Обобщающий урок-практикум по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цели: закрепить и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме “Причастие”; повторить группу орфограмм; активизировать самостоятельную работу учащихся; работать над развитием речи учащихся; развивать интерес учащихся к живой поэтической речи; воспитывать любовь к национальной культуре.

Оборудование: методические пособия, сборник стихотворений местных поэтов, раздаточный материал (тесты, распечатки стихов), мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

– О чем идет речь в этой загадке? (О причастии.)

– Сегодня у нас с вами обобщающий урок по теме “Причастие”, цель которого обобщить все, что мы знаем о причастии, вспомнить орфографические правила написания причастий и проследить за тем, какова же роль причастий в речи. Запишите в тетрадях число и тему урока.

II. Беседа по вопросам.

– Обратите внимание на слова В. Даля, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

– Как понять смысл этого высказывания?

– Что значит “причастная”?

– Что такое причастие?

– Что мы называем причастным оборотом?

– Чем он является в предложении?

– Как он выделяется на письме?

– На какие две группы делятся причастия?

– Назовите суффиксы действительных и страдательных причастий.

III. Тест.

– Мы с вами много работали над правописанием суффиксов причастий. Знание этих правил я прошу вас показать при выполнении теста “Четвертое лишнее”.

  1. а) покрашенный;
  2. б) летящий;
    в) посаженные;
    г) отнятая,

  3. а) написанная;
  4. б) распиленная,
    в) опрокинутый;
    г) движимый.

  5. а) выступающий;
  6. б) собирающиеся;
    в) видящий;
    г) шепчущийся.

  7. а) слышавший;
  8. б) обидевший;
    в) несший,
    г) работающий.

  9. а) принятый,
    б) вырублен;
    в) услышаны;
    г) приколоты.

(Учащиеся работают над тестами.)

IV. Практические упражнении

(Использование мультимедийного проектора.)

– Перед вами слово – сломленный. Какая это часть речи? Выберите правильный ответ и докажите.

СЛОМЛЕННЫЙ

– это отглаголное прилагательное;

– это причастие, образованное от глагола сов. в.

– это причастие, образованное от глагола, несов. в.

– Запишите слово в тетрадь, выделите суффикс. Подберите к этому слову существительное и сделайте морфологический разбор причастия. (Разбор для проверки зачитывается несколькими учащимися.) Аналогичная работа проводится с другими словами.

– Перед вами слова. Объясните, по какому принципу я их разделила на две группы.

(Использование мультипроектора)

Дорога длинна.

Огороды вспаханы.

Улица пустынна.

Поле засеяно.

Дети образованны.

Ошибка исправлена.

– Каким правилом необходимо пользоваться при написании этих слов?

– Запишите эти слова в тетради: 1 вариант – словосочетания с краткими страдательными причастиями; 2 вариант – словосочетания с краткими прилагательными.

Работа с учебником.

– Откройте учебники. Выполним устно упр. 133. Какое здесь необходимо вспомнить правило? (Правописание не с причастиями.)

– Читаем предложения и объясняем правописание не с причастиями и орфограммы на месте пропусков.

V. Актуализация дом. задания. Работа над развитием речи.

– Причастия – удивительные слова. Сейчас мы посмотрим, каково же их место в речи. Дома вы должны были найти примеры употребления причастий в речи.

1 ряд – работали над стихотворениями М.Ю. Лермонтова, т.к. мы сейчас изучаем его творчество на уроках литературы.

2 ряд – изучали стихотворения местных поэтов.

3 ряд – работали над “кладезем” нашей русской культуры, искали причастия в пословицах и поговорках. Посмотрим на вашу работу!

(Идет обсуждение примеров из домашней работы.)

– Обратите внимание на строчки стихотворения Р. Дерикот “Август”:

Август шествует неторопливо

В несравненном моем краю.

– Почему она употребляет именно это причастие для описания своего родного края?

– У Р. Дерикот много стихотворений, в которых она говорит о своей любви к нашим краям, любуется красотой нашей природы. В этих стихотворениях и используются поэтами причастия. Но их немного.

А вот там, где нужна торжественность, возвышенность, мы и встречаем много причастий.

(На экране изображение памятника воинам, погибшим в ВОв.)

– Знаком ли вам этот памятник?

– Именно сюда все жители нашего города приходят поклониться тем воинам, которые спасали наш город в годы Великой Отечественной войны. О нем и идет речь в стихотворении Дерикот.

Перед вами на столах это стихотворение. Послушайте его. Попробуйте сделать вывод об использовании поэтессой в нем причастий. ( Чтение учителем стихотворения.)

На перекрестке двух больших дорог,
Пока еще не распустились листья,
Бывает часто виден обелиск
И ели, что растут у обелиска.
Те ели привезли издалека,
Они на новом месте так болели,
И в холм из россошанского песка
Корнями уходили как умели.
Когда окрасит золотой закат
На рыжем склоне выросшие елки,
В них вижу невернувшихся солдат,
В защитные одетых гимнастерки.
Я знаю, кто упал в победном феврале,
Не видел этих россошанских елок.
Это потом солдат из всех госпиталей
Свезли в вот этот выросший пригорок,
Это потом их, сгинувших в боях,
Свезли сюда и сообщили близким.
Сравняла звания песчаная земля
И общая звезда над обелиском.
И “Реквием” звучит, и прошлое так близко.
Приспущены знамена и легли цветы
К подножью елей тех у обелиска,
Последней, занятой посмертно высоты.

Р. Дерикот

Вывод: в торжественных, возвышенных стихотворениях поэты используют больше причастий. Об этом говорит и М.В.Ломоносов, который тоже сделал многое для развития нашего языка:

.. .Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов.

М.В.Ломоносов.

– Как вы понимаете слово “пристойно”?

(Обсуждение работы над пословицами.)

Вывод: мы встречаем в устной речи причастий очень мало, они редко употребляются.

Послушайте, что говорил А.С. Пушкин, гений нашей литературы, о причастиях:

“Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

– В чем Пушкин видел заслугу причастия?

– Да, причастия украшают нашу речь. Но не нужно забывать и о мере. Послушайте одно очень интересное предложение. Может быть, кто-то сможет сосчитать в нем причастия.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

– Почему текст вызывает улыбку?

VI. Работа по картине

– А теперь давайте сами попытаемся составить предложения с причастиями. А для этого обратимся к картине. Перед нами картина, которую подарил школе наш земляк, Репаловский Александр Сергеевич, дедушка вашей одноклассницы. Какое время года изображено на картине?

Я думаю, что художнику удалось отразить в картине богатство красок осени. Составьте предложения по картине и обязательно употребите в них причастия.

(Учащиеся записывают свои предложения, объясняют знаки препинания, указывают, какое причастие они использовали.)

VII. Итог урока.

– Что такое причастие?

– Что интересного вы узнали сегодня на уроке о причастии?

– В письменной или устной речи они встречаются чаще?

– В каких случаях авторы используют причастия?

VIII. Домашнее задание.

– Написать мини – сочинение о роли причастий в речи.