Занятие по формированию речи для детей старшего возраста

Разделы: Логопедия


Цель урока: закрепить правильное произношение звука “Л” в слогах, словах, фразовой речи детей.

Задачи урока:

– продолжать обучать делению слова на слоги;
– упражнять в определении позиции звука “Л” в слове;
– обучать согласовывать различные части речи;
– развивать навыки словообразования: подбор родственных слов, употребление приставочных глаголов;
– активизировать и обогащать словарный запас, расширять представления об окружающем мире;
– развивать пространственную и двигательную сферу детей, учить сочетать речь и движение;
– воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: игровое поле в виде карты, “лунные путеводители”, предметные картинки, плоскостные фигурки Лунтика, Солдат, Пчёлки, полоски-“дощечки”, полоски-“брёвна” с предложениями, “дерево” родственных слов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  • Беседа.

(Дети стоят на ковре вокруг логопеда и рассматривают плоскостную фигурку Лунтика)

Логопед:

– Здравствуйте, дети. Сегодня у нас в гостях необычный гость. Вы его узнали?

Дети:

– Это Лунтик.

Логопед:

– Нам нужно помочь Лунтику. Ему нужно возвращаться домой, а он забыл, где находится его дом. Поможем ему?

Дети:

– Поможем.

2. Основная часть.

  • Характеристика звука.

Логопед:

– Лунтик услышал сигналы из дома. Послушайте их: ла-ло-лу, лу-лы-ла, ло-ла-лу.

– Повтори их Коля, повтори Лена, повтори Оля.

– Какой звук повторяется в этих сигналах? Расскажите Лунтику всё об этом звуке.

Дети:

– Это звук “Л”. Он согласный, звонкий, твёрдый.

  • Пространственная ориентация на листе бумаги.

(Логопед вместе с детьми подходят к доске и рассматривают карту.

На карте нарисована речка, дорога жёлтого цвета, на которой прикреплены плоскостные фигуры солдат, пчёлки, дерева, полоски-“брёвна”).

Логопед:

– Эта карта поможет Лунтику найти дорогу домой. Для этого мы сначала выясним, какого цвета должна быть дорога. У себя на столах вы увидите “путеводитель”.

(У каждого ребёнка на столе лежит лист с разноцветными квадратиками).

– По нему мы сейчас будем двигать фишку. Поставьте фишку в левый нижний угол. Следуя моим указаниям, вы сможете определить цвет дорожки, по которой должен идти Лунтик.

– Внимание: 1 клетка – вверх, 2 клетки – вправо, 3 клетки – вверх ит.д.

– Какого цвета последний квадратик? Какого цвета должна быть дорога?

Дети:

– Жёлтая.

(На начало дороги прикрепляется фигурка Лунтика).

  • Определение позиции звука “Л” в словах.

Логопед:

– Посмотрите, ребята, на пути Лунтика стоят солдаты. Первого солдата зовут Лука, второго – Володя, третьего – Павел. Солдаты пропустят Лунтика, если вы отдадите Луке картинки, в названии которых звук “Л” находится в начале слова, Володе – картинки со звуком “Л” в середине слова и Павел получит картинки, в названии которых звук “Л” в конце слова.

(Дети называют свои картинки: пила, голубь, ложка, стол и т.д. Определяют позицию звука “Л” в названии своей картинки и относят каждому из солдат).

  • Образование приставочных глаголов.

Логопед:

– Дорога ведёт Лунтика к реке. Расскажите, как наш герой шёл к ней.

(Называние детьми приставочных глаголов по демонстрируемым действиям: вышел из леса, пошёл по дорожке, подошёл к пню, обошёл его, пошёл дальше, увидел речку, отошёл от речки).

  • Развитие длительности выдоха.

Логопед:

– Посмотрите, появились облака на небе. Нужно нам их разогнать. Подуем на облака.

(Дети подходят к карте и дуют на “облака”, прикреплённые на ниточках в верхней части карты. После выполнения упражнения на развитие длительности выдоха, “облака” исчезают).

  • Деление слов на слоги.

Логопед:

– А теперь нам нужно построить мостик, чтобы Лунтик смог по нему перейти реку.

(На столике лежат картинки. Каждый из детей берёт картинку, называет её и по инструкции логопеда хлопает в ладони столько раз, сколько слогов в его слове. После выполнения задания каждый берёт столько полосок-“дощечек”, сколько слогов в его слове и на карте прикрепляет свои полоски, строя таким образом мост.).

  • Динамическая пауза (речь+движение).

Логопед:

– Мост мы построили и можем немного подвигаться.

Облака.

– Жур-жур-жур, – журчит река,

– Я теку издалека.

(Наклоняются вперёд, плавно покачивая руками)

- Мимо-мимо-мимо-мимо, проплывают облака.

(Покачивают руками вверху)

– Вы куда? – кричит река,

Облака: “Туда, туда, туда”.

(Покачивают ноги вперёд – назад)

– Может снова приплывёте?

А они: “Когда? Когда?”

(Пожимают плечами)

Гонит ветер нас лихой

Только снится нам покой.

  • Работа с деформированным предложением.

Логопед:

– Ребята, посмотрите какой завал из брёвен на пути Лунтика.

(После прослушивания предложения, дети исправляют порядок слов в нём, и с пути Лунтика убираются полоски-“брёвна”).

Лодка плывёт на Миле.

Клубника ест Володю.

Платье надело Милу.

Стол стоит на лампе.

  • Согласование местоимений с им. прилагательными и им. существительными.

Логопед:

– К Лунтику прилетела Пчёлка поиграть. Давайте поиграем вместе с ними.

(Дети называют свои картинки по заданному образцу).

Он мой голубой лук, стол, стул и др.

Она моя голубая луна, лодка и др.

Оно моё голубое облако, платье и др.

Они мои голубые голуби, лыжи и др.

  • Образование родственных слов.

Логопед:

– У этого дерева Лунтик решил отдохнуть.

(Подбор родственных слов к слову “Лунтик”: луна, луноход, лунный, лунатик, полнолуние).

  • Составление слова по первым звукам названий предложенных картинок.

Логопед:

– А сейчас очень важное задание. Мы должны узнать куда отправится Лунтик после нашей встречи. Назовём первый звук в названиях картинок и узнаем где находится дом Лунтика.

Лук Утка Нож Аист

3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей.

Логопед:

– Вы замечательно справились со всеми заданиями. Лунтик благодарит вас за помощь. Спасибо всем. Молодцы!