Интегрированный урок (риторика + литература) в 5-м классе "Текст. Ключики-замочки"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Кто не стучится в дверь, тому не открывают.
Пословица.

Цели:

  • дать понятие о сильных позициях текста (заголовок, первое предложение, тема, ключевые слова, композиция, конечные слова текста);
  • совершенствовать навыки видеть и узнавать художественные средства языка (эпитет, сравнение, метафора, перифраз);
  • развивать коммуникативные умения учащихся (связно излагать мысли в устной и письменной форме с учётом ситуации общения);
  • продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом;
  • воспитывать внимание к слову и культуру общения.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы: творческого чтения (приёмы - выразительное и комментированное чтение, словесное рисование), исследовательский (приёмы - групповая и индивидуальная работа)

Ход урока

Слова Риторика, учебный материал, таблица проецируются на экране через компьютер.

1. Вступительное слово учителя. Оргмомент.

- Здравствуйте. Подарите улыбку друг другу и гостям нашего урока. Произнесите хором слово "Здравствуйте" весело: грустно: угрожающе: восторженно: Вас плохо слышно! Рядом с вами кружится, падая, пушинка - не дайте ей упасть: Вы превратились в надувной мячик: Вас проткнули спицей: А теперь вы самые лучшие ученики гимназии № 5! Садитесь.

2. Повторение изученного материала.

(На экране - дата, тема, эпиграф)

- Мы продолжаем путешествие в удивительный мир, полный чудес - мир Слова. А что такое слово?

Слово - единица языка, которая служит для называния какого-либо явления.

Словом мы называем и целое высказывание.

Слово - это наша речь.

- Для чего мы пользуемся словами? (Общаемся и выражаем свои мысли, чувства)

- Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке" и подумайте, какие чувства с помощью слова выразил поэт. (Во время исполнения стихотворения на экране меняются картинки с изображением лебедя, города, зоопарка:)

ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица дева, дикарка -
Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,
Животное, полное грез,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

И звери сидят в отдаленье,
Приделаны к выступам нор,
И смотрят фигуры оленьи
На воду сквозь тонкий забор.

И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж,

И слышит, как в сказочном мире,
У самого края стены,
Крылатое диво на лире
Поет нам о счастье весны.

- Что можно сказать о тех чувствах, которые испытывает поэт? (Восхищение, радость, грусть, боль, разочарование:)

- Вы правы: поэт и восхищается, и грустит, и : Почему же меняются его чувства? Ответить на этот вопрос мы сможем только в том случае, если будем внимательны к каждому слову, ведь эти слова скрывают смысл всего произведения.

Представьте себе, что данный текст - это большой и волшебный дом. Вот, например, такой: Видите, все комнаты этого дома закрыты. Русская пословица гласит: "Кто не стучится в дверь, тому не открывают". Как вы понимаете её смысл?

- Давайте постучимся в двери этого дома.

- Что же нам делать - на дверях замки? (Подобрать ключи.) Для того, чтобы получить ключи от замков в дверях дома, нам понадобится помощь нашего друга - Риторика. (НА ЭКРАНЕ - портрет Риторика). Сегодня он будет общаться с вами не со страниц учебника, а с помощью компьютера. Озвучивать слова Риторика я попрошу : Сегодня он попробует исполнить очень ответственную роль моего и вашего помощника.

(На экране появляются слова Риторика)

Р. - Здравствуйте, ребята. Я буду рад помочь вам. Найти ключи от дверей, которые открывают тайны текста, вы сможете, если правильно растолкуете пословицы и поговорки. Как вы думаете, какой ключик спрятан в следующем выражении: "Слово - стяг, дружину водит"? Что такое стяг? Что за слово ведёт весь текст? Стоит впереди текста?

(ЗАГОЛОВОК)

Р. - Молодцы. Вот вам первый ключик. (ЭКРАН)

Уч. - В информационных листах запишите рядом с пословицей название первого ключика, который вы получили от Риторика. Здесь же восстановите предложение: "_________________ связан с темой текста, он ведёт весь текст". Прочитайте.

Р. - Прежде, чем понять смысл всего стихотворения, подумайте над значением слов в его заглавии.

Уч. - Справиться с заданием Риторика нам поможет : Он выполнял индивидуальное задание и сейчас расскажет нам о том, что ему удалось узнать.

_________________

Лебедь. Большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей. Белый лебедь. Черный лебедь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Этимология: общеслав. Птица получила название по белому оперению: восходит к основе леб- (*аlb-) - белый

Царевна-Лебедь - в народных сказках: царевна, превращающаяся в лебедя. Лебединая поступь (о походке) - плавная. Лебединая песня - последнее проявление таланта. Эпитет: белый, белоснежный, белокрылый, серебристый, сияющий, сверкающий, чистый, царственный, высокий, хрупкий, призрачный.

Символ: символ девушки, девы, чистоты, изящества.

Символ верности и любви: существует легенда о том, что лебедь не может жить после смерти любимой (любимого).

В мировой культурной традиции является символом поэзии .

Зоопарк или сад - место, где содержатся для показа животные. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

- Спасибо :

- Ребята, закройте ладошкой текст стихотворения, оставьте только его заглавие. Зная лексическое и символическое значение слов, подумайте, какой смысл, по вашему мнению, вложил поэт в это словосочетание? Нет ли здесь противоречий? Сочетаются ли эти слова?

- Правы мы оказались или нет, узнаем, когда откроем все двери нашего дома. А для этого нам вновь нужна помощь Риторика.

Р. - Догадайтесь, о чём идёт речь: "Первый шаг всё определяет".

(Первое предложение текста)

Р. - Теперь у вас есть второй ключик - "Первое предложение текста".

- Запишите название второго ключика. Восстановите предложение: "_______________ в тексте очень часто играет большую роль в его понимании".

- Прочитайте выразительно первое предложение в стихотворении. (Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица дева, дикарка - Высокая лебедь плывёт)

Р. - Чтобы понять значение этого предложения, вам понадобится ещё один ключик, который заключён в словах античного поэта-драматурга Эсхила: "Кто умеет выбирать нужное из многого - тот мудр". О чём идёт речь?

(КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА)

- Запишите название третьего ключика и восстановите предложение: _________________образуют смысловую цепочку текста. Зная их, можно вспомнить знакомый текст или предугадать, предсказать содержание нового текста. __________________связаны по смыслу с заголовком, темой, основной мыслью текста.

- Какие слова будут ключевыми в первом предложении? Сумерки, искусственных, дева, дикарка, высокая лебедь.

Искусственный, -ая, -ое. 1. Не природный, сделанный наподобие подлинного. Искусственные цветы. 2. Притворный, неискренний.

- Почему воды искусственные, как вы думаете? (В зоопарке всё создано искусственно, не самой природой)

- Почему поэт пользуется старинной формой слова лебедь - не мужского, а женского рода? (Устаревшая поэтическая форма женского рода подчёркивает сказочность, поэтичность образа)

- Каков смысл слова дикарка? (Дикарь - перен. застенчивый, избегающий людей человек, ж. дикарка)

- Красавица дева, дикарка: Как вы представляете себе этот образ? (Словесное рисование) Образ красивой царственной девушки.

Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво.

- Узнали вы эту героиню?

- Похожа ли лебедь из стихотворения Н.Заболоцкого на Царевну-лебедь из сказки А.С. Пушкина?

- Давайте понаблюдаем, действительно ли поэт рисует образ не просто птицы, а ЦАРЕВНЫ-лебеди. Проанализируйте всё стихотворение и отметьте ключевые слова, помогающие увидеть и понять роль этого образа. Работайте в парах: 1 ряд - найдите эпитеты в описании лебеди и определите их роль, 2 ряд - метафоры и перифразы, объясните их значение, 3 ряд - прочитайте 5, 6, 7 четверостишие и отметьте ключевые слова в описании города. Индивидуальное задание - Александров М. и Саухин С. - сопоставьте звуковой ряд в описании лебеди и города; Занделов Вл. И Сергеева О. - сопоставьте цветовую и световую гамму в описании лебеди и города. (Работа выполняется в течение 3-5 минут)

- Какими художественными средствами поэт создаёт образ лебеди? Какова их роль?

- Эпитеты : Каково их значение?

- Перифразы:

- Почему животное? Животные. Стар.-слав. животьно от животъ "жизнь". Буквально - "то, что живет". Объясните значение перифразы животное, полное грёз.

- Мантия снега белей: Для чего использована данная метафора?

- Объясните смысл сравнения "как изваянье приподнятой к небу волны".

- С помощью каких слов рисует поэт образ города? Какова роль этих слов?

- В чём особенность звукописи? Что можно сказать о цвете и свете при описании лебеди и города?

Описание мира лебеди Описание города
Цвет и свет: белоснежный, лиловый, светлое сиянье, белый. Блеск: перламутровый, сверкающий.
Звукопись: повтор гласных |о|, |е| - благозвучие, напевность. Поёт нам о счастье весны. Повтор согласных: |с|, |р|, |ж|, |щ| - звучание неблагозвучное, резкое.
Перифразы: красавица дева, белоснежное диво, крылатое диво, дивные два аметиста; животное, полное грёз.

Эпитеты: дивные, высокая, шелковиста, сказочный мир, крылатое,

Метафора: мантия снега белей.

Сравнение: как изваянье приподнятой к небу волны.

Скрежещут трамваи, скрипит мост, истошно кричат попугаи, звери приделаны

Фигуры оленьи

Город теснится

Громоздя

- Похож ли город на царственный мир лебеди? (ТАБЛИЦА НА ЭКРАНЕ) Почему? Мир лебеди живой, настоящий, в нем краски природы, которых лишен город. Мир лебеди - это мир природы, в котором царствует гармония. (Гармония - согласованность, стройность в сочетании чего-либо) А в мире людей - дисгармония.

- Город и лебедь противопоставлены друг другу, мы отчётливо видим это в таблице.

- Как называется приём противопоставления в художественном произведении? (Антитеза) В чём её смысл?

Р. - Сравнивая два противоположных образа, вы, ребята, работали над особенностью построения произведения, поэтому я дарю вам четвёртый ключик, который называется "КОМПОЗИЦИЯ". Композиция (в переводе с лат. - составление, соединение) - построение художественного произведения, взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.)

Р. - Итак, вы открыли почти все двери дома, но впереди ещё одна тайна, ещё одна дверь, ключ от которой спрятан в пословице: "Конец - делу венец"? (Конечные слова текста)

Р. - Вручаю вам пятый ключик, который называется "Конечные слова текста".

- Прочитайте последнее четверостишие: И слышит, как в сказочном мире, У самого края стены, крылатое диво на лире Поёт нам о счастье весны.

- Чтобы понять смысл предложения, мы снова обращаем внимание на ключевые слова. Отметьте их. (Крылатое диво: Сказочный:) Объясните значение этих слов в стихотворении.

Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного полёта.

Сказочный мир

- Какие слова повторяются в стихотворении дважды? (Диво, край) Поэт вкладывает особый смысл в эти слова, дважды употребляя их. Почему?

Диво - то, что вызывает удивление.

Край - предельная линия, предельная часть чего-нибудь.

- Как вы считаете, почему лебедь поёт на лире?

Лира - символ высокой поэзии, поэтому и образ лебеди тоже поэтичен и вечен, как вечно искусство.

- Что значит петь о счастье весны? (Весна - символ возрождения, любви, надежды. Лебедь поёт о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни - о вечности этой жизни, о её красоте) Весна - это состояние души.

- Что для поэта город и символом чего является лебедь?

- Вернёмся теперь к заглавию стихотворения и ещё раз подумаем над его смыслом. (Слова лебедь и зоопарк не сочетаются: Свободная удивительная птица, сказочная красавица должна быть на свободе)

- Какова же основная мысль всего стихотворения?

- Какие же чувства и мысли с помощью слова хотел передать поэт?

- Как вы считаете, удалось ли вам сегодня пообщаться с Н. Заболоцким? Докажите свою точку зрения. (Проанализировав стихотворение и открыв все его тайны, мы таким образом узнали о чувствах и мыслях поэта, а следовательно вступили с ним в диалог) Было ли это общение результативным? (Научились чувствовать поэтическое слово, читать его скрытый смысл)

- Зная о чувствах, которые вложил поэт в своё стихотворение, мы можем прочитать его выразительно. Сегодня на уроке это сделают :

Р. - Сегодня, ребята, в ваших руках появились удивительные ключи от дома под названием ТЕКСТ. Эти ключики, если умело ими пользоваться, помогают раскрыть замочки - тайны волшебного мира, в котором царствует поэзия. Я желаю вам успехов в общении с этим волшебным миром. До новых встреч.

- Я от лица всего класса благодарю Риторика за помощь и :, который сегодня озвучивал слова Риторика и прекрасно с этим справился.

- Мне осталось дополнить, что ключики, о которых мы сегодня вели разговор, называются СИЛЬНЫМИ ПОЗИЦИЯМИ ТЕКСТА. Записывая их названия в информ.листы, вы таким образом составляли алгоритм, который поможет вам разгадать тайны художественного текста. Давайте закончим этот алгоритм.

- Дома с помощью этого алгоритма проанализируйте стихотворение Д.К. Бальмонта "Белый лебедь" и определите его основную мысль.

- Предлагаю вам стать юными скульпторами. Жители города заказали вам скульптуру лебедя, в честь прекрасных птиц, которые дарят людям радость и надежду. Каким будет ваш лебедь? Как вы назовете скульптуру? Какие чувства вы бы хотели вызвать у посетителей парка? Опишите место в парке, где вы поставите скульптуру. Какого размера она будет? Из какого материала вы сделаете лебедя? Опишите словесно вашу воображаемую скульптуру. (Словесное рисование)

- Я вижу, что на сегодняшнем уроке вы научились самому главному - чувствовать красоту и беречь её. К следующему уроку вы можете нарисовать образ лебеди, созданный Н. Заболоцким или сочинить рассказ, сказку, стихотворение, выразив своё отношение к этим птицам. Запишите домашнее задание.

- Учитесь фантазировать, творить и не бойтесь выражать свои мысли и пусть духовная энергия, вечная загадка красоты и таланта, которую таит в себе искусство подарит каждому из вас

: размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворчество.
Б.Пастернак

Приложение.