Цель урока: закрепить правильное произношение звука “Л” в слогах, словах, фразовой речи детей.
Задачи урока:
– продолжать обучать делению слова на слоги;
– упражнять в определении позиции звука “Л” в слове;
– обучать согласовывать различные части речи;
– развивать навыки словообразования: подбор родственных слов, употребление приставочных глаголов;
– активизировать и обогащать словарный запас, расширять представления об окружающем мире;
– развивать пространственную и двигательную сферу детей, учить сочетать речь и движение;
– воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: игровое поле в виде карты, “лунные путеводители”, предметные картинки, плоскостные фигурки Лунтика, Солдат, Пчёлки, полоски-“дощечки”, полоски-“брёвна” с предложениями, “дерево” родственных слов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Беседа.
(Дети стоят на ковре вокруг логопеда и рассматривают плоскостную фигурку Лунтика)
Логопед:
– Здравствуйте, дети. Сегодня у нас в гостях необычный гость. Вы его узнали?
Дети:
– Это Лунтик.
Логопед:
– Нам нужно помочь Лунтику. Ему нужно возвращаться домой, а он забыл, где находится его дом. Поможем ему?
Дети:
– Поможем.
2. Основная часть.
- Характеристика звука.
Логопед:
– Лунтик услышал сигналы из дома. Послушайте их: ла-ло-лу, лу-лы-ла, ло-ла-лу.
– Повтори их Коля, повтори Лена, повтори Оля.
– Какой звук повторяется в этих сигналах? Расскажите Лунтику всё об этом звуке.
Дети:
– Это звук “Л”. Он согласный, звонкий, твёрдый.
- Пространственная ориентация на листе бумаги.
(Логопед вместе с детьми подходят к доске и рассматривают карту.
На карте нарисована речка, дорога жёлтого цвета, на которой прикреплены плоскостные фигуры солдат, пчёлки, дерева, полоски-“брёвна”).
Логопед:
– Эта карта поможет Лунтику найти дорогу домой. Для этого мы сначала выясним, какого цвета должна быть дорога. У себя на столах вы увидите “путеводитель”.
(У каждого ребёнка на столе лежит лист с разноцветными квадратиками).
– По нему мы сейчас будем двигать фишку. Поставьте фишку в левый нижний угол. Следуя моим указаниям, вы сможете определить цвет дорожки, по которой должен идти Лунтик.
– Внимание: 1 клетка – вверх, 2 клетки – вправо, 3 клетки – вверх ит.д.
– Какого цвета последний квадратик? Какого цвета должна быть дорога?
Дети:
– Жёлтая.
(На начало дороги прикрепляется фигурка Лунтика).
- Определение позиции звука “Л” в словах.
Логопед:
– Посмотрите, ребята, на пути Лунтика стоят солдаты. Первого солдата зовут Лука, второго – Володя, третьего – Павел. Солдаты пропустят Лунтика, если вы отдадите Луке картинки, в названии которых звук “Л” находится в начале слова, Володе – картинки со звуком “Л” в середине слова и Павел получит картинки, в названии которых звук “Л” в конце слова.
(Дети называют свои картинки: пила, голубь, ложка, стол и т.д. Определяют позицию звука “Л” в названии своей картинки и относят каждому из солдат).
- Образование приставочных глаголов.
Логопед:
– Дорога ведёт Лунтика к реке. Расскажите, как наш герой шёл к ней.
(Называние детьми приставочных глаголов по демонстрируемым действиям: вышел из леса, пошёл по дорожке, подошёл к пню, обошёл его, пошёл дальше, увидел речку, отошёл от речки).
- Развитие длительности выдоха .
Логопед:
– Посмотрите, появились облака на небе. Нужно нам их разогнать. Подуем на облака.
(Дети подходят к карте и дуют на “облака”, прикреплённые на ниточках в верхней части карты. После выполнения упражнения на развитие длительности выдоха, “облака” исчезают).
- Деление слов на слоги.
Логопед:
– А теперь нам нужно построить мостик, чтобы Лунтик смог по нему перейти реку.
(На столике лежат картинки. Каждый из детей берёт картинку, называет её и по инструкции логопеда хлопает в ладони столько раз, сколько слогов в его слове. После выполнения задания каждый берёт столько полосок-“дощечек”, сколько слогов в его слове и на карте прикрепляет свои полоски, строя таким образом мост.).
- Динамическая пауза (речь+движение).
Логопед:
– Мост мы построили и можем немного подвигаться.
Облака.
– Жур-жур-жур, – журчит река,
– Я теку издалека.
(Наклоняются вперёд, плавно покачивая руками)
- Мимо-мимо-мимо-мимо, проплывают облака.
(Покачивают руками вверху)
– Вы куда? – кричит река,
Облака: “Туда, туда, туда”.
(Покачивают ноги вперёд – назад)
– Может снова приплывёте?
А они: “Когда? Когда?”
(Пожимают плечами)
Гонит ветер нас лихой
Только снится нам покой.
- Работа с деформированным предложением.
Логопед:
– Ребята, посмотрите какой завал из брёвен на пути Лунтика.
(После прослушивания предложения, дети исправляют порядок слов в нём, и с пути Лунтика убираются полоски-“брёвна”).
Лодка плывёт на Миле.
Клубника ест Володю.
Платье надело Милу.
Стол стоит на лампе.
- Согласование местоимений с им. прилагательными и им. существительными.
Логопед:
– К Лунтику прилетела Пчёлка поиграть. Давайте поиграем вместе с ними.
(Дети называют свои картинки по заданному образцу).
Он мой голубой лук, стол, стул и др.
Она моя голубая луна, лодка и др.
Оно моё голубое облако, платье и др.
Они мои голубые голуби, лыжи и др.
- Образование родственных слов.
Логопед:
– У этого дерева Лунтик решил отдохнуть.
(Подбор родственных слов к слову “Лунтик”: луна, луноход, лунный, лунатик, полнолуние).
- Составление слова по первым звукам названий предложенных картинок.
Логопед:
– А сейчас очень важное задание. Мы должны узнать куда отправится Лунтик после нашей встречи. Назовём первый звук в названиях картинок и узнаем где находится дом Лунтика.
Лук Утка Нож Аист
3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей.
Логопед:
– Вы замечательно справились со всеми заданиями. Лунтик благодарит вас за помощь. Спасибо всем. Молодцы!