Конспект урока "Главное меню. Запуск программ". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обучающие (работа в модуле “Средства информатизации”):

1.1. Теоретические.

    • Дать учащимся представление о компьютерных меню.
    • Познакомить с возможностью запуска программы через главное меню.
    • Ввести понятие “окно”.

1.2. Практические.

    • Обучить запускать программы из меню Пуск.
    • Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна.
    • Научиться вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.

2. Развивающие:

    • Развить устойчивость и концентрацию внимания, способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
    • Развить память (зрительную и слуховую).
    • Развить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, умение рассуждать, анализировать, работать по аналогии.
    • Развить умение учиться, использовать полученные знания в практической деятельности.
    • Развить умение работать с ИКТ-средствами, текстом учебника.

3. Воспитательные:

    • Воспитать целеустремленность, умение доводить начатое до конца, волевые навыки.
    • Воспитать уверенность в своих силах.
    • Воспитать навыки сотрудничества, взаимовыручки.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

  • меню;
  • главное меню;
  • окно;
  • элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающая кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна).

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Классификация Перовского Е.И., Голант Е.Я., Лордкипанидзе Д.О.:

а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, диалоговых форм, элементов поисковой деятельности);
б) наглядные (использование различных ИКТ, работу с рабочей тетрадью, учебником);
в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера в соответствии с темой).

Классификация И.Я. Лернер и М.Н. Скаткина:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с рабочей тетрадью и учебником, демонстрация зрительных образцов, презентации M.O. PowerPoint, интерактивной доски;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
в) исследовательский метод (использование познавательной задачи, решаемой самостоятельно, при подбое методов, указанных учителем);
г) частично-поисковый, или эвристический метод.

Классификация Ю.К. Бабанского:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с рабочей тетрадью и учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с тетрадью, учебником, на основе ИКТ-средств, практическая работа на ПК;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, практическая работа на ПК;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, опрос (индивидуальный, фронтальный), проверка домашних работ, оценивание и самооценивание работ учащихся, выставление баллов.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, интерактивная доска и стилусы, презентации PowerPoint (“План урока”, “Главное меню. Запуск программ”), компьютер с программным обеспечением (работа ведется в программе просмотра факсов и изображений, при помощи офисного пакета прикладных программ MO Office), изображение образца, сканированное из рабочей тетради, компьютерный класс для осуществления практической работы по теме.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: изучение тем “Рабочий стол”, “Управление мышью”.

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, готовности к уроку, рабочей позы, организация внимания).

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами знакомиться с графическим интерфейсом операционной системы Windows. Интерфейс – это то, что мы с вами видим на экране (мониторе) компьютера. Чем лучше продуман интерфейс (картинка, лицо программы), тем легче пользователю (нам с вами) работать в данной программе.

Итак, план сегодняшнего урока у нас следующий (план урока виден на экране в программе M.O. PowerPoint – приложение 1):

1. Повторение темы “Рабочий стол. Управление мышью”:
  • Проверка выполнения домашнего задания (фронтально, № 13 (с.64 РТ) выполняется на экране, № 15 (с.65 РТ) проверяется по цепочке.
  • Закрепление основных понятий, знаний: показать элементы рабочего стола, назвать самому элементы рабочего стола.
  • Ответы на вопросы о работе мыши (с. 81 учебника).
2. Изучение новой темы “Главное меню. Запуск программ”:
  • Чтение § 2.7., просмотр презентации по теме.
  • Выполнение № 22а на с. 66 рабочей тетради.
  • Ответы на вопросы по теме.

3. Практическая работа по новой теме:

  • Практическая работа № 3 (с.143 – 145).
  • Выполнение № 18-21 на с.66 рабочей тетради.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 2.7, № 16,17 (с.65РТ), дополнительно: № 22б (с.67).

Подготовка к контрольной работе (устройства ввода и вывода информации, знание клавиатуры и элементов рабочего стола – § 2.1., 2.3, 2.5.).

Итак, на прошлом уроке мы с вами изучали… (спрашивает тему) … правильно, содержание рабочего стола компьютера. Это тоже часть графического интерфейса операционной системы Windows.

2. Повторение темы “Рабочий стол. Управление мышью”.

Проверка домашнего задания.

Итак, откройте тетради на с. 64 [4] – проверим ваше домашнее задание – № 13 и 15. Поднимите руки, кому удалось сделать задание самостоятельно. Молодцы! (После проверки выполнения оценивает групповые результаты выполнения домашнего задания).

Тем, у кого домашнее задание вызвало затруднения, я предлагаю сделать проверку:

Проверка выполнения домашнего задания (№ 13 (с.64 РТ) выполняется с помощью интерактивной доски, № 15 (с.65 РТ) проверяется по цепочке). [4]

<Рисунок 1>

  • Закрепление основных понятий, знаний: показать элементы рабочего стола, назвать самому элементы рабочего стола (ребята демонстрируют знания на изображении рабочего стола через проектор).

Итоги повторения.

Ответы на вопросы о работе мыши (с. 81 учебника) [3]:

  1. Какие графические элементы управления вам известны? (Командная кнопка, указатель мыши).
  2. Для чего нужна мышь? (Для взаимодействия с программами и устройствами компьютера).
  3. Что является образом мыши на экране? (Указатель, курсор).
  4. От чего зависит форма указателя мыши? (От выполняемой задачи).
  5. Каким образом осуществляется управление компьютером с помощью мыши? (Движение указателя соответствует движению мыши).

Физминутка “Элементы рабочего стола”.

Ребята садятся при назывании элементов рабочего стола. Можно использовать следующие элементы:

  • лампа;
  • папка;
  • значок;
  • ярлык;
  • часы;
  • строка состояния;
  • панель задач;
  • календарь;
  • значок “Мой компьютер”;
  • мусорная корзина;
  • клей;
  • степлер;
  • блокнот.

Итак, один элемент графического интерфейса мы с вами изучили, переходим к другим.

3. Изучение новой темы “Главное меню. Запуск программ”.

Возвращается к плану урока: теперь мы начинаем изучать новую тему.

Демонстрируется 1 слайд презентации “Главное меню. Запуск программ” (приложение 2).

Откройте § 2.7. на с.82 учебника [3].

Первый абзац прочитывается, выполняется № 22а на с. 66 рабочей тетради [4].

Второй, третий абзац [3] прочитываются детьми, демонстрируется 2 слайд (приложение 2).

Учитель читает 1, 2 абзац на с. 83 [3], выполняет соответствующие действия с помощью главного меню ПК (демонстрация на экране).

Рассматривается картинка на с 83 [3], демонстрируется слайд №3 (приложение 2).

<Рисунок 2>

Итоги изучения новой темы.

Слайд № 4 (приложение 2) (при экономии времени записать главное в тетрадь для записей).

Слайд № 5 (приложение 2).

Ответы на вопросы по теме.

  1. Как открыть главное меню компьютера? (Кнопка “Пуск” на панели задач).
  2. Как называется прямоугольная область на Рабочем столе, занимаемая работающей программой? (Окно программы).
  3. Перечислите основные элементы окна программы – выполняется на экране, при затруднениях возвращается к слайду №3 (приложение 2).

А теперь закрепим полученные знания на практике.

Возвращается к плану урока (приложение 1). Выполним практическую работу, состоящую из 2-х этапов.

  • Практическая работа № 3 (с.143 – 145) [3].
  • Выполнение № 18-21 на с.66 рабочей тетради [4], (те, кто не успеет на уроке сделать эти номера, выполните дома).

Перед тем, как сесть за компьютеры, запишем домашнее задание.

Возвращается к плану урока (приложение 1).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 2.7, № 16,17 (с.65РТ), дополнительно: № 22б (с.67).

Подготовка к контрольной работе (устройства ввода и вывода информации, знание клавиатуры и элементов рабочего стола – § 2.1., 2.3, 2.5.). Дает пояснения.

Практическая работа по новой теме:

  • Практическая работа № 3 (с.143 – 145). [3].
  • Выполнение № 18-21 на с.66 рабочей тетради. [4].

Работа ведется самостоятельно, при необходимости даются пояснения, при затруднениях – работа вместе с экраном.

Оценка работы детей по результатам проверки выполнения практической работы за 2-3 минуты до звонка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 класс, М.Бином Лаборатория знаний, 2007 год. Авт. Босова Л.Л. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов средней общеобразовательной школы
  2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464с.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса /Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 192с.
  4. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса /Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 87с.