Логика на практике

Разделы: Информатика


Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).

Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.

Цели: Развить умения применять законы логики при решении практических логических задач.

Задачи урока:

Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Обучающие:

  • углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач;
  • формирование умения применять полученные знания на практике.

Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Материально-техническая база:

План урока

Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

1. Организационный момент 1 мин Приветствие
2. Мотивационное начало урока  1 мин Постановка цели урока.
3. Актуализация знаний 18 мин Использование слайдов
4. Решение логических задач 15 мин Решение по этапам (Презентация 1), оформление протокола (Приложение 1)

Работа в тетради

5. Этап систематизации, обобщения изученного 3 мин  
6. Подведение итогов, домашнее задание 2 мин.  

Ход урока

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала. (Презентация 1)

На доске (Презентация 1, слайд 1)

На партах детей разложены:

2. Мотивационное начало урока. (Презентация 1, слайд 2)

Учитель:

“Всё наше достоинство заключено в мысли.
Не пространство, не время, которых
мы не можем заполнить, возвышает нас,
а именно она, наша мысль.
Будем же учиться хорошо мыслить ”.

На прошлых занятиях мы знакомились с логическими выражениями, Сегодня мы продолжим работу по знакомству с алгеброй логикой, ее практическим применением. И для начала повторим: вспомним ключевые вопросы алгебры логики. (Презентация 1, слайд 3).

Учитель: Теперь немного истории: где, когда и зачем появилась логика. (Выступление учащихся “Основные этапы развития логики” презентация 2)

Учитель: Законы логики применяются во многих науках. Мы сегодня коснемся биологии (т.к. профиль биохим) и литературы. (Выступление учащихся “Женская логика” презентация 3)

Учитель: Есть еще одно высказывание о логике. (Презентация 1, слайд 4, 5). Решать логические задачи очень увлекательно. В них вроде бы нет никакой математики - нет ни чисел, ни функций, ни треугольников, ни векторов, а есть только лжецы и мудрецы, истина и ложь. В то же время дух математики в них чувствуется ярче всего - половина решения любой математической задачи (а иногда и гораздо больше половины) состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами.

Есть люди, для которых решение логической задачи - увлекательная, но несложная задача. Их мозг как луч прожектора сразу освещает все хитроумные построения, и к правильному ответу он приходит необычайно быстро. В литературе есть персонаж, который применяет логику во всех своих расследованиях. Кто этот человек?

Ответ: Шерлок Холмс.

Выступление учащихся о Шерлоке Холмсе. (Презентация 4)

Учитель: Попробуем применить метод Шерлока Холмса. Для начала небольшая разминка. “Зарядка для ума” (Презентация 1, слайд 6 и 7).

(Далее зачитывается текст телеграммы (Презентация 1, слайд 8); показание свидетелей (слайд 9))

Вопрос: “Каким был нарушитель?” (слайд 10,11)

3. Актуализация знаний

Учитель: Теперь нам предстоит, очень ответственная работа – найти преступника. Все свое расследование вы фиксируете в протоколе (Приложение 1)

4. Решение логической задачи

(Правильное решение представлено на слайде 12, 13 (Презентация 1)

Задачи.

№1. В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

  • Смит самый высокий;
  • играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
  • играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
  • когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
  • Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Решение. Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание.

 

скрипка

флейта

альт

Кларнет

гобой

труба

Браун

0

0

1

1

0

0

Смит

0

1

0

0

1

0

Вессон

1

0

0

0

0

1

Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе.

№ 2. Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

  • Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
  • Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Решение: Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение).

Имя

Юра

Тимур

Влад

Профессия

физик

врач

юрист

Увлечение

бег

туризм

регби

Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун.

№ 3. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

Решение. Имеется три утверждения:

  • Вадим изучает китайский;
  • Сергей не изучает китайский;
  • Михаил не изучает арабский.

Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно.

Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно.

Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.

Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил — японский, Вадим — арабский.

5. Этап систематизации, обобщения изученного.

6. Подведение итогов, домашнее задание (Приложение 1, слайд 14)

Литература:

  1. Н.Н Угринович, Информатика и ИКТ: Учебник для 10-11 классов.
  2. Л.Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская; Занимательные задачи по информатике.