Урок на тему "Съедобные и ядовитые грибы и ягоды"

Разделы: Логопедия


Цели урока:

  1. Обогащение словаря по теме “Осень”
  2. Развитие внимания и образного мышления.
  3. Упражнение в словообразовании и словоизменении.
  4. Упражнение в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов.
  5. Формирование связной монологической речи.
  6. Помочь усвоить слова– антонимы “съедобный – ядовитый”
  7. Воспитывать экологическую культуру.
  8. Формировать знания о правилах безопасного поведения в природе.

Ход занятия

1. Звучит музыка (песня об осени)

2. Перед детьми на мольберте – репродукция с картины художника Зуева

“ Дары осени”

– Кричит ворона в небе: КАРР! В лесу пожар!

А было просто очень: там поселилась ОСЕНЬ!

Дети, назовите, какие признаки осени вы знаете.

Дети называют признаки осени и каждый из них подтверждается картинкой.

(Называет – садится на место)

3. Что вы видите на этой картине?

Какое название мы придумаем для неё? – “Подарки осени”.

4. Послушайте стихотворение:

На деревьях, на кусточках, на больших болотных кочках
Ягоды растут в лесу. Быстро зреют на весу.
Какие лесные ягоды вы знаете?
Какие ягоды поспевают осенью?
На подносе появляется угощение: ягоды брусники, клюквы, рябины, калины.
Дети, давайте попробуем осенние ягоды. И узнаем, какие они на вкус
Клюква – кислая,
Рябина – горькая,
Калина – горькая,
Брусника – сладкая.

Упражнение “ Назови ласково” (клюква – клюковка, рябина – рябинка, и т.д.)

А вы знаете, где растёт рябина? (рябина растёт на дереве)

Брусника? (брусника растёт на кустике)

Клюква? (на кочке в траве)

Калина? (на кусте)

Все эти ягоды не только вкусные, но и полезные. Их с удовольствием едят не только люди, но и звери и птицы.

Но есть в лесу ЯДОВИТЫЕ ягоды. Их надо знать, чтобы ими не отравиться.

 Весной в лесу цветёт ЛАНДЫШ. Люди узнают по двум большим заострённым листочкам, нежным белым цветам и чудесному запаху.

Но не все люди знают, что осенью у ландыша появляются красные ягоды.

ОНИ ЯДОВИТЫ!

На лесной полянке – ковёр из трав и цветов.

Но вот подул ветер, закачались травинки. Из них вдруг выглянул чёрный внимательный глазок и снова скрылся. Там в траве притаилось растение, которое так и называется – ВОРОНИЙ ГЛАЗ.

Раздвинув траву, ты увидишь 4 широких заострённых листочка, а между ними

Одну крупную чёрную ягоду. Красивая ягода, но не вздумай брать её в рот.

Вороний глаз – ЯДОВИТОЕ растение! Будь осторожен!

5. Физминутка.

В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, под ноги листву
Нам деревья сбросили!

Дети вышли на ковёр.

А теперь на мох ступаем,
Выше ноги поднимаем,
Как по мягкому ковру,
Ходим тихо во бору.

Мы посмотрим вправо, влево,
Вниз под ноги поглядим,
И присядем, посидим.

6. Ой, ребята, посмотрите, кто это?

Появился ЕЖИК с корзинкой грибов (картинок)

– Ой, ребята, хорошо, что я вас встретил!

Я набрал много грибов, но как они называются, я не знаю!

– Не грусти, Ёжик. Дети расскажут тебе про грибы!

Дети читают стихи о грибах и достают “свой” гриб из корзинки.

ПОДБЕРЁЗОВИК.

Подберёзовик, подберёзовик,
Ловко спрятался под берёзою.
Да не прячься ты так старательно,
Я найду тебя обязательно!

ПОДОСИНОВИК.

Этот гриб большой и крепкий,
В красной беретке.
Поищи под осинкой-
Будет полной корзинка!

БОРОВИК.

Этот гриб – господин!
Он в лесу такой один.
Отыскать его на даче –
Небывалая удача.

ВОЛНУШКА.

Розовеет на опушке
Шляпка с модной бахромой.
– Подойди! – зовёт волнушка, –
Отнеси меня домой.

ОПЯТА.

Знают взрослые и дети:
Нет грибов дружней, чем эти.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Дети ставят картинки на доску и садятся за столы

7. Ребята, какие разные и смешные названия у грибов.

Почему же их так назвали?

– Мы объясним тебе, Ёжик, почему грибы так называются.

Если вырос под берёзкой – то подберёзовик.
Если вырос под осинкой, то подосиновик.
Если вырос во мху, то моховик,
Если масляная шляпка, то маслёнок.
Если вырос на пеньке, то опёнок.
Волнистые – волнушки,
Серые – серушки.
Зелёные – зеленушки,
Беленькие – белянки.

Спасибо, ребята, я всё запомнил!

8. Упражнение “Исправь ошибку”

На пеньке вырос … подберёзовик.
Под осинкой вырос … боровик.
В бору вырос … подосиновик.
Во мху выросли …опята.
Мухомор – съедобный гриб.

9. Скажите, дети, а что можно делать с грибами?

Дети отвечают: солить, варить, жарить, сушить, морозить, тушить.

– Ой, как интересно!

Если грибы варить, то они будут ВАРЁНЫЕ.

Если грибы жарить, то…

Если грибы солить, то…

Если грибы сушить, то они будут сушёные.

10. Игра с пальчиками.

Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел,
Потому и потолстел!

11. Дети, послушайте загадку и помогите мне решить задачу

Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зелёный моховик
СКОЛЬКО Я НАШЛА ГРИБОВ?
У кого ответ готов?

Перечислите их названия. Верно. Молодцы!

А теперь отгадайте другую загадку:

А вот кто-то важный на беленькой ножке.
Он в шапочке красной, на шляпке – горошки. (МУХОМОР)

ЁЖИК, а почему ты не положил мухомор в свою корзинку?

Ведь он такой красивый? Ёж: “ Я знаю, этот гриб есть нельзя. Это ядовитый гриб!”

Конечно! И назвали его МУХОМОРОМ не зря.

Когда мухомор станет старым, он будет похож на блюдечко на ножке, потому что края его шляпки поднимутся кверху. Пройдёт дождик в лесу. Наберётся в блюдечко вода. Сядет муха попить водички и погибнет. Потому что

В воде ЯД. Ядовитый гриб мухомор. Его трогать нельзя.

Очень ядовитый гриб – бледная поганка (картинка). Её тоже трогать нельзя.

12. Перед вами лежат карточки.

Найдите среди грибов мухомор. Обведите его красным карандашом.

(Красный цвет – запрещающий цвет)

13. Игра “Съедобное – ядовитое”

Перед детьми лежат два кружка – зелёный и красный

Дети, я буду называть съедобные и ядовитые грибы и ягоды.

Если растение съедобное, то вы поднимаете ЗЕЛЕНЫЙ кружок.

Если растение ядовитое, то поднимаете запрещающий КРАСНЫЙ кружок.

Будьте внимательны.

Молодцы.

14. А теперь помогите мне рассказать историю о Ёжике – грибнике.

(С использованием магнитной доски)

Бежал по осеннему лесу ёж. Шуршала под его лапками осенняя листва.

Увидел он под ёлкой боровик. “Возьму боровик, пусть дочка порадуется!”

Наколол его на иголки и побежал дальше. Видит ёжик, что под берёзкой стоит крепкий подберёзовик “Возьму грибок, пусть дочка порадуется!” (Дети помогают рассказывать историю о ёжике, проговаривая его слова)

15. Итог

Нам тоже пора уходить из леса. Но мы должны запомнить правило: собирай в лесу только знакомые грибы и ягоды. А ёжик оставил нам подарок – раскраски со съедобными грибами и ягодами.