Практика организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время достаточно широкое распространение получила организация работы со школьниками, желающими заниматься научно-исследовательской деятельностью. Именно поэтому сегодня актуален опыт работы творческих, инициативных педагогов, которые ищут и находят оригинальные формы и методы, чтобы заинтересовать детей познанием нового, умело создают ситуацию вынужденного поиска разрешения поставленной задачи, вырабатывают привычку учиться ежедневно и получать от этого удовольствие, работают над формированием над формированием общеучебных умений и навыков. Мы представляем опыт по организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

Наличие таких творческих, инициативных педагогов - лидеров – обязательное условие существования в школе научно-исследовательской деятельности учащихся. При этом лидеры занимают сразу несколько функциональных позиций. Во-первых, они – «проектировщики-организаторы», во-вторых – «наставники» для учащихся и «коллеги» для учащихся и педагогов. Такие педагоги-лидеры должны обладать определенными компетентностями:

  • педагог должен постоянно заниматься самообразованием;
  • педагог должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;
  • педагог должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося: тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
  • педагог должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области, способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

В нашей школе данный вид работы присутствует уже 10 год, и количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и число педагогов работающих с ними. В школе успешно работает научное общество учащихся (НОУ) «Поиск», по следующим направлениям: «Ботаника», «География», «Информатика», «История», «Краеведение», «Культурология», «Литературоведение», «Медицина и здоровье», «Начальная школа», «Русская и зарубежная лингвистика», «Химия», «Экология». В 2010-2011 году его членами были 26 обучающихся: в том числе: на 1 ступень обучения - 3 человека, на 2 ступень обучения – 13 человек, на 3 ступень обучения - 10 человек. В течение первого полугодия учащиеся собирали материал для своих исследовательских работ, обрабатывали и оформляли его. Члены НОУ традиционно представляют свои работы на школьной научно-практической конференции «Эрудит» в День российской науки – 7 февраля. На конференцию было представлено в этом году 19 работ. Лучшие работы были представлены на городских соревнованиях школьников «Юниор-2011» и городской конференции исследовательских работ учащихся «Интеллектуал-2011».

Традиционным стало ежегодное участие исследовательских работ в конференциях различного уровня, так в 2011 г. члены общества «Поиск» представили свои работы на городской научно – практической конференции «Четвертые Балибаловские чтения», на областной конференции школьников «Техника и технологии: взгляд молодых», на всероссийских конференциях и конкурсах – «Юные исследователи – российской науке и технике», «Портфолио», «Образование: взгляд в будущее», «Национальное достояние России», «Открытие», «Первые шаги ».

Однако, при развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Мы выделяем также следующие проблемы научно- исследовательской работы в школе:

  • практическое использование полученных результатов;
  • выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело;
  • соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.

Конечно, не у всех ребят получается приобщиться к научно-исследовательской деятельности т.к. и сам ученик должен обладать определенными компетентностями:

  • Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования.
  • Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.
  • Умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Следует помнить, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. С целью знакомства учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, формирования познавательной самостоятельности (а ведь именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации) в школе проводятся занятия по программам элективных курсов «Основы исследовательской деятельности» (составитель Вевер Т.К.) и «Учебная практика, проекты, исследовательская деятельность» (составитель Хоруженко Е.Г.),. Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ наших учащихся позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

В качестве методического инструментария исследований нашими педагогами используются теоретические методы-операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация), методы-действия (выявление противоречий, постановка проблемы, построение гипотез, обследования, мониторинг, эксперимент, который делится на: констатирующий, обучающий, сравнительный, контролирующий), эмпирические методы-операции (наблюдение (по характеру объекта делится на сплошное, выборочное; по способу получения информации – на непосредственное, инструментальное), опрос, тестирование).

Формы и структуры исследовательских работ, традиционно представляемых на конференции и конкурсы.

Форма

Структура

ДОКЛАД

  • в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;
  • сущность темы, обоснованные научные предложения;
  • выводы и предложения.

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

  • основные положения доклада;
  • основные выводы и предложения.

СТАТЬЯ

  • заголовок;
  • вводные замечания;
  • краткие данные о методике исследования;
  • анализ собственные научных результатов и их обобщение;
  • выводы и предложения;
  • ссылки на цитируемую литературу.

РЕФЕРАТ

  • вводная часть;
  • основной текст;
  • заключительная часть;
  • список литературы;
  • указатели.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

  • введение;
  • подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;
  • выводы по каждому разделу (главе);
  • заключение.

 

Возможны различные формы предоставления исследования - публичный доклад или сообщение, обсуждение результатов, дискуссия, публичная защита.

Выработаны также основные требования к представляемым для участия в конференции работам:

  • чёткость и доступность изложения материала;
  • соответствие темы работы её содержанию;
  • актуальность и практическая значимость работы;
  • эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
  • наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
  • умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
  • оформление научной работы;
  • культура выступления на конференции (регламент выступления на секции – до 10 минут, регламент выступления на конференции – до 7 минут, выступление должно проходить чётко, работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).

Можно определить некоторые правила, которые помогают воспитывать победителя в конкурсах, конференциях:

  • Найти, заметить будущую «звезду». Ребенок должен быть интеллектуалом, выделяться из общей массы учеников.
  • Ученик должен верить в свои силы, сам сознательно стремиться пройти через трудности.
  • Ученик должен владеть фактическим материалом по выбранному предмету.
  • Ученик и учитель любят предмет, тогда им суждено встретится и победить (на наш взгляд самое главное условие).

Для решения этих задач важное значение имеет личность самого учителя. Невозможно научить тому, что сам плохо знаешь. Повышение уровня профессионализма всегда стоял, и будет стоять на повестке дня.

Мы считаем, что ценность организации научно-исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов:

  • для учащихся – это развитие творческих и исследовательских способностей, навыков самостоятельной работы, работы в группе и в команде, возможность выбора темы и руководителя, «погружение» в тему (так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет), наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя, развитие навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру, приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей, тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.
  • педагогам организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей, повысить дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки, помогает раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, апробировать инновационные технологии, обобщить опыт работы через СМИ, углубиться в исследуемую проблему;
  • для родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их учебы, снижение конфликтности в семье, возможность активного участия в школьной жизни;
  • образовательное учреждение получает возможность формировать адаптивную среду обучения и общения для всех сообществ, участвующих в образовательном процессе, вести инновационную деятельность, информировать о деятельности учреждения через издание статей, представление докладов, выступлений, публичных отчетов на конференциях разного уровня, формировать социальное партнерство, реализовывать программы по созданию единой детской организации, основанной на принципах самоуправления.

Для школы всегда существует серьезное испытание, заключающееся в ответе на вопрос «Что он имеет в своем багаже выпускник школы»? Мы, как проектировщики-организаторы, наставники, коллеги наших учеников отвечаем – общеучебные умения и навыки, формирующиеся в том числе, и в процессе научно-исследовательской деятельности. Философ, просветитель Софокл говорил «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая, кропотливая, совместная работа учителя, ученика и родителей. Путь повышения ценности образования и интереса детей к обучению состоит в создании образцов новой школьной практики, которая была бы адекватна современной культуре в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Литература

  1. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : методические рекомендации для учащихся для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев //Завуч. – 2005. - № 6. – с. 4 – 29.
  2. Безрукова, В. С. Директору об исследовательской деятельности школьников / В. С. Безрукова. – Библиотека журнала «Директор школы» выпуск № 2, 2002 год. – М.: Сентябрь, 2002. – 159 с.
  3. Белых, С. Л. Управление исследовательской активности ученика: методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С. Л. Белых. - Комментарии А. С. Савичева. Под ред. А. С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
  4. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.- 48 с.
  5. Криволапова, Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Н. А. Криволапова, Н. Н. Войткевич. - Курган, 2004. – 79 с.