Конспект подгруппового логопедического занятия для 3-го класса на тему "Корень слова"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Коррекционные:
    • упражнять учащихся в слоговом и звукобуквенном анализе;
    • совершенствовать технику постановки ударения в словах, различать ударные и безударные слоги.
  • Образовательные:
    • уметь находить и выделять корневую морфему в слове;
    • совершенствовать умение выбирать проверочные слова из гнезда родственных слов, опираясь на слоговое деление  и ударение в словах;
    • уметь подбирать однокоренные родственные слова, объясняя лексическое значение  слова;
    • упражнять в правописании безударных гласных в корне слова;
    • развивать орфографическую зоркость;
    • уточнять активный словарь по теме «Лес».
  • Оздоровительные:
    • упражнять мимическую мускулатуру;
    • формировать правильное речевое дыхание.
    • Воспитательные:
    • воспитывать умение слушать друг друга;
    • развивать способность к самоанализу и самооценке.

Оборудование: зеркала; картина «Лес»; карточки с деформированным словами; карточки с заданиями для работы в группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Отгадайте загадку:

Весной одевается, а зимой раздевается. (Лес)

На доску вывешивается картина «Лес»

II.Фонетический разбор слова

Лес – 1 слог
Л – [л‘] – согласный, звонкий, мягкий, непарный
Е – [э] – гласный, ударный
С – [с] – согласный, глухой, твердый, парный

3б., 3 зв.

III.Основная часть

– Что такое лес? Как вы понимаете значение этого слова?

Лес – это множество деревьев с сомкнутыми кронами, которые растут на большой территории

Упражнение «Деформированное слово»

Подберите к слову лес однокоренные, родственные, составив их из разных частей слова. Объясните значение слова. Дети составляют слова и записывают их на доске.

Лес-н-ик – лесной сторож
Лес-ок – небольшой лес
Лес-ов-ик – сказочное существо, живущее в лесу.
Лес-нич-ий – человек, ухаживающий за лесом
Лес-н-ой – обитающий в лесу
Лес-ист-ый – покрытый лесом
Под-лес-ок – молодой, низкий лес
Пере-лес-к-и – редкий лес
Лес-о-вод-ств-о – наука о лесе, о том, как его растить, ухаживать за ним
Лес-о-руб – человек, который рубит сухой лес.

– Назовите слова с безударной гласной в корне.
– Назовите слова, которые являются проверочными.
– Назовите слова, которые образованы при помощи приставок, суффиксов.
– В чем особенность слова лесовод и лесоруб?
– Назовите слова-признаки, слова-предметы, есть ли среди них слова-действия?

Физминутка

IV. Упражнение в подборе однокоренных родственных слов

– Можно ли сказать, что слово  полянка родственник слова поле? Почему?

– Найдите однокоренные, родственные слова, назовите корень.

Травинка – дочка …
Перелесок – дитя  …
Подберезовик – сын …
Подснежник – дитя …
Подосиновик – сын …

– Исключи лишнее слово. Объясни свой выбор.

Гнездо, глина, гнездышко, гнездовье
Зверь, зверьки, зорька, зверье

V. Работа в командах

Задание выполняется двумя командами. В словах, написанных на доске

– поставить ударение, отметить опасную гласную;
– выделить корень;
– записать проверочное слово.

1) В каких словах корень выделен неправильно? Исправь ошибки.

1 группа                                                   2 группа

пригор-ок                                                тен-истый
соснов-ый                                                листоч-ки
шип-овник                                               солн-ышко

2) Определи значение корня и подчеркни проверочное слово.

1 группа                                                  2 группа

уд  (и/е) влять – диво, дева                    заскр (и/е) пел – скрип, скрепка
к  (о/а) рмушка – карман, корм             гр (о/а) за – гроздь, грозы

Мимическая гимнастика «Медведь»

В начале каждой фразы нужно сделать вдох и произнести ее на выдохе.
Первую строчку стихотворения произносим с радостью, вторую с огорчением.

Мед в лесу медведь нашел!
Мало меда, много пчел.

VI. Работа с предложением в группах

Прочитай. Выпиши однокоренные родственные слова. Поставь ударение. Разбери по составу. Подчеркни проверочное слово.

1 группа                                                                           2 группа

Грибная пора наступила в лесу.                                    Поплясали по снегам
Грибы я из леса в корзинке несу.                                  Снежные метели.
Вот гриб – боровик и другие грибочки.                       Снегири снеговикам
Мы жарим, и варим,  и солим их в бочке.                    Песню просвистели.

Подведение итогов.

VII. Итог занятия

Отметить, все ли у вас получилось на занятии при помощи лестницы из трех ступенек.
Самая верхняя ступенька – у меня ошибок не было, средняя – ошибки были, но я их исправил, нижняя – ошибок было много, но на следующем занятии я буду стараться работать лучше.