Конспект занятия по экологии на тему "Стаи птиц улетают прочь за синее море"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: продолжать развивать диалогическую речь, учить составлять рассказ по картинке; упражнять детей в словообразовании, активизировать и обогащать словарный запас; учить четко произносить звуки «ф», «ш», «с», произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением оседлых и перелетных птиц, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

Обогащение словаря: оседлые, перелетные. Варакушка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель читает детям стихотворение А.Кондратьева:

Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.

Дети стоят в кругу. Педагог предлагает сказать друг другу «Доброе утро!»

– Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, весело). Почему?

Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу. Педагог еще раз читает это стихотворение, а потом спрашивает:

– Скажите ребята, какое сейчас время года? (Осень). В стихотворение есть фраза: Птицы запели! Для осени подходит эта фраза? Почему? (Осенью птицы не поют). Почему? (Они улетаю в теплые края). Зачем? (Скоро наступит холодное время года – зима). Все ли птицы улетают? Птицы, которые улетают, как называют? (Перелетные). А те птицы, которые остаются? (Оседлые)

– Что значит «перелетные»?
– Что значит «оседлые»?

Игра: «Деревья»

К нам пришел волшебник злой.
Он руками замахал,
Всех детей заколдовал.
Дети руки вверх подняли.
И деревьями вдруг стали.

(Дети поднимают руки вверх и каждый представляет, каким деревом он стал)

– Так много деревьев – мы попали в лес. Шумит лес от ветра: фу-фу-фу, (дети повторяют) качаются деревья, шелестят осенними листьями и шуршат ветками. Как деревья шуршат, шелестят? Ш-ш-ш, с-с-с, су-су-су – красиво осенью в лесу. (Произносят тихо, громче, громче.)
– В лесу осеннем не слышно пения птиц? Почему? (Птицы улетели).
На доске или на столе, иллюстрации с изображением птиц городских, лесных. Дети рассматривают их и называют.
– Улетают ласточки, стрижи, скворцы, галки, дикие гуси и утки, чибисы, пеночки, кукушки, соловьи, варакушки и многие другие.
– А кто же остается? (Дети поясняют). Городские птицы – воробьи, вороны, голуби, синицы; лесные птицы – поползень, свиристель, прилетят снегири, клесты.
Перед детьми картинка птицы «Варакушки»
– А сегодня давайте вспомним и поговорим, вот об этой птичке. Кто это? (Варакушка)
Варакушка – близкий родственник соловья. Живет в кустах, по берегам рек всей России. Варакушка птица перелетная, зимует в Южной Азии. Это одна из самых красивых птичек наших краев. У самцов верхняя часть золотисто-бурого цвета, нижняя грязновато-белая, по бокам оперение с золотисто-бурым налетом, на шее черный ошейник. Глаза темно- красные. Над ними беловатые полоски. Клюв черный. Ноги спереди зеленые, сзади желтовато-серые. Самка окрашена подобно самцу. Длина птички – 15 см.

Воспитатель рассказывает о варакушке, дети повторяют рассказ 2-3 раза.

Воспитатель предлагает поиграть: дидактическая игра «Что за птица?»

Дети делятся на ведущих и отгадывающих.
Ведущие выбирают иллюстрации с изображением птиц.
Ведущие по очереди (кто готов), не называя птиц, рассказывают о ней (величина, окраска, среда обитания, чем питается). Отгадывающие должны назвать. Затем дети меняются ролями (можно добавить других птиц). Игра повторяется.

В конце занятия можно предложить нарисовать перелетных птиц. Организовать выставку работ.