Интегрированный урок по обучению грамоте, трудовому обучению и окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Форма урока: Игра-путешествие ,,По морям, по волнам”

Чтение.

Цель: Закрепить в сознании детей функцию буквы “Я” в качестве показателя мягкости согласных звуков, а также добиться чёткого усвоения того, в каких случаях буква “Я” обозначает два звука, развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление, формировать навыки чтения, умение работать с текстом.

Окружающий мир.

Тема: “Звёздное небо. Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?”

Цель: Познакомить со звёздным небом, созвездиями, формировать представления о звёздах, солнце, как спутнике Земли.

Трудовое обучение.

Складывание бумаги пополам и вчетверо. Игрушка-кораблик.

Цель: Выполнять операции: складывание пополам и вчетверо.

Оборудование:

  1. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Приложение 1
  3. Рисунок 1.
  4. Карточки со словами и стихотворениями.
  5. Толковый словарь.
  6. Песочные часы.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся вместе с учителем проговаривают вслух следующее стихотворение:

Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу поднесём,
Руку левую на стол, сверху
Правую кладём

II. Постановка темы и цели урока.

У: Сегодня на уроке мы будем читать разные тексты с буквой “ Я ”. Также повторим, что же мы узнали о букве “ Я ” на предыдущем уроке.

У: Мы будем не просто учениками, а путешественниками. А для путешествия нам нужен кораблик, который мы сейчас с вами и сделаем приёмом оригами.

У: Какое правило в работе с оригами поможет выполнить кораблик правильно?

У: Молодцы! А сейчас по плану складывания оригами мы приступим к работе.

(На доску вывешивается план работы изделия – Приложение 1)

У: Молодцы! Давайте выучим скороговорку о нашем кораблике.

Представим, что это яхта

Скороговорка: Легка и послушна яхта моя,

Я бороздить на ней буду моря.

У: Кораблик получился замечательный!

У: Для путешествия нам необходима карта, чтобы видеть путь – куда плыть кораблю. Посмотрите внимательно. Вот она (карта-рисунок <Рисунок 1>) на доске.

У: На ней изображён – день. А у вас она в Азбуке на стр. 112. На карте мы видим, что путь наш опасен и труден. Мы должны преодолеть подводные скалы и мели, выполнив задания. У путешественников обязательно должна быть тетрадь, в которой они записывают свои наблюдения. У нас это тетрадь для печатания. Итак, отправляемся в путь. Сигналом для путешествия будет хоровое проговаривание скороговорки.

(Дети хором произносят и показывают движения лодки)

III. Актуализация знаний.

Задание № 1 (подводная скала)

У: Вспомним что мы узнали о букве “Я” на предыдущем уроке? Раскройте её секреты.

Д: Секрет 1: Буква “Я” обозначает два звука, один из которых согласный мягкий [й], а второй гласный [а] – [йа]. Если буква “Я” стоит в начале слова или с другой гласной буквой.

Секрет 2: Если буква “Я” стоит в слиянии,то она обозначает один звук [а] и обозначает мягкость согласного звука.

У: Молодцы! Прочитайте слова и разделите их в две группы по секрету.

Слова на доске: Яхта, ярко, морская, моряк, якоря , Земля.

У: Какое слово мы отнесём и к ? и ?? группе? Запишем это слово в наши тетрадочки и выполним звуко-буквенный анализ слова.

ЯКОРЯ – 3 сл., 6 зв., 5 б.

У: Что такое якорь? Как вы это понимаете?

Д: Якорь – это металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна (объяснение из Толкового словаря).

У: Есть такие выражения: Стоять на якоре. Отдать якорь – опустить.

Снять с якоря – отправиться в плаванье.

У: Молодцы! Мы справились с первым заданием и наш корабль преодолевает первую подводную скалу. Пора нам сняться с якоря и отправиться дальше. На нашем пути вторая подводная скала.

Дети хором проговаривают скороговорку:

Скороговорка:

Легка и послушна яхта моя,
Я бороздить на ней буду моря.

Задание № 2

У: Мы продолжаем работать с тетрадью путешественника.

3 ученика работают индивидуально. Они готовятся к выразительному чтению стихотворения (сигнал светофора на парте указывает, что дети готовы).

1. Яше снятся якоря,
снятся яхты и моря.

2. Яша маленький пока,
Не дорос до моряка.

3. Подрастёт – служить во флот
Обязательно пойдет.

Ф. Бобылёв.

А все остальные дети работают со словом Земля. Игра “ Найдите слово в слове” Составить и записать слова. На работу 1 мин. (песочные часы 1 мин.)

Проверка:

а) Дети читают слова

У: Чем похожи слова – мял, лез, мел? (1 слог, 3 буквы, 3 звука)

У: Молодцы! В слове мял – сколько звуков обозначает буква “Я”? Почему?

Д: слияние

У: А сейчас внимательно слушаем стихотворения ребят и готовимся ответить на вопрос: Кто больше запомнит слова с буквой Я?

б) Выразительное чтение стихотворения у доски.

У: Какие слова запомнили? Молодцы! Мальчики нашего класса может быть, когда вырастут обязательно пойдут служить во флот, чтобы быть смелыми, отважными.

в) У: Ребята! Что такое Земля?

Д: Слово Земля имеет несколько значений - планета, суша, поле.

Чтение предложений из Азбуки.

У: Молодцы! Справились с заданием. Мы преодолели вторую подводную скалу.

Но прежде, чем нам отправиться дальше, мы должны набраться сил.

Физминутка.

Море волнуется раз….
Море волнуется два
Море волнуется три….
Морская фигура замри.

Задание № 3

У: Итак, продолжаем наше путешествие.

Дети хором проговаривают скороговорку:

Скороговорка:

Легка и послушна яхта моя,
Я бороздить на ней буду моря.

У: Сейчас мы с вами поиграем в игру “День” – “ Ночь”. “День” – глазки открыты. “Ночь” – глазки закрываем. В это время повесить на доску карту-рисунок “ночь”. Откройте глазки.

У: Что изменилось?

Д: наступила ночь

У: Совершенно верно! Как нам быть? Как нам не сбиться с пути?

Отгадайте загадку и отгадка нам даст ответ.

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
и сигналит кораблям:
“Заходите в гости к нам”!

(маяк)

У: Что это за великан? Как вы понимаете, что такое маяк?

У: В Толковом словаре русского языка Ожегова есть объяснение. Я его вам прочитаю.

Маяк – это башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове, в устье реки.

У: Как только вы выучите все буквы, то будете самостоятельно работать со словарём и находить объяснения трудных слов.

У: Запишем новое слово в тетрадь. МАЯК и выполним звуко-буквенный разбор слова.

У: Сколько слогов?

Д: 2 слога

У: Обоснуйте свой ответ. Сколько букв?

Д: 4буквы

У: Сколько звуков?

Д: 5 звуков

У: Почему? Обоснуйте свой ответ?

Д: Буква “Я” стоит рядом с другой гласной буквой “а”

У: Чтобы ночью корабли не сбились с пути, не встретили на своём пути скалы, мели, то им помогает маяк. Сейчас мы прочитаем рассказ “Маяк” в Азбуке по цепочке и по предложению, а 4 ученика работают индивидуально. Они готовятся к выразительному чтению стихотворения.

,,Маяк” В. Маяковского

Вечерами, а также к ночи
плавать в море трудно очень…
Капитану так обидно –
даже берега не видно.
Вдруг – обрадован моряк: загорается маяк.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал – и снова нет,
и опять зажёгся свет.
Здесь, мол, тихо – все суда заплывайте вот сюда…
Всем показывает свет – здесь опасно или нет.

Проверка: Чтение ,,по цепочке”.

У: Вам встретилось слово “яростно”. Объясните это слово. Как вы его понимаете? Подберите синонимы к слову

Д: Резко, быстро, сильно

У: Сколько звуков обозначает буква “Я” в слове? Почему?

Д: 2 звука, буква стоит в начале слова.

У: Назовите действия, что происходит на море, когда яростно завыл ветер?

Д: сверкает, взлетает

У: Куда спешат все суда?

Д: В порт.

У: Что такое порт? Что помогает кораблям быстрее приплыть в порт?

Д: Маяк.

У: Совершенно верно! Маяк – это хороший проводник для судов ночью.

Порт – место с защищенным водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов, а так же город у моря с оборудованным водным пространством.

У: Молодцы! А сейчас послушаем стихотворение “Маяк”. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: Каким светом загорается маяк?

У: Молодцы! справились с заданием. Осталось ещё преодолеть одну скалу. Итак, в путь!

Дети хором проговаривают скороговорку:

Скороговорка:

Легка и послушна яхта моя,
Я бороздить на ней буду моря.

Задание № 4

У: Чтобы путь моряков был безопасен ночью, то мы уже знаем – им помогает маяк.

А что же ещё помогает ночью морякам не сбиться с пути? Отгадайте загадку.

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.

Д: Звёзды.

У: Совершенно верно! Это звёзды. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Солнце не просто светит днём, а оно-то и создаёт нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звёзды. Солнце – это звезда. Причём Солнце – это ближайшая к Земле звезда, поэтому мы его видим большим, чем другие дальние звёзды. Другие звёзды находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным.

Белые и голубые звёзды – очень, очень горячие звёзды. Они горячее солнца.

Жёлтые звёзды – холоднее белых и голубых. Они примерно такие же, как наше Солнце.

Звёзды красноватого цвета – холодные. Есть звёзды гиганты, а есть – карлики. Посмотрите на карту Звёздного неба. Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное. Если на карте условными белыми линиями соединить между собой определённые звезды, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет своё название. В созвездии ,,Малая Медведица” есть звезда на которую ориентируются моряки и все люди, чтобы не заблудиться. Называется Полярная Звезда.

Практическая работа.

У: Возьмите в руки листок, соедините звёзды линиями. Что у вас получилось?

Д: Ковш.

У: В созвездии Малой Медведицы его называют маленький ковшик. Из скольки звёзд он состоит?

У: Все ли звёзды одинаковые? Найдите самую большую звезду. Где она находится в ковшике?

Д: В ручке ковша.

У: В ручке ковша первая яркая звезда – это и есть Полярная Звезда. Вечером, когда стемнеет, надо найти маленький ковшик и Полярную Звезду. Значит – это Север. Соответственно сзади – Юг. Слева – запад. Справа – восток. Вот так моряки ориентируются в ночное время.

IV. Рефлексия. Итог урока.

У: Мы справились со всеми заданиями, преодолев все подводные скалы. Молодцы!

У: Ребята, понравился вам урок?

Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

Что новое узнали на уроке?

Если вам понравился урок, возьмите в руки красный парус.

Если не понравился – синий парус и приколите его на кораблик.

Поднимите кораблик и покажите.

Молодцы! Спасибо за работу!