Английские народные праздники как средство воспитания нравственности

Разделы: Иностранные языки


Детский праздник – важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения, пройденного за последнее время материала. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачивоспитания и обучения детей. Школьныепраздники – одна изформ воспитательной работы с детьми. В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению.

Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.

Праздники вносят радость в жизнь детей. Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

В организации и проведении праздников принимают участие весь коллектив класса, вожатые и родители школьников. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает, как правило, радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива.

В подготовке и проведении праздников нет мелочей. И от второстепенных, на первый взгляд, факторов – оборудования и оформления – во многом зависит успех или неудача дела.

После праздников надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями. Известно, что впечатления, полученные в детстве, самые глубокие. Они остаются в памяти на всю жизнь, поэтому развлекать ребят надо, но надо и учиться говорить с ними всерьез, понимая каждого ребенка и уважая его.

Культурная атмосфера складывается из великого множества национальных привычек, обрядов, традиций. Ведь не случайно у каждого народа, в каждой стране свои моральные устои, свои культурные ценности… за множеством условностей проглядывает определённый национально-культурный архетип (от "архе" – первоначало), который дремлет в душе каждого человека. Это та первооснова, те фундаментальные черты, которые роднят самых разных людей, живущих в одной стране и говорящих на одном языке.

Учителю так важно в общении с детьми быть ребёнком! Старше, умнее, опытнее, авторитетнее, но – ребёнком. Иначе духовной близости может не быть. Нужно смеяться вместе с детьми, плакать вместе с детьми, удивляться, пугаться, восхищаться, радоваться, огорчаться – вместе с детьми. Простые истины. Интерес во время праздника должен быть неподдельным. У учителя, а значит, и у детей.

Это взрослый знает о чувствах долга, уважения, ответственности. Взрослый разумом понимает, что хорошо и что плохо, что полезно, что вредно, что надо и что не надо. Но чтобы передать это ребёнку, нужно представить себя ребёнком и подумать: "А как мне было бы интересно об этом узнать?"

"Какая информация дошла бы до меня скорее, лучше и прочнее, что я сильнее прочувствовала бы?" Этим во многом определяется успех воспитательной работы во время праздника.
Школьный театрализованный праздник является преимущественно формой досуговой деятельности. Традиции детских театрализованных праздников уходят корнями в глубокую архаическую древность, в обрядовую культуру. Средневековая школа активно использовала эту форму в воспитательных целях, прививая ученикам традиции христианской морали и этики преимущественно через постановку моралите. В петровской России школьными праздниками отмечались военные победы. В елизаветинские времена кадеты готовили театрализованные представления для дворцовых торжеств. В XIX и XX веках в форме театрализованного представления школа праздновала самые разнообразные события: государственные и муниципальные праздники, христианские и языческие, внутришкольные и общемировые. Формы проведения таких праздников бесконечно разнообразны: создание театрально-литературных композиций, костюмированные балы, конкурсы инсценированной песни, внутришкольные театральные конкурсы и фестивали, карнавальные и фольклорные игры и т.д.

Задачи детского театрализованного праздника разнообразны. В силу того, что школьный праздник адресован одновременно разной аудитории: детям, учителям, родителям, начальству различных уровней управления. Для всех этих категорий он выполняет развлекательную функцию. Более того, детей – участников и зрителей – праздник всегда воспитывает: приобщает к ценностям национальной или мировой культуры, к моральным и этическим нормам общества и школы, в которых они живут и учатся. В то же время, известно, что для учителей и учеников театрализованный праздник способен выполнять карнавальные функции: объединять, преодолевать творческим выплеском жесткую регламентированность будничной школьной жизни. Для родителей и начальства театрализованный праздник традиционно выполняет роль своеобразного отчета.

В российской недавней исторической ретроспективе и зачастую в современной практике последняя функция поглощает все остальные. При этом, разумеется, подавляются творческие способности учащихся, образуется разрыв между детским и взрослым миром, накапливаются негативные переживания и воспитываются негативные личностные качества. Более того, с точки зрения интересующей нас проблемы приобщения школьников к искусству профессионального театра, такие праздники отрицательно влияют на эстетическое воспитание учащихся, нарушают контакт с миром искусства и с миром театра в первую очередь.

Когда импровизационное начало, органически присущее празднично-карнавальной культуре, заменяется жестко регламентированной постановкой, школьники подсознательно, автоматически привыкают относиться к сценическому действу как ко лжи, «показухе».

Более того, чтобы обеспечить участие школьников в подобных мероприятиях, их организаторы, как правило, сулят школьникам какие-либо блага (высокие отметки, освобождение от учебы и т.д.) То есть, изначально отношение к искусству определяется потребительским торгом, а не глубиной личного художественного впечатления и стремлением к творческому самовыражению. На действии этого же, потребительского, механизма нередко основаны и посещения классами профессионального театра. Учитель ведет своих учеников на постановку классической пьесы, мотивируя этот «культпоход» образовательной пользой: «Хотя бы сюжет будут знать». Такое потребительское отношение к искусству в целом характерно для массовой культуры и воспитывает, таким образом, из школьников ее потенциальных пассивных потребителей.

Соответственно школьный праздник может играть очень существенную положительную роль в личностном развитии школьника. Но это может происходить в том случае, когда творческие задачи превалируют над административными (ради отчета и «галочки»).

Подготовка и проведение английских народных праздников

На уроках английского языка в силу ограниченного времени на изучение предмета школьники получают лишь основные знания о культуре Великобритании и ее традициях. В целом проведение английских народных праздников, направленное на углубление знаний материала и овладение рядом умений, способствует развитию кругозора школьников и повышает их культурный уровень, расширяет возможности найти себе дело по душе.

Композиционно продуманный праздник включает в себя целостную систему последовательно совершающихся действий-игр, с ярко выраженной экспозицией, завязкой, развитием, кульминацией и развязкой. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа приобретает стройность, законченность. Важно обеспечить такое расположение игровых действий, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

Организатор должен быть настойчивым, но не назойливым. Бывают и такие ситуации, когда у людей не возникает желания участвовать в предлагаемых играх. Они заняты какими-то иными делами, другие просто не расположены к веселым занятиям. Для активного участия в празднике, необходимы соответствующее настроение и внутренняя свобода. Любые попытки навязать эмоционально не подготовленной для этого аудитории какую-то деятельность не только бессмысленны, но и способны вызвать стойкое негативное отношение к предлагаемому занятию.

Содержание и ход праздника, несмотря на предварительную разработку сценария, во многом определяются творческой фантазией самих участников. В процессе праздника часто возникают непредвиденные отклонения, сюжет принимает новый оборот, запланированное содержание обогащается, расширяется, обрастает импровизационно возникающими линиями и эпизодами. Вот почему проводимые по одному и тому же сценарию праздники никогда не повторяются. Нормально развивающийся праздник представляет собой творческую деятельность, живую, веселую импровизацию.

Английские народные праздники и подготовка к ним развивают художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду, воспитывают в духе интернационализма и патриотизма.

Английский народный праздник должен содействовать осуществлению трех основных целей: практической, образовательной и воспитательной.

Для реализации практической цели необходимо в процессе проведения праздника активизировать знания, умения и навыки учащихся. Для этого предложенный материал должен быть доступен для понимания и исполнителей и слушателей.

С образовательной целью полезно при проведении праздников развивать кругозор учащихся.

Что касается реализации воспитательной цели при подготовке и проведении английских народных праздников, то она заключается в создании возможностей для проявления их индивидуальных художественных способностей. Названные цели определяют задачи внеклассной работы.

Работа по проведению праздников должна базироваться в основном на программном материале, быть доступной, давать дополнительную информацию, быть предельно массовой.
Целесообразно проводить праздники для классов одной параллели. Подготовка к английскому народному празднику— большая и кропотливая работа. Обычно к празднику начинают готовиться за 2—3 месяца до его проведения. Учителю приходится не только готовить инсценировки и песни, но и работать индивидуально с чтецами, солистами-певцами, а также помогать оформителям вечера и декораторам, и тем, кто пишет пригласительные билеты для администрации школы, учителей и родителей.

Выбрав пьесу в соответствии с темой вечера, учителя сначала подбирают артистов. При этом учитывается их знания и артистические данные.

Обычно подготовка инсценировок начинается с читки пьесы, когда учитель раскрывает ее идею и характеры действующих лиц. При этом нужно добиваться абсолютного понимания текста всеми учениками, участвующими в пьесе. Затем следует распределение ролей, и каждый из действующих лиц получает после читки текст своей роли. Здесь же можно дать новые слова и выражения с переводом и, там где это необходимо, с транскрипцией. Многолетний опыт показал, что после ознакомления с пьесой рационально проводить индивидуальную работу с каждым учеником. Когда все ученики могут хорошо прочитать свою роль, на смену индивидуальной работе приходит групповая.

Декорации и костюмы учащиеся мастерят сами под руководством учителей-организаторов вечера, с помощью кружка «Умелые руки», преподавателей по труду и родителей. Если декорация сложная, то можно заменить ее рассказом ведущего о том, где происходит действие.

Почти на каждом празднике учащиеся не только ставят пьесы, но и декламируют стихотворения и поют песни. Стихотворения и песни заучиваются во время внеклассных занятий. Большое внимание следует уделять работе над произношением каждого звука, слова, а также работе над интонацией и правильным ритмом. Стихотворения надо читать выразительно, ярко и. без излишней жестикуляции.

При работе над песнями нужно добиваться, чтобы пение было осмысленным, слаженным и напевным, а мелодия песни и музыкальное сопровождение — верными. Для того чтобы музыкальные номера соответствовали всем этим требованиям, учителям надо обратиться за помощью к учителю пения.

В пьесах, стихотворениях и песнях встречаются изредка предложения с грамматическими явлениями, которые не известны учащимся данного класса. Считаем рациональным в данных случаях не объяснять новую грамматику, а дать перевод.

Значимость праздников, особенно детских, невозможно переоценить, ибо они, во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества – обрядов, ритуалов, традиций и т.п. Во-вторых, праздники – сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни, некие социальные рубежи, вехи, перспективы, на которые ориентируются, которые ждут.
Поведение праздников при изучении английского языка способствует формированию коммуникативных умений и знакомству с важнейшими элементами культурных традиций англоязычных стран.

Эффективность проведения праздника зависит от качества проведения ее на местах с использованием конкретного местного материала. Участие в таких акциях школьников имеет двоякую цель: обрести знания и выразить свое отношение к происходящему.

Основные показатели проведения английских народных праздников: повышение качества знаний школьников; интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.; рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; повышение общего уровня культуры школьников.

Естественно, все эти показатели тесно связаны друг с другом. Например, повышение качества знаний и школьников отразится на общем уровне культуры. Поэтому судить о результатах проведения английских народных праздников необходимо с учетом всех этих показателей, а не опираясь лишь на какой-то один критерий проведения английских народных праздников характеризуют качественный уровень подготовки школьников. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении, в ходе анкетирования, при изучении самостоятельных (творческих) работ школьников.

Показателем эффективности проведения английских народных праздников на уровне отдельно взятого школьника являются положительные изменения в поведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся. Это активность в классе, стремление больше узнать об английских традициях.

Список использованной литературы:

  1. Борисова Е.М. Технические средства обучения. – М., 1999. – 248 с.
  2. Выборова Г.Е.,Махмурян К.С., Мельчина О.П. Лёгкий английский. – М., 2000. – 216 с.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
  4. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. СПб, 1998. – 242 с.
  5. Маслыко Е.А. Бабинская Г.К. Настольная книга преподавателей иностранного языка. – М.: Академия, 2000. – 286 с.
  6. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Принципы обучения иностранным языкам. – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 140 с.
  7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2000. – 356 с.
  8. Уроки английского языка. /Под ред. Е.Б. Спасской. – М., 2002. – 244 с.
  9. Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника. – Казань, 1998. – 223 с.
  10. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. – 228 с.