Разработки уроков по экспериментальному паспорту здоровья с интегрированным модулем "Культура здоровья" по курсу "Мир вокруг нас". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Главная задача в проведении уроков здоровья – привить санитарно-гигиенические навыки и привычки, воспитывать сознательное отношение к укреплению своего здоровья, вести здоровый образ жизни.

Паспорт здоровья, это анкетный носитель сведений об ученике, его семье, о наличии у него предполагаемых трудностей и рекомендаций. Он исполняет роль связующего звена между специалистами по мониторингу, учителями, родителями и учеником.

Рабочая тетрадь предназначена для групповой и индивидуальной работы с детьми, позволят выявить школьные трудности ребенка, а также дает возможность вовлечь учащихся и родителей в совместную деятельность по максимальной адаптации школьников к образовательной среде.

Учебный материал рабочей тетради интересен и доступен для детей этого возраста. Он поможет ребятам научиться вести наблюдения за своим организмом. Вести паспорт здоровья интересно, полезно и познавательно, здесь нет предела творчества и фантазий, в нем можно рисовать, раскрашивать рисунки, наклеивать фотографии и картинки по темам.

Методическое пособие предназначено помочь начинающим учителям начальных классов общеобразовательных школ, «Школ здоровья» в проведении Уроков здоровья. Разработан примерный тематический план по страницам Паспорта здоровья (для учителя, психолога, медицинского работника) и конспекты уроков, в которых содержится разнообразный материал: определенный теоретический и занимательно – игровой, дополнительный литературный - различных жанров: стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, предметное оборудование к каждому уроку. Учитель найдет здесь разные виды работ, которые помогут учащимся лучше усвоить программный материал по культуре здоровья. Приложение 1

Конспекты уроков

Тема: «Знакомство. Что такое здоровье».

Цели урока: познакомить учащихся с Паспортом здоровья, назначением этой рабочей тетради, сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что здоровье – главная ценность жизни человека, научиться работать с паспортом здоровья, научиться объяснять, почему надо заботиться о своем здоровье по таблице «Наши помощники».

Оборудование: рабочая тетрадь Паспорт здоровья, схематическая таблица, иллюстрации, раздаточный материал, учебник «Мир вокруг нас».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рабочей тетрадью «Паспорт здоровья», узнаете, что «Здоровье – это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезней». Работа по учебнику «Мир вокруг нас». Организм человека. Человек и его здоровье (страницы 48–51).

II. Знакомство с Паспортом здоровья.

1. Беседа. Паспорт здоровья представлен в виде красивого альбома, в котором вы будете писать, рисовать, наклеивать фотографии и картинки. В него вы будете вносить данные о состоянии вашего здоровья, о спортивных достижениях, о вашем настроении, о ваших увлечениях и занятиях в школе и дома, об участии в праздниках, о выполнении рекомендаций после обследования врачей. Помогать нам будут учитель физкультуры, психолог, медсестра и, конечно, родители.

2. Работа учащихся с Паспортом здоровья. (Учитель торжественно вручает каждому ученику рабочую тетрадь, читает обращение к ученикам). Под руководством учителя учащиеся подписывают тетрадь и наклеивают свою фотографию на странице 3.

III. Знакомство с понятием «здоровья».

Учитель. Наши занятия с Паспортом здоровья необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми. Девиз занятий: «В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!»

Приложение 2

IV. Выступление творческой группы учащихся. Проект: «Здоровье – это базис счастья»

V. Физкультминутка.

VI. Работа с таблицей «Наши помощники в сохранении здоровья» Приложение 2

Как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы улучшить, или сохранить свое здоровье?

VII. Работа с пословицами и поговорками.

– Здоровье всегда волновало всех людей. Свой опыт о том, как сберечь здоровье, они передавали из поколения в поколение. Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете? (дети называют)

– Прочитайте и объясните смысл пословиц. Здоровье – всему голова. Здоровье дороже денег. Здоровью цены нет. Здоровье не купишь. Береги платье снова, а здоровье – смолоду.

VIII. Итог урока.

Что такое здоровье? Почему здоровье – самый ценный дар человеку? Как надо заботиться о своем здоровье? Вывод: здоровье поможет вам осуществить мечты и планы. Поэтому важно беречь свое здоровье. Как этому научиться? Этому будем учиться на уроках школы здоровья.

IX. Домашнее задание.

На странице 4 заполнить «Анкета для родителей»

Тема: «Наш выходной день. Секрет здоровья»

Цель урока: формировать представления о здоровом образе жизни, научиться заботиться о своем здоровье.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что здоровье главная ценность человеческой жизни, научиться заботиться о своем здоровье через игру, физкультуру и спорт, вести здоровый образ жизни.

Оборудование: раздаточный материал, анкета «Твой выходной день», плакаты с пословицами, костюмы для представления, учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь Паспорт здоровья.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по Паспорту здоровья. Поговорим о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, как укреплять свое здоровье. Наш девиз: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

II. Основная часть – 1 этап (подготовительный). Работа по учебнику «Мир вокруг нас». Умей предупреждать болезни (страницы 71–74). Проводится анкетирование учащихся.

Анкета «Твой выходной день» Приложение 3

«Незаконченное предложение». Учащимся предлагается завершить написание следующих предложений:

  1. Мое любимое занятие – это...
  2. Дома я люблю играть…
  3. С папой мы …
  4. С мамой мы любим…

После анализа результатов анкетирования проводится индивидуальная работа с учащимися в группах по интересам: Спортивная, Игровая, Трудовая», Книголюбов, Театральная.

III. Основная часть – 2 этап (выступление учащихся)

  • Игровая –девиз «Играть – ум-разум развивать».
  • Трудовая – девиз «Чтобы быть к труду готовым, нужно быть всегда здоровым».
  • Спортивная – девиз «Со здоровьем дружит спорт».

Стадион, бассейны, корт, зал, каток – везде вам рады.
За старания в награду будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды. Только помните спортсмены
Каждый день свой непременно начинают с физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки, быстро сбросьте одеяло, встали – сна как не бывало.

Физкультминутка.

Театрализованное представление. Пьеса-сказка «Секрет здоровья» Приложение 3

IV. Музыкальная пауза.

V. Самостоятельная работа в рабочей тетради «Паспорт здоровья». Страница 7.

VI. Итог урока.

Тема: «Дела домашние. Мои увлечения».

Цель урока: привить навыки здорового образа жизни, помочь младшим школьникам осознать важность и полезность своего увлечения, закрепить правила работы на компьютере, учить выбирать игры.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что выполнение правил работы за компьютером необходимо для здоровья, научиться соблюдать дозировку времени при работе на компьютере для сохранения хорошего зрения, правильно выбирать компьютерные игры.

Оборудование: рабочая тетрадь «Паспорт здоровья», памятки «Правила работы на компьютере», учебник «Мир вокруг нас», иллюстрационный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в урок. Анкетирование по теме «Мир увлечений»

  1. Чем ты увлекаешься?
  2. Какие кружки, секции посещаешь?
  3. В какое время и как долго делаешь уроки?
  4. Много ли свободного времени у тебя остается?
  5. Как используешь свободное время?

(Обработка, анализ и обобщение результатов анкет). Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вы должны отгадать загадку:

Чудо – умная машина, она знает все на свете,
Ее очень любят дети, с ней можно учиться, играть, веселиться. (Компьютер)

III. Работа по теме урока.

Работа по учебнику «Мир вокруг нас». Здоровый образ жизни (страницы 74–77).

Выступления творческой группы учащихся.

Ученик. Компьютеры проникли в наш дом, быт, школы. Иногда мы не замечаем, сколько времени проводим, глядя на экран монитора и щелкая мышью, а между тем передозировка работы и игры на компьютере вредит нашему здоровью. У нас может появиться преждевременная усталость, ухудшается зрение, начинаются головные боли. Мы вам расскажем о правилах, которые помогут нам работать и играть на компьютере и не повредить своему здоровью.

Правила работы на компьютере. Приложение 4

IV. Физкультминутка.

Я у компьютера сидел в монитор долго глядел,

А теперь я отдохну и в окно свое взгляну (посмотреть вдаль)

V. Самостоятельная работа в рабочей тетради «Паспорт здоровья» страница 8.

VI. Беседа об играх, в которые дети играют.

– Вы любите компьютерные игры? Какие игры вам нравятся больше всего? Выбирая компьютерную игру, вы должны задуматься, чем она поможет вам, какие новые знания, умения вы получите. Расскажите о своей любимой игре, и чему она вас научила. (Рассказы учащихся).

– Ребята, теперь вы знаете, как выбрать игру и провести время у компьютера с пользой, развивая свое мышление, память и получая новые знания, соблюдая правила сохранить свое здоровье.

VII. Итог урока.

Какие правила работы на компьютере вы узнали? Как правильно выбрать компьютерную игру?

Тема: «Мой распорядок дня. Режим школьника»

Цели урока: расширить знания о режиме дня, разъяснить, что основа режима в чередовании труда и отдыха; раскрыть значение отдельных элементов режима, формировать сознательно отношение к его выполнению, прививать навыки здорового образа жизни.

Планируемые достижения учащихся: усвоить понятие «Режим дня», его основные режимные моменты, научиться чередовать учебный труд и отдых, выполнять гигиенические навыки, заботиться о своем здоровье.

Оборудование: текстовая таблица «Соблюдайте режим дня», памятка «Режим дня для ученика 3 класса», рабочая тетрадь «Паспорт здоровья».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа, свободные высказывания учащихся по вопросам:

Что такое режим дня? Почему в нем одни занятия сменяются другими? Что значит правильно распределять и расходовать свое время? Расскажите, какой у вас распорядок дня?

III. Изучение режима дня учащихся 3 класса (памятка)

Учитель. Если вы были внимательны, то заметили, что в этом учебном году, основные режимные моменты остались такими же, как и во 2 классе. Необходимо также вставать в 7 часов утра, не залеживаться в постели. Для того, чтобы без труда подняться утром, нежно помнить, что дети вашего возраста должны ложиться спать не позднее 9 часов вечера.

IV. Работа с дополнительным литературным материалом. Приложение 5

Учитель. Внимательно послушайте стихотворения и подумайте: Кто из ребят будет чувствовать себя хорошо, активно работать на уроках, все успеет сделать за день и почему? (Ученики читают стихи).

Учитель. Многие из вас, ребята, забывают, что ученики 3 класса не должны смотреть телепередачи после 9 часов вечера. Вам можно смотреть только детские передачи, продолжительность не более часа или полутора часов. Чтобы хорошо отдохнуть после долгого дня, вам нужно спать не менее 10-11 часов. Расти здоровыми, быть всегда бодрыми вам поможет ежедневная утренняя гимнастика, ежедневные прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. Им отводится в вашем режиме 3-4 часа. Готовить домашнее задание можно только после хорошего отдыха.

V. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад, повернулись вправо, влево,
Тихо сели. Вновь за дело.

VI. Самостоятельная работа в рабочей тетради «Паспорт здоровья». Страница 10 – заполни «Мой распорядок дня»

VII. Обобщение по теме урока.

Чтение правил «Соблюдайте режим дня». Приложение 5

Ученики читают написанные на доске правила про себя, затем вслух анализируют их. (При необходимости учитель комментирует, уточняет ответы детей.

VIII. Итог урока.

– Почему важно соблюдать режим дня? Главное условие сохранения здоровья – соблюдение режима дня.

Тема: «Мое меню. Правила питания».

Цели урока: познакомить учащихся с основными правилами питания, с необходимыми организму питательными веществами, формировать гигиенические навыки приема пищи, составить меню и режим питания школьника.

Планируемые достижения учащихся: научиться соблюдать режим питания, усвоит, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому, что в них много витаминов, заботиться о своем здоровье.

Оборудование: текстовая таблица «Правила питания», таблица «Витамины детям», продукты растительного и животного происхождения в картинках, учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь «Паспорт здоровья».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Вот что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший у мальчика был обед? Почему? Какие блюда предложишь ты? Вспомни, что ты знаешь о витаминах? Какие витамины встречаются в природе?

Учитель загадывает загадки о фруктах, овощах и ягодах богатых витаминами. Приложение 6

III. Работа по теме урока.

1. Работа по таблице «Витамины детям».

2. Работа по учебнику «Мир вокруг нас». Дети читают статью «Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины». Страница 146.

Какие питательные вещества человек получает с пищей?

3. Чем полезно молоко – рассказ ученика. Приложение 6

Учитель. Детям вашего возраста пища необходима для того, чтобы расти крепкими и здоровыми. Мы употребляем в пищу различные продукты. Одни из них получаем с поля, огорода, сада. Пища, приготовленная из таких продуктов, называется «растительной». Другие продукты нам дают животные – молоко, творог, мало, яйца, мясо. Пища, приготовленная из них, называется «животной». Пища животная и растительная – разнообразная пища.

Учитель. Для здоровья каждого человека необходимы различные вещества, которые содержаться в растительной и животной пище. Нельзя, например, только хлебом или мясом, рыбой. Пища человека должна быть разнообразной, особенно в рационе детей, потому что вы много бегаете, играете, учитесь. Силы для всех движений дает вам пища, которую вы съедаете за день. Врачи установили, что детям очень полезно ежедневно пить молоко, есть творог, мясо, рыбу, черный хлеб.

IV. Работа по учебнику «Мир вокруг нас» – стр. 64–67. Ребята выполняют практическую работу «Состав продуктов»

V. Физкультминутка.

Люди с самого рожденья, жить не могут без движенья.

VI. Изучение режима и правила питания младшего школьника.

Вовремя пей, вовремя ешь, будешь до старости крепок и свеж. (С. Маршак)

– Как вы понимаете слова «вовремя пей, вовремя ешь»? (ответы учащихся)

Учитель. Чтобы пища приносила пользу, недостаточно, чтобы она была разнообразной. Необходимо еще и соблюдать режим питания. Назовите, в какое время вы принимаете пищу по своему режиму дня? (Коллективная работа) Режим питания. Приложение 6

Учитель. Как видите, ребята, каждый из вас должен есть не менее 4–5 раз в сутки, через каждые 3–4 часа. Если ребенок ест в одно и то же время, то организм привыкает к такому «порядку», пища съедается с аппетитом, хорошо переваривается в желудке, и она принесет пользу.

VII. Самостоятельная работа в рабочей тетради «Паспорт здоровья». Мое меню – страница 18.

VIII. Обобщение по теме урока. Работа с таблицей «Правила питания». Приложение 6

IX. Итог урока.

– Какие питательные вещества человек получает с пищей. Что нового ты узнал о том, как правильно питаться? Расскажи о своем режиме питания.

Работа над пословицами и поговорками:

  • «Живи не для того, чтобы есть, а ешь для того, чтобы жить».
  • «Кто, будучи сытым, ест, тот своими зубами копает себе могилу».

Тема: «Мои зубы. Уход за зубами».

Цели урока: дать учащимся представление о значении зубов для человека, познакомить с правилами ухода за зубами.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день – утром и вечером, научиться правильно, чистить зубы, заботиться о своем здоровье.

Оборудование: таблица «Правила личной гигиены», предметные картинки, рабочая тетрадь «Паспорт здоровья», учебник «Мир вокруг нас», таблица «Пищеварительная система». 

Ход урока

1. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Учитель. Одно из важных правил личной гигиены – правило ухода за зубами. Во рту у каждого из вас белые, блестящие зубы. Это самые твердые части тела у человека. Для чего нужны зубы? Ученики читают текст, написанный заранее на доске. Зубы нужны: Чтобы пережевывать пищу.Четко произносить слова.Здоровые зубы украшают лицо.

Учитель. Во время завтрака, обеда, ужина вы должны тщательно пережевывать пищу. Измельченную пищу легче проглотить, она быстрее переваривается в желудке.

III. Работа с учебником «Мир вокруг нас» (страница 64-67). Ученики читают текст Пищеварительная система. Работа по таблице. – Как устроена пищеварительная система? Назови органы пищеварительной системы. Почему организму нужна по-особому обработанная пища?

IV. Уход за зубами.

Учитель. Однако как ни тверды зубы, но и они могут разрушаться. Особенно быстро разрушается эмаль – твердое белое вещество, которым покрыты сверху зубы. На ней появляются трещинки. Как вы думаете, ребята, от чего это может произойти?

Ученики. На эмали могут появиться трещинки от того, что мы разгрызаем орехи, конфеты, твердые продукты или предметы, грызем карандаши, ручки.

Учитель. Правильно. Но зубы могут портиться и оттого, что сразу поле горячей пищи вы пьете, например, холодную воду. Зубы начнут портиться, если вы не будете пи молоко, есть творог, овощи и фрукты, черный хлеб. Вы также должны

Знать, что после еды в узеньких щелочках между зубами остаются крошки пищи, где поселяются опасные микробы, которые разрушают зубы. Что нужно делать для того, чтобы зубы не портились?

Ученики. Нужно чистить зубы, ухаживать за ними.

Учитель. Верно. Нужно удалять остатки пищи, и в этом вам поможет зубная щетка. Жесткая щетинка ее «выметет» остатки пищи, а зубная паста очистят зубы и рот от микробов. Зубы снова станут белыми, блестящими. У каждого человека должна быть своя зубная щетка. Чистить зубы следует утром и вечером, а после каждого приема пищи хорошо полоскать рот.

V. Закрепление. Работа с дополнительным материалом. Приложение 7

VI. Физкультминутка.

Льется чистая водица, мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем, крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши, после вытремся по суше.

VII. Демонстрация приемов правильного ухода за зубами. Приложение 7

VIII. Самостоятельная работа в рабочей тетради «Паспорт здоровья» страница 21.

IХ. Обобщение по теме урока. Работа с таблицей «Правила личной гигиены» Приложение 7

X. Итог урока.

– Как беречь зубы, чтобы сохранит их здоровыми? Как нужно ухаживать за зубами? Что нужно делать, чтобы сохранить улыбку красивой? Ни что не придает красоты улыбке, как здоровые белые зубы. «Нет зубов – нет здоровья». Берегите ваши зубы с детства, и тогда, когда вы станет взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятности.

Тема: «Как мы воспринимаем окружающий мир». «Мое зрение».

Цели урока: познакомить учащихся с органом чувств – зрением, его значением для жизни человека, ознакомить с основными правилами гигиены зрения.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что глаза – самые совершенные и загадочные органы в нашем теле, научиться соблюдать правила гигиены зрения, бережно относиться к своему здоровью.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас», паспорт здоровья, плакат, предметные рисунки, таблица «Глаза – орган зрения».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и введение в урок. Отгадайте загадку:

  • Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит. (Глаза)
  • Маленький, кругленький, а до неба докинешь. (Глаза)

Учитель: Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы познаем и воспринимаем окружающий мир. В то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на ми через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

III. Выступление творческой группы. Приложение 8

VI. Валеопауза. Приложение 8

VII. Самостоятельная работа в рабочей тетради «Паспорт здоровья». Страница 22.

VIII. Обобщение по теме урока. Правила «Как сохранить хорошее зрение» Приложение 8

IX. Итог урока.

– Какую роль в нашей жизни играют глаза? Что надо помнить, чтобы всегда иметь хорошее зрение?

Приложение 9 День здоровья. Сценарий спортивного праздника «Путешествие по стране Спортландия» для начальных классов.