Духовно-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения

Разделы: Русский язык


На уроках русского языка и чтения воспитываю в своих учениках духовно – патриотические чувства к родине. В уроки включаю упражнения, которые знакомят младших школьников с государственной символикой России.

Герб, Флаг и Гимн нашего государства отражают ее историю и богатейшие культурные традиции, которые должны знать маленькие граждане, приходящие в начальную школу. Поэтому, подбираю тексты, стихи, пословицы, поговорки по этой важной в воспитании подрастающего поколения теме. Хочу предложить разработанные мной упражнения, которые использую на уроках.

Работу начинаю со знакомства с родным городом. Чтобы дать эмоциональный настрой, на уроках чтения мы читаем стихи, слушаем песни о родном городе. На клубных часах, проходящих в городской библиотеке «Первоцвет», ученики знакомятся с поэтами своего края, которые посвятили свою поэзию родному городу. Обсуждаем с учениками вопросы о том, что для каждого является родиной и как они относятся к своей малой родине. После этого, предлагаю детям нарисовать рисунки родной природы, любимые места своего города, которые особенно им дороги и прошу написать сочинения.

В классе оформляются выставки школьных работ на тему «С чего начинается Родина», в которую входят рисунки, стихи, сочинения учеников класса.

Упражнения, воспитывающие духовно - патриотические чувства младших школьников на уроках русского языка и чтения.

Упражнение 1.

Задание: Прочитай стихотворение. Расскажи, что изображено на гербе России. Напиши стихотворение по схеме, вставь пропущенные слова.

Герб России.

У ______ величавой
На гербе ______ двуглавый,
Чтоб на _____ на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и ________.
Он - ________ дух свободный.

Слова для справок: орел, России, запад, мудрый, гордый.

Упражнение 2.

Задание: Прочитай текст «Георгий Победоносец». Что узнали из легенды? Почему на Российском гербе изображен Георгий Победоносец? Напишите первую часть текста.

Георгий Победоносец.

С именем Георгия Победоносца связана известная легенда. Жители одного Государства каждый год отдавали на съедение дракону собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой войн по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.

Издавна змей считался олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла. Именно к нему московские князья обращались как к покровителю.

Упражнение 3.

Прочитай текст. Что узнал о государственном гимне?

Задание: Спиши текст.

Государственный гимн.

Государственный гимн - торжественная песня, которая исполняется в особенных случаях: во время различных торжественных мероприятий, визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов- победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.

Упражнение 4.

Задание: Прочитай текст, что означает каждый цвет на флаге?

Цвета флага.

Рассмотри цвета государственного флага России.

Он имеет три одинаковые полосы: верхняя полоса - белого цвета, средняя полоса- синего, нижняя полоса - красного.

Белый цвет означает благородство, синий – верность, красный - отвагу.

Упражнение 5.

Задание: Прочитай стихотворение, напиши по памяти. Придумай свое стихотворение, в котором отрази основные цвета Российского флага.

Флаг России.
Белый цвет березка.
Синий неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

Упражнение 6.

Задание: Прочитай стихотворение, запомни слова, которые написаны с заглавной буквы. Напиши по памяти или напиши, вставив пропущенные слова.

Москва.

Москва - это Красная площадь.
Москва - это башни Кремля.
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.

Слова для справок: Красная площадь, башни Кремля, сердце России.

Упражнение 7.

Задание: Прочитай стихотворение, о каком доме идет речь. Расскажи, почему страну, в которой мы живем, называют домом.

Наш дом.

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улице родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну - наш общий дом.

Поисковая деятельность на уроках.

На уроках можно предложить детям поисковую работу. Для этого школьники могут использовать пособие Е.В.Саплиной, А.И. Саплина. «Символы моей страны», организовать работу можно парами или группами, такие задания выполняются по карте.

а.) Найдите на карте и запомните названия крупных рек, которые протекают на территории нашей страны.

б.) Найдите и запомните названия крупных городов.

в.) Найдите на карте города: Москву, Санкт- Петербург, Саратов, Красноярск, Иркутск, Великий - Новгород, Новосибирск - запишите названия.

г.) Запиши, разбив слова на группы города и реки: Лена, Пермь, Москва, Омск, Енисей, Воронеж, Тюмень, Волга, Ангара, Уфа, Обь.

д.) Запиши слова, исключив лишнее слово.

Иркутск, Казань, Енисей, Томск.

Обь, Волга, Псков, Лена.

Упражнение 1.

Задание: Прочитай и напиши стихотворение. Найди на карте озеро Байкал.

Байкал.

Есть в тайге сибирской нашей
Большое море чудо - чаша.
Это озеро ________
В окруженье диких скал.

Упражнение 2.

Задание: прочитай и напиши стихотворение, найди слова с безударными гласными, сделай проверку.

Таежная картинка.

Кедры, пихты, сосняки.
Лось рогатый у реки.
Куропатка бьет крылом,
По реке плывет паром.

Также, можно выполнять упражнения с пословицами и поговоркам. Такие задания, обогащают речь школьников и учат использовать синонимы и антонимы.

Упражнение 3.

Прочитайте синонимы: Родина, Отчизна, Отечество.

Напиши пословицы, вставив нужные синонимы.

Жить - ________ служить.

Не жалей жизни - служи ________.

Упражнение 4.

Задание: прочитай стихотворение, какое чувство передает автор. Напиши, прочитай выразительно.

Отечество.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
С. Васильев.

Упражнение 5.

Родина – чужбина

Задание: прочитай пословицы, объясни смысл.

Чужбина - калина, родина малина.

Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.

Творческая деятельность учащихся

И конечно, хочется приоткрыть страничку творчества моих учеников. Вот такие сочинения и стихи пишут во втором классе.

Моя Родина.

Родина - это страна, где родился человек. Я родилась в России. Моя страна очень большая. В ней много больших и маленьких городов. Но самый главный город – Москва. Москва - это столица России. Я люблю свою страну.
Наташа. У.

Родина.

Моя Родина Усть - Илимск.

Усть - Илимск таежный город. Он расположен на реке Ангара. Наш город молодой и красивый. Почти в каждом дворе есть небольшая роща. Это значит, что в нашем городе чистый воздух. А люди здесь добрые и отзывчивые. Артем. Н.

Родина моя.

Красивый лес, зеленая трава,
А на той траве – блестящая роса.
Красота лугов, полей,
Пенье птиц и смех детей!
Артем. Н.

 Родина моя-
Это моя страна,
Мой город и вся моя семья.
Кирилл. Б.

Думаю, такая работа не пройдет даром и станет важным звеном в воспитании младших школьников. Надеюсь, мои ученики, вырастут достойными людьми, любящими свою Родину, город и семью.

Литература:

  1. Саплина. Е.В., Саплин. А. И. «Символы моей страны».
  2. Степанов. В. « Моя родина – Россия».
  3. Львов. М. Р. «Словарик синонимов и антонимов».