пригодны для получения металлов?

- Да, наиболее пригодны для получения металлов оксидные руды.

Среди них важнейшими являются руды железа. Назовите их.

Работают с текстом учебника на стр. 43, записывают определения в тетрадь

Слайды 10- 11.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся называют руды железа. Слайд 12.

  5. Исследование свойств руд железа Учитель объясняет ход выполнения работы по исследованию свойств руд железа

Дает задание проверить правильность заполнения таблицы

Выполняют работу в парах, заполняют таблицу (приложение 3), делают выводы

Обмениваются тетрадями, проверяют работу. Слайд 13.

Ставят баллы в лист оценки знаний

  6.Металлургия - Вы, конечно, слышали такое понятие как металлургия. Что оно означает?

- Как вы думаете, какой основной химический процесс лежит в основе получения металлов?

- Развитие науки металлургии невозможно без ученых

 

 

- Но не только ученые вносят вклад в развитие металлургии. Есть еще люди замечательной профессии, которые управляют сложнейшими процессами на современных предприятиях по производству металлов - это металлурги.

При наличии времени на уроке можно привести познавательные сведения со слайда 20.

Ответы учащихся

Слайд 14

Сообщение учащегося об ученых, которые внесли большой вклад в развитие металлургии

Слайды 15- 18

Ученик читает стихотворение "Металлург" Л. Татьяничевой

Слайд 19

 

Слайд 20

 

  7.Основные способы получения металлов Учитель дает задания по группам (рядам)

- Способы получения металлов вы будете изучать самостоятельно:

  • 1 группа - пирометаллургия (стр. 44-45, учебник)
  • 2 группа - гидрометаллургия (стр. 45, учебник и дополнительный материал, который лежит на парте)

3 группа- электрометаллургия (стр.46, учебник и дополнительный материал, который лежит на парте)

- Вы должны найти:

1) Определение способа получения металлов.

2) Стадии производства и уравнения реакций получения металлов этим способом.

3) Какие металлы получают этим способом?

Вызывает представителей от каждой группы, которые отвечают на вопросы, если они затрудняются, им помогают другие представители группы

Изучают самостоятельно, используя материал учебника на стр. 44- 46 и дополнительную литературу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания, которые даны на слайдах 21-23

  8.Металлургия и экология - Особенностью металлургического производства является негативное воздействие на окружающую среду

- В чем выражается это негативное воздействие?

- Дым на предприятиях - это свидетельство низкой культуры производства. Почему?

- Растолкуйте высказывание: "экология не закрывает заводы, металлургам тоже нужны бабочки".

Учитель предлагает найти пути решения экологических проблем в металлургии

- Что такое микробиологический метод получения металлов?

- Какой метод получения меди более безопасен с помощью серной кислоты или бактериальный? Почему?

Предлагает выставить баллы за ответы на уроке

Отвечают на вопросы

Слайды 24-26

 

 

Учащиеся называют пути решения этих проблем, в том числе разработку новых технологий

Слайд 27

Слайд 28

Отвечают на вопросы

 

Выставляют баллы в лист оценки знаний

V Первичная проверка усвоения материала и закрепления знаний Для закрепления и проверки знаний предлагается тест, содержащий 5 вопросов, а также другие задания, если есть время. Эти задания можно использовать на следующем уроке для поверки знаний. Приложение 4. Отвечают на вопросы теста. Оценивают себя самостоятельно, выставляют баллы в лист оценки знаний, выполняют другие задания, если есть время

Слайды 29- 30 (тест).

Слайды 31-33.

VI Домашнее задание Изучить параграф 9.

Выполнить задания на стр.47

Если на уроке получена оценка "3" -№ 4, "4" -№5, "5" - №6.

Записывают домашнее задание.

Слайд 34.

  Подведение итогов урока - А сейчас давайте подведем итог вашей работы на уроке. Подсчитайте общее количество баллов

Если вы набрали:

  • 18 и более баллов - оценка "5"
  • 14 - 17 баллов - оценка "4"
  • 11 - 13 баллов - оценка "3"
  • Ели вы набрали менее11 баллов - вам надо подтянуться
Заполняют листы оценки знаний, выставляют себе оценки, сдают листы
  Рефлексия - Что тебе понравилось на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Как ты думаешь, пригодятся ли эти знания в твоей жизни?

Ответы учащихся