Развлечение "Кубанские святочные посиделки"

Разделы: Логопедия


Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В последнее время отмечен значительный рост количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. Как показывают исследования, большая часть таких детей – это дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для детей данной категории характерно: недостаточная сформированность грамматического строя, ограниченный активный словарь, нарушения звукопроизношения и словообразования.

В настоящее время ведутся поиски новых подходов, технологий, методов и приемов работы для коррекции лексической стороны речи у детей с ОНР. Одним из таких путей является применение лексического материала с учетом региональных особенностей, в том числе фольклора народов Кубани.

Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребенка о народном музыкально-поэтическом язы­ке, его образно-смысловом строе.  Благодаря естественности зву­ковой организации народных попевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамед­лительно скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно поэтических текстов развивают голос, по­вышают речевую и определяют певческую культуру детей. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только раз­вивают необходимую координацию движений, но и позволяют точнее передать и, следовательно, освоить национальную на­родную характерность самовыражения. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творче­ства, развивает художественно-образное, ассоциативное мышле­ние, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые раз­нообразные творческие проявления. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры, дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения детей. Отношение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа поможет в дальнейшем обогатить и расширить словарный запас детей.

На Кубани существует богатая устная народная тради­ция. 
Это мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки, воен­ные, исторические, бытовые песни. Многие из них возникли из обрядовой поэзии – особой формы устного народного творчества. В станицах края сохранилось немало интересных об­рядов. Часто эти обряды связаны со временами года, крестьян­ским трудом, с культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отрази­лись уклад жизни нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к земле-кормилице, почитании отцов и дедов. А.Н.Толстой назвал обрядовую поэзию праздничными одеждами души народа.

Богат Краснодарский край устным народным поэтическим творчеством. Неотъемлемой частью этого богатства являются пословицы и по­говорки. Любят их на Кубани. В них отрази­лись быт, труд, обычаи, взгляд на семью, на правду и ложь, на достоинства и пороки.

Действующие лица: хозяйка (казачка) – ведущая; дети – участники посиделок.

Атрибуты: предметы быта: посуда (кринка, макитра, миски, самовар, чаплийка, сковорода, деревянные ложки, чугунки), печь, ухват, этажерка, прялка, икона, рушники, самотканые половики, пяльцы, спицы, атрибуты для игр (клубочки, кубанка, сабли).

Предварительная работа: знакомство с традициями и бытом кубанского народа, его фольклором, изготовление атрибутов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Зал оформлен под казачью хату в кубанском стиле.
Звучит музыка «Ой снег, снежок». Под музыку входит ведущая, пританцовывая, снимает платок, топает сапогами, растирает щеки.

Ведущая: Ох, как морозно! Свежо! Снег выпал. Зима пришла на нашу родную Кубань.
– Ой, сколько народу собралось?
– Здравствуйте, люди добрые!
– Здравствуйте, дети дорогие!
– Вам ли сегодня по домам сидеть, да в оконца глядеть?
– Пришли на Кубань вместе с январскими морозами и праздники: Новый год, Рождество и святые вечера. А по старинному кубанскому обычаю любили казаки и казачки собираться вместе в светелке, чтобы и поработать – повышивать, смастерить игрушки, да и поиграть, повеселиться!
– Давайте-ка мы сегодня устроим большой праздник – святочные посиделки!

Ведущая:

На завалинках в светелках
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
В игры разные играли!
Как те игры хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души!

(Говоря это, обходит светелку и усаживается на скамью, поправляя скатерть – все на фоне музыки «За окошком свету мало»)
Слышится стук в дверь, заходят девочки – казачки.

Ведущая: Кто-то в гости пожаловал. Пойду двери открывать.

1-я девочка: Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье?

2-я девочка: Можно вам пощедровать?

Ведущая: Пожалуйте, гости дорогие!

3-я девочка:

Щедровочка щедровала
До оконца припадала.

4-я девочка:

Что ты, тетка, напекла?
Неси нам до окна.

5-я девочка:

Щедровочка щедровала
До оконца припадала.

6-я девочка:

А я девочка маленькая
На мне платье рябенькое
Черевички козловые
Будьте с праздником здоровые!

Ведущая: Проходите в хату, гости дорогие! Полюбуйтесь на мое рукоделие.

1-я девочка: Какие красивые рушники! Вышитая скатёрочка!

2-я девочка: Нарядные занавесочки! Вязанный половичок!

Ведущая: У нас для каждого найдется и словечко и местечко. Сядем рядком да поговорим ладком.

(Девочки усаживаются).

– По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.

(Исполняют песню: «Звездочки ясные»)

Мальчик: Ребята, а давайте снежки бросим в окошко.

Все: Давайте!

В светелку через окно залетают снежки, слышатся голоса, раздается стук в дверь, входят мальчики в масках.

Ведущая: Ой, девчата, опять кто-то пожаловал. Заходите, открыто.

1-й мальчик: Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! Можно вам поколядовать?

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам!

2-й мальчик:

Коляд, коляд, колядки
Мы – бабушкины внучатки.
Мы – мамины, папины детки,
Подайте нам конфнтки.

3-й мальчик:

Коляда, коляда
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег горстину.

4-й мальчик:

Тётенька, добренька!
Не подашь лепешки –
Разобьем окошки!

Убирают маски. Музыка «Распрягайте, хлопцы коней».

Все: А это мы!

Ведущая: Ах, это вы, казачки! Ну проходите к нам – покажите удаль молодецкую.

Игра «Сбей кубанку»

Ведущая: Вот кубанка, кто первый подпрыгнет и собьет, тот самый удалой.

Взрослый поднимает высоко руку с саблей, на которую надета кубанка.

Ведущая: Ой, какие вы молодцы, казачата-удальцы!

Мальчики: Ой, вы девки, белые, в декабре что делали?

Девочки: А мы время не теряли, рушники вам вышивали.

Девочки: А вы хлопцы-казачата, ну а что вы делали?

Мальчики:

Молоточками стучали
И подковы мы ковали.

Мальчики:

Ой, вы девки, белые,
Что еще вы делали?

Девочки:

Мы холсты под песни ткали,
Хороводы танцевали.

Ведущая: Что-то наши девочки засиделись. Не пора ли им поиграть?

Девочка:

Мы девчата-дошколята – весело живем!
И трудиться очень любим, вяжем и поем!

Игра «Кто быстрей намотает клубочек»

Ведущая:

Как музыка начнет играть
Надо ниточку в клубочек намотать,
А как музыка закончит играть
Значит, хватит всем ниточку мотать.

Звучит мелодия.

Ведущая: Ой, какие казачки наши – мастерицы-красавицы. Девчатки, а вы знаете, что любят покушать наши казаки?

Девочки: Борщ, пампушки с чесноком, пирожки с кабаком, с капустой, творогом, картошкой, кашу с тыквой, узвар, вареники.

Ведущая: Так что, может, вареничков налепим, да угостим казачат?

Девочки: Налепим.

Ведущая: А с чем на Кубани делают вареники?

Мальчик:

Да со всякой всячиной.
Вот посмотрите сами.

Девочка:

Веселил нас много раз
Наш кубанский перепляс
И сегодня не скучаем
Всех на варенички приглашаем.

Танец «Вареники»

Ведущая: Ой, да молодцы, сколько вареников налепили! Устали, усаживайтесь-ка все к столу. А я уж варенички и сварила. Сейчас подам к столу горяченькие, прямо из печи. А куда же я ухват подевала? Да вот же он!
– Ну-ка девчата, берите миски, да накладывайте вареники, да подавайте на стол. Вареники с творогом, с картошкой, с капустой просто объедение.
– Валя, возьми чаплийку, сними сковородку с печи, полей ребяткам вареники лучком с маслицем.
– Девчата, подайте хлопцам плошки со сметаной.
– А кто хочет отведать молочка утрешнего?
– Сейчас принесу крынку из погребка.
– Кому узвар из груш? Прохладный, в чугуне настоялся, отведайте, гости дорогие, порадуйте хозяйку.
– Вот вам в мешочке кружочек колбаски, да кусок пирога, да рубль за ваши проделки.

Мальчик:

А можно мы, хозяюшка, напоследок частушки споем.
Да весть честной народ к чаю позовем!

ЧАСТУШКИ

Ой, Кубань, моя Кубань
Зелены садочки
Вам частушки пропоют
Сыновья да дочки

Мы с веселой песней дружим
По-кубански говорим
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим!

Ты играй, играй гармошка,
Гармошка кубанская
Я девочка боевая
С края Краснодарского.

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона.
Здесь повсюду нас встречает
Выселковская старина.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
И о Краснодарском крае
Песнь звонкую споем.

Ведущая: Хороши ваши частушки. Ребята, мы с вами живем в таком богатом, прекрасном крае. Так, давайте же, исполним песню о Краснодарском крае.

Исполняют песню: «Ой, да Краснодарский край».

Ведущая: Ну, что, гости дорогие, славится наш кубанский народ не только частушками и песнями, но и угощеньем знатным. Приглашаем всех гостей к столу.

Все участники и гости приглашаются на чаепитие.