Роль народной педагогики в преподавании татарского языка

Разделы: Иностранные языки


Народ – очень мудрый воспитатель. Средства, методы воспитания появились уже давно и развивались, усовершенствовались вместе с обществом.

Народная педагогика как основа коллективного творчества включает в себя его мысли, надежды, цели. Известно, что у каждого народа есть своя педагогика, но между ними есть и сходства. Все народы общаются друг с другом. Обычаи, традиции, методы воспитания одного народа используются в жизни другого и становятся средством воспитания. Значит, методы, средства преподавания,  воспитания разных народов влияют друг на друга. Но каждому народу свойственна педагогика со своим содержанием и духовным отличием.

С древних времен у всех народов была своя специфическая воспитательная система, педагогика, сущностью которой является подготовить учащихся к будущей активной  жизни. Эта народная педагогика является выводом творческой мысли всех поколений народов, и она ставит перед собой самые гуманистические, демократические воспитательные традиции.

Я в своей работе использую традиции татарской  народной педагогики, которые являются средством формирования у учащихся национального самосознания.

К народным традициям входят такие гуманные отношения, как уважение к старшим, любовь к детям, гостеприимность, вежливость, душевность, скромность, отзывчивость, способность войти в положение других, сочувствие, умение разделить чужое горе, сообразительность, добролюбие, благодарность, быть хорошим другом; отрицает лень, зло, эгоизм.

Все эти выше  перечисленные  народные традиции, отношения отображаются в обычаях, в сказках, в пословицах, в поговорках, в песнях и являются программой и содержанием нравственного воспитания. Под их воздействием формируется моральное сознание, развиваются гуманные чувства и такие навыки , как уважение к старшим, любовь к другим народам. В определении характера своего народа татары на первый план ставят такие требования, как трудолюбие, трудоспособность; это отображается в обычаях, в традициях.

Со временем жизнь народа меняется и появляются новые традиции. Все новое возникает и развивается на основе старого. Народные традиции и обычаи решали тысячелетние, также и на сегодняшней день актуальные задачи.

Все учебники с 5 по 9 классов начинаются с поэтических рассказов татарского народа и включают в себя разные жанры фольклора: народные песни, сказки, пословицы, и поговорки, загадки, легенды, жанры, свойственные татарскому народу – баиты.

Например, в 5-м классе из устного народного творчества изучаются сказки. Сказочные герои содержат в себе все нравственные нормы, нужные в процессе воспитания нового поколения. Трудолюбивые и умные сказочные персонажи являются своеобразным ориентиром, направленным на воспитание и на самовоспитание. Главный герой сказки «Зирәккарт» (Мудрый старик) старик годами накопленный опыт, знания передает молодому поколению как нравственные нормы.

В 5-м классе в повести Мустая Карима «Озын-озак балачак» (Длинное детство) описываются такие народные традиции, как приветствие, приглашение в гости, рождение человека, дать младенцу имя,  отпраздновать  праздник в честь новорожденного.
К примеру, возьмем приглашение в гости. Человек, который зовет в гости, проходит вперед, садится. Не спеша читают молитву. Расспрашивают о благополучии дома, имущества. Хоть и очень близкие соседи, все равно расспрашивают. Это так положено. Гость должен своими глазами увидеть и услышать, что здоровье и настроение хорошее.

Так как, если у человека есть больной родственник, он мысленно будет с ним.

Когда рождается младенец, проводят такие обычаи, как праздник и баня в честь новорожденного. Со временем такие обычаи забываются. Все родственники, друзья, соседи младенцу приносят подарки. Праздник длится неделю. Самый почетный гость этого праздника – бабушка-повитуха (повивальная бабка), которая гостит у них неделю. Каждый день топили баню, и повивальная бабка купала новорожденного. Все эти  народные традиции мы изучаем во время урока.

В 8-9 классах изучают легенды и баиты. Баит о Пугачеве, баит «Суюмбика», баит «Сак-Сок» и др. Во время чтения баитов, ученики знакомятся с историей Казанского ханства, узнают исторические сведения о Суюмбике-правительнице, о сражении татарского народа против царя. Так у учеников пробуждаются интерес к истории своего народа.

Например, возьмем баит «Сак-Сок». Здесь поднимается проблема родителей и детей в семье. С одной стороны мать, которая проклинала своих детей, а с другой – непослушные дети. В конце истории дети превращаются в птиц и улетают, не могут  встретиться с родителями. Из этого можем сделать такой вывод: дети всегда должны слушаться, уважать старших, а родители в свою очередь должны хорошо воспитать и быть в хороших отношениях с детьми.

И на уроках татарского языка часто обращаемся к устному народному творчеству,  которое является хранительницей духовной культуры народа.

Пословица, по словам В.Даля, – это «цвет народного ума».  В пословицах даются житейские советы, добрые пожелания, как жить, работать; осуждение за недостойные поступки. Укоры, упреки, советы родителям о воспитании детей; честности, порядочности и т.д.

В качестве примера можно привести изучение темы «Антонимы». В пословицах «Тырышлык  бәхет китерер, ялкаулык ачтан үтерер»(Труд кормит, лень портит). «Әйтмәсен кеше, әйтсен эше»(Человека красит его труд). «Зур эштә җаның чыкса да, даның калыр”. (Трудолюбивый умрет, но дело его – память о нем). «Бүгенге эшне иртәгә калдырма». (Не оставляй на завтра то что можно сделать сегодня) и т.д. говорится о труде, трудолюбии. Трудолюбие было и есть черта, определяющая облик татарского народа.
Когда изучаем раздел “Фонетики» часто приходится употреблять загадки. «Миндә бар , синдә юк. Ул нәрсә? М хәрефе». (У меня есть, у тебя нет. Что это? Буква М). “Казанның уртасында нәрсә бар? З хәрефе”. (Что есть в середине Казани? Буква З).

Такие загадки помогают  быстро запомнить буквы, звуки и улучшить внимательность детей.

В народной педагогике накоплен вековой опыт воспитания и преподавания. Также надо сказать, что народная педагогика – это совокупность средств и методов воспитания, советы, мысли, учения, испытанные в жизни и в практике.